Трансформация мифологических мотивов в фольклорные формы (урок чтения 2 класс)
Трансформация мифологических мотивов в фольклорные формы (урок чтения 2 класс)
Данный урок проводится во втором классе в конце изучения темы «Устное народное творчество». На основе рассмотрения русской народной сказки «Царевна-лягушка» анализируется произведение с лингвистической точки зрения, формируется интерес к устному народному творчеству родного края. Урок проходит в форме активного диалога с учащимися, используется работа в парах и группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– А теперь нам предстоит узнать, над чем же мы будем работать весь урок. Каждый ряд получает задание – восстановить текст, который разрушен злым волшебником.
1 ряд. В некотором ..(царстве).., в некотором ..(государстве).., жил-был ..(царь).., и было у него три ..(сына)... Младшего звали ..(Иван-царевич)…
2 ряд. Уложила квакушка царевича ..(спать).., а сама сбросила с себя лягушечью ..(кожу).. и обернулась красной девицей – ..(Василисой).. Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке ..(сказать).., ни пером ..(описать)...
3 ряд. Разыскивай меня за ..(тридевять).. земель, за ..(тридевять).. морей, в тридесятом царстве, у Кощея ..(Бессмертного)… Как три пары ..(железных).. сапог износишь, как три ..(железных).. хлеба изгрызёшь, - только тогда и ..(разыщешь).. меня.
– Из какого произведения эти отрывки? (Царевна-лягушка)
– К какому жанру устного народного творчества относится это произведение?
(к сказкам)
– Какие сказочные элементы указывают на это? (Сказочное начало, сказочный конец, сказочные герои, троекратный повтор)
– Какие сказочные герои есть в этой сказке?
Сказочные герои
волшебные героилюдиживотные
лягушка царь медведь
Баба-Яга Иван-царевич заяц
Кощей Бессмертный 3 брата селезень
Старичок жёны братьев утка
Щука
– Если в сказке есть волшебные герои, значит это какая сказка? (волшебная)
4. Сообщение темы.
– Сегодня мы будем учиться видеть в волшебной народной сказке проявление веры предков в чудеса, магию, колдовство.
5.Работа по теме.
Рассказ учителя. Сказка «Царевна-лягушка» появилась очень давно, на земле, где было много болот, а в болоте – много лягушек. Это было недалеко от города Дмитров. Ещё 100 лет назад жителей этой местности называли «лягушатниками». Лягушка была тотемом племён, живших на этой земле.
– Что обозначает слово «тотем»? (священное животное)
Об этом свидетельствуют находки археологов. Они нашли украшения в виде лягушачьих лапок.
Так постепенно сказка и начинает открывать нам свои тайны. Они связаны с волшебными моментами её сюжета. Повторим их.
1) Стрела царевича.
2) Три задания царя в исполнении лягушки.
3) Звери – помощники.
4) Баба – Яга.
5) Смерть Кощея.
Рассмотрим все эти моменты.
1) Прочитайте, как братья выбирали себе невест. (По ролям: автор, лягушка, царевич)
Итак, Иван пустил стрелу наугад – и она выбрала ему невесту. Он же, увидев, что это лягушка, опечалился, но покорился. Почему? (ответы детей).
Иван покорился судьбе, ибо пускание стрелы наугад – один из древних видов славянской магии – способ гадания по стреле. Так распорядилась СУДЬБА, а с ней спорить нельзя, считали наши древние предки.
2) Далее. Лягушка исполняет три задания царя. Какие? (печёт пирог, ткёт ковёр, танцует танец).
– Почему три задания? (Три – магическое число на Руси, означает «много»).
а) Зачитайте, какой получился каравай (читает пара)
– Почему именно такой каравай?
В Болгарии и сейчас пекут такой красивый хлеб. Его называют «богач». Люди раньше верили, что, если испечь хлеб и украсить его изображением домов, домашнего скота, деревьев, рыб и птиц, а потом принести в жертву Богам, то Боги даруют им всё это в изобилии.
б) Зачитайте, какой ковёр получился у Царевны-лягушки. (читает пара).
Выбор этот неслучайный. Раньше весной женщины ткали полотно, вышивали его узорами, которые представляют собой магические знаки – просящие у славянских богов урожай. Простейшие из них: «солярный круг» – солнце, «древо жизни» – растение, «плодородие» – засеянное поле. Эти знаки можно встретить и сейчас в традиционных узорах русской вышивки, резьбы по дереву. Вот что, оказывается, выткала на своём ковре Лягушка!
в) Наконец, рассмотрим танец (читает пара).
– Почему именно такой танец?
Царевна-лягушка танцует, размахивая руками, разбрасывает из широких рукавов косточки и разбрызгивает воду. При этом она кружится на одном месте. Такой танец был в глубокой древности. Он исполнялся в начале лета в честь бога травы и воды. Так женщины просили у природы необходимую для растений влагу, а также обилия птицы и рыбы. Костюм, в котором исполнялся танец, выглядел так: Рукава доходили до земли и были очень широки.
Физминутка. Танцуем «Каравай»
3) А теперь поговорим о волшебных моментах сказки.
а) Мы уже говорили, что в волшебной сказке «Царевна-лягушка» очень сильны отголоски анимализма, что говорит о её древнем происхождении. Речь идёт не только о центральном персонаже – лягушке. Иван – царевич помогает встретившимся зверям, отпускает их не потому, что ему их жаль. «Народная сказка не знает жалости». Дело в том, что у наших предков был запрет – ТАБУ – на убийство тотемных животных.
– Перечислите, кого отпустил Иван, и кто помог ему потом. А теперь посмотрим на план и поместим фигурки зверей, птиц, рыб в среду их обитания.
(Медведя – в лес, щуку – в реку, зайца – на луг, селезень – в поле, лягушка – в болото).
Вы уже догадались, что медведь, щука, селезень и заяц, как и лягушка – тотемы соседних племён. Вероятно, соседние племена жили дружно, помогали друг другу. Так, в помощи зверей Ивану в сказке отражён союз соседних племён.
б) Следующий важный момент – встреча Ивана с Ягой. Послушайте отрывок, в котором рассказывается, как Иван подошёл к избушке на Курьих ножках. (Слушают магнитофонную запись).
– Так где же живёт Яга?
Да, эта избушка тесная. У Яги «зубы на полке, нос в потолок врос…» Задумывались ли вы, почему у Яги такая тесная избушка, да ещё на курьих ножках?
Яга олицетворяет собою царство мёртвых. Поэтому у неё костяная нога. А избушка у Яги – это гроб. Раньше наши предки называли его домовиной – дом для умершего. Финно-угорцы хоронили умерших на болоте, чтобы душам удобнее было переселяться в тотемных лягушек. Потому-то и гроб ставили на сваях-столбах. Вот вам и курьи ножки. Душа колдуньи Яги не переселилась в лягушку, осталась маяться. Она – проводник между живыми и мёртвыми. Поэтому Яга и указывает Ивану путь к Кощеевой смерти.
в) Наконец, и мы добрались до Кощеевой смерти, к которой стремился Иван-царевич. Прочитайте, куда она запрятана (читаем хором).
На море есть остров.
На острове – дуб.
На дубе – ларец.
В ларце – заяц.
В зайце – утка.
В утке – яйцо.
В яйце – игла.
Это не случайно. Древние люди всегда задумывались о том, из чего же произошёл мир, но не могли ответить на этот вопрос. Не знали они также, что появилось раньше – яйцо или птица. Яйцо у древних народов считалось чудом. И сейчас многие обряды связаны с ним. Вспомните крашеные пасхальные яйца – писанки.
В древнем карело-финском эпосе – Калевале – так описано рождении мира, космоса:
У Богини неба есть утка. Она снесла яйцо. Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая. Из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный.
А теперь посмотрите, кто охраняет яйцо: вода, суша, зверь и птица. Вся эта цепочка поднимает волшебную сказку на уровень мифа о сотворении мира! Ведь это последовательность сотворения мира Богом – дни творения!
6.Заключение.
Каждая сказка – это кладезь народной мудрости. Они и возникали, чтобы учить, воспитывать, передавать потомкам знания о мире, религиозные представления, понятия о морали, правилах поведения. В большинстве сказок ярко проходит линия борьбы добра и зла. И рассмотренная нами русская народная сказка «Царевна-лягушка» подтверждает: только добро в содружестве с природой могут победить зло. Именно в этом смысл и идея этой древней и столь не простой сказки.
Литература:
А.В.Аркадьева, О.В.Пронина. Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир». Методические рекомендации. – Москва: «БАЛАСС», «С-ИНФО», – 2006, – С. 93-97.