Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Проверим готовность к уроку. - Что должно быть у вас на парта? (учебник литературного чтения и дневник, тетрадь) | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению | Упр. в отработке дыхания (стоя) | - Ребята, представьте, что нам дали задание украсить кабинет воздушными шарами, но прежде чем повесить шарики, как вы думаете, что нам необходимо сделать? - Правильно, надуть. - Представьте, что у вас в руке шарик и сейчас мы будем его надувать. - Делаем глубокий вдох, и выдыхаем. - Еще раз, садитесь. | Проводит дыхательную разминку, готовит детей к выразительному чтению. | Выполняют указания учителя, упражняются в отработке дыхания. |
Упр. в отработке дикции (чтение скороговорки) | - Ребята, мы с вами надули шарики, теперь подготовимся к чтению, подготовим с вами речевой аппарат. - Сейчас мы будем читать скороговорки сначала медленно, потом быстро. Сл. 2-3 - Послушайте скороговорку. (образцовое чтение учителя) Лезут козы в грозу – лозу козы в грозу грызут. - Прочитайте с разной интонацией ( удивлением, вопроса) - Прочитайте быстро, еще быстрее. - Прочитаем еще одну скороговорку. (читает учитель) Все озера – зеркала Из зеленого стекла. - Прочитайте с разной интонацией (восхищением, сожалением) - Прочитайте быстро, еще быстрее. | Подготавливает речевой аппарат к чтению, следит за правильностью выполнения, дает указание на чтение скороговорки. | Читают скороговорки с разной интонацией (восхищения, удивления, вопроса), разный темп чтения |
III. Проверка домашнего задания. Цель: контроль выполнения домашнего задания учащимися. | Выразительное чтение стихотворения С.А. Махотина «Жук» | - А сейчас мы проверим домашнее задание. - Что вам было задано на дом? (Выразительное чтение стихотворения «Жук») - Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения. - Проверим, как вы справились с этим заданием, прочитайте стихотворение с обидой, с удивлением, с досадой. Оценка, анализ прочитанного. - О ком это стихотворение? ( О жуке) - Каким был жук? ( Грозным, серьезным) - Как его звали? ( Имя у него не было, но звали его лесной жук») - Зачем автор пойдет в библиотеку? ( Для того, чтобы найти по рисункам, узнать, где он водится, как живет, зачем ему крылья и что он жуёт). | Проверяет домашнее задание, предлагает прочитать стихотворение с обидой, удивлением, досадой. | Читают стихотворение с обидой, удивлением, досадой. |
VI. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (отгадывание загадки) | - Посмотрите на слайд и отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете следующего героя, о котором мы будем читать сегодня. Сл. 4 Кто с ногами влез в варенье, Да ещё без разрешенье, И жужжит всё возле уха? Надоедливая … - Кто это? (Муха) - Муха – это кто насекомое или животное? (Насекомое) - Что знаете об этом насекомом? (Питается муха – всем, что едят люди, но больше предпочитает жидкую пищу) - Опишите ее, как, на ваш взгляд, она выглядит. (Муха- насекомое, может быть до 2 см. Имеет пару крыльев, довольно крупную голову, где находится – хоботок, предназначенным для всасывания жидкой еды.) - А может ли муха, стать героем урока литературного чтения. (Нет) - Сегодня мы познакомимся с литературным персонажем- мухой и узнаем, как она смотрит на мир своими глазами. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Принимают учебную задачу, отгадывают загадку, слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Определение темы и задач урока | - Кто догадался, какой будет тема нашего урока? - Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение писателя Саши Чёрного « Песня Мухи» - Познакомимся с биографией Саши Чёрного. - Будем учиться выразительному чтению стихотворения. - Учиться передавать настроение героя во время чтения произведения. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Подготовка к восприятию (знакомство с автором) | Сл. 5 - Познакомимся с биографией Саши Черного. Чёрный Саша (1880- 1932гг.) (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) – поэт, детский писатель. Родился в Одессе. Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Известность пришла к поэту, когда он стал сотрудничать в Петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» - Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, написал двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Саша Чёрный написал множество рассказов для детей. В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Выставка книг Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы» - С биографией какого писателя мы познакомились? (Саша Чёрный) - Для кого писал Саша Черный? ( Для детей) - Назовите произведения Саши Черного? (« Мечтатель», «Чудесное лето» ) - В каком городе родился поэт? ( В Одессе) - Какая настоящая фамилия Саши Чёрного? ( Гликберг) | Подготавливает детей к восприятию произведения. Знакомит детей с биографией автора. | Воспринимают учебную задачу, знакомятся с биографией С. Черного, рассматривают книги с произведениями автора. |
Первичное восприятие текста (читает учитель) | - Откройте учебник на странице 70- той. - Ребята, сегодня у нас не просто стихотворение, которое мы должны просто прочитать, а это стихотворение, которое нужно прочитать, войдя в роль главной «героини» - мухи. - Для этого мы будем использовать маску, но это чуть позже. А сейчас сядьте поудобнее, и представьте что вы главная героиня стихотворения, попробуйте посмотреть на мир глазами этого насекомого. - Сейчас я буду читать вам произведение, а вы внимательно следите и слушайте. - После прочтения будьте готовы ответить на вопрос: О чем это стихотворение? | Выразительно читает детям стихотворение «Песня Мухи», организует внимание учащихся . | Слушают, воспринимают стихотворение в соответствии с целевой установкой. |
Проверка первичного восприятия. | - Ребята, вам понравилось стихотворение? - Вы очень внимательно слушали. Ответьте на вопрос: О чем этот стихотворение?( О том, как муха хотела полакомиться капелькой сладкого желе) - Скажите, что вы почувствовали, слушая это стихотворение? (Радость) - Назовите главных героев стихотворения ? (Муха) - Какие картины, вы представляли во время слушания стихотворения? (представляли муху на потолке, затем на клеенке) | Проверяет уровень эмоционального воздействия произведения на детей, организует обмен мнениями. | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями о прочитанном. |
Словарная работа. | - Ребята, а теперь поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. Сл. 6 - Значения, каких слов, вам были непонятны? - Давайте объясним значение этих слов. « Желе» - пищевой раствор, в который добавляют желатин, причём при остывании вся масса получает студенистый вид. « Корочка» - кожура от дыни. - А для чего автор использовал это слова? «Зу-зу-зу», « Зы-зы», «Зынь-дзынь», « Дзынь» ( Эти слова автор использует, для полной передачи атмосферы описываемого, он передает жужжание мухи, ее движение, полет, суету, непонимание, радость) | Читает сложные слова, раскрывает значение этих слов. | Находят в тексте сложные слова, предлагают свои варианты значения слов. Слушают учителя, узнают правильное значение слов. |
ФИЗМИНУТКА | Мы потопаем ногами, Мы похлопаем руками, Покиваем головой, Верх посмотрим над собой. Руки вверх мы поднимаем, А теперь их опускаем. И тихонечко садимся. | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений. | Выполняют упражнения вместе с учителем по образцу |
Повторное чтение и анализ стихотворения (под руководством учителя) Чтение по строфам. | - Теперь прочитаем стихотворение еще раз. (Читают дети по строфам) - Мы с вами прочитали это произведение, а теперь будем отвечать на вопросы. - Где находилась муха вначале произведения? (На потолке) - А как вы думаете, почему она там находится? (Чтобы осмотреть комнату, в который она находится) - Как вы думаете, а почему ей было жарко? (Потому что тепло поднимается вверх) - Что она увидела на столе? (Она увидела каплю сладкого желе) - Прочтите обращение мухи к мальчику. (« Зы-зы, мальчик, это что? Взял слизал, а мне-то что?!» ) - С какой интонацией муха обратилась к мальчику (С возмущением) - А почему муха обращалась к мальчику с возмущением? (Потому что, он слизал, а ей ничего не досталось) - Что же муха вспомнила, когда улетала из комнаты, прочтите? (Что, «там за елкой на дорожке, много корочек от дынь») - Какой вы себе представляете муху? (Маленькой, жаждущей полакомиться чем-нибудь вкусным) - Какое настроение вызывает это стихотворение? (Позитивное) - Каким открывается мир глазами насекомого? (Ей важно найти что-то покушать) - Взглядом, какого животного вам бы хотелось посмотреть на наш мир? - Какой приём помогает ярче представить образ мухи? (Звукопись) Звукопись - это повторяемость похожих звуков в стихотворении, когда звучание соотносится с его содержанием или настроением. Придает особую музыкальность поэтическому тексту. - приведите примеры этого приема из текста ( «Зынь-дзынь», «Дзынь») - Ребята, в стихотворении автор использует еще один прием поэтической речи. Этот прием, называется аллитерация. Прочитайте значение этого приема, приведите примеры из текста. Аллитерация – это повторение одного или ряда звуков. («Зу-зу-зу», «Зы-зы») - Назовите приемы, которые автор использует в стихотворении? | Формулирует учебную задачу, организует повторное чтение произведения, формулирует вопросы и задания, контролирует правильность и полноту ответов, дополняет ответы учащихся, исправляет ошибки, побуждает к вдумчивому чтению. | Читают стихотворение выразительно, передают характер героев чтения, отвечают на вопросы учителя, находят текстовый материал по заданию учителя. |
Вывод (в чем проявилось мастерство поэта) | - Ребята, о ком это произведение? - Для чего писатель представил стихотворение?( Для того чтобы люди представили этот мир, глазами насекомого) - Для чего Саша Чёрный написал это стихотворение? ( Для того чтобы люди поняли, что они не одни в этом мире) - В каком моменте вам было смешно? Прочитайте. (Ответы детей) - Назовите приемы, которые использует автор в стихотворении. Какова их роль? Что они придают поэтическому тексту? (Поэт, использует приемы звукописи и аллитерации, это придает музыкальность поэтическому тексту). | Проясняет авторское отношение к изображаемому, обобщает знания об изученных приемах поэтической речи. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, объясняют значение применения поэтических приемов в произведении. |
VI. Закрепление изученного Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. | Подготовка к выразительному чтению. Упр. в выразительном чтении стихотворения. | - Ребята, подготовимся к выразительному чтению стихотворения. - Как вы думаете, с какой интонацией, нужно читать стихотворение? (С радостью, с весельем) - Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читая выразительно, нужно соблюдать, паузы, передавать интонацию соответствующую содержанию произведения). - А сейчас представьте себя в роли мухи. (Читающий ученик надевает маску) - Войдите в роль «героини» этого стихотворения, прочитайте шуточный монолог, изображая её жужжание и суету. - Пробуем читать выразительно. - Ребята, не только писатели изображали словесно жужжание, но композиторы писали музыку, в которой представлены жужжащие звуки насекомых. - Прослушайте музыкальный фрагмент из произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова « Полет шмеля». - Кто написал это произведение? (Николай Андреевич Римский-Корсаков). - Какой характер музыки? ( Веселый, легкий) - Чьи звуки передает композитор? ( Звуки насекомого, шмеля) - Кто догадался, из какой это сказки? (Сказка о Царе Салтане) - Кто написал эту сказку? ( Александр Сергеевич Пушкин) | Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения, организует прослушивание музыкального фрагмента из произведения Римского-Корсакова « Полет шмеля». | Подготавливаются к выразительному чтению стихотворения, называют правила выразительного чтения, выразительно читают стихотворение. |
Творческая работа по карточкам. | Ребята, у вас на столах лежат карточки. Вам предлагается раскрасить муху, так как вы ее себе представляете. | Предлагает раскрасить муху, так как ее представляет каждый ученик. | Слушают задание. Выполняют творческую работу самостоятельно. |
VII. Итог урока Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа. | - Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? - Чем особенно вам запомнился прочитанное произведение? - Что особо поразило вас? - Так о чем же (или о ком) это произведение? (О ком, о мухе) - С каким чувством вы уходите с урока? - С какими приемами поэтической речи мы познакомились? (Звукопись, Аллитерация) | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов само-регуляции и сотрудничества. | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на урок. |
Домашнее задание (дифференцированное) | - Запишите домашнее задание: Стр. 70 выучить стихотворение «Песня мухи» наизусть. | Оглашает учащимся домашнее задание | Получают домашнее задание. |
Рефлексия, выставление оценок. | - Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно и весело и вы поняли нашу тему урока, то подойдите к доске и приклейте свою муху на банку с вареньем. А если вам что-то было не понятно, то поднимите кулачок. Урок окончен. До свидания. | Проводит рефлексию деятельности. | Оценивают свою деятельность |