kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Точка зрения» художника в литературе. Мир глазами сказочного персонажа насекомого. С. Чёрный «Песня мухи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Точка зрения» художника в литературе. Мир глазами сказочного персонажа насекомого. С. Чёрный «Песня мухи».»



Урок литературного чтения во 2 В классе («Л.В Занков»)

Студент: Евсеева Анастасия Владимировна


Тема

«Точка зрения» художника в литературе. Мир глазами сказочного персонажа насекомого. С. Чёрный

«Песня мухи».

Педагогическая цель

Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя; обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведения; научить выражать собственное отношение к изображенным героям; научить находить признаки стихотворения в авторском произведении; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся со стихотворением С. Чёрный «Песня мухи»; обучатся выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведения; научится находить признаки стихотворения в авторском произведении.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка

Основные понятия и термины

Стихотворение, настроение стихотворения, персонаж, звукоподражание, звукопись, аллитерация.

Методы, формы работы

Индивидуальная, фронтальная работа; методы: словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы

Учебник литературного чтения, м/м презентация, маска, карточки (раздаточный материал), наглядный материал.

Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие




Эмоциональный настрой







Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


- Проверим готовность к уроку.

- Что должно быть у вас на парта? (учебник литературного чтения и дневник, тетрадь)

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению

Упр. в отработке дыхания (стоя)


- Ребята, представьте, что нам дали задание украсить кабинет воздушными шарами, но прежде чем повесить шарики, как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Правильно, надуть.

- Представьте, что у вас в руке шарик и сейчас мы будем его надувать.

- Делаем глубокий вдох, и выдыхаем.

- Еще раз, садитесь.

Проводит дыхательную разминку, готовит детей к выразительному чтению.

Выполняют указания учителя, упражняются в отработке дыхания.

Упр. в отработке дикции (чтение скороговорки)

- Ребята, мы с вами надули шарики, теперь подготовимся к чтению, подготовим с вами речевой аппарат.

- Сейчас мы будем читать скороговорки сначала медленно, потом быстро.

Сл. 2-3

- Послушайте скороговорку. (образцовое чтение учителя)

Лезут козы в грозу – лозу козы в грозу грызут.

- Прочитайте с разной интонацией ( удивлением, вопроса)

- Прочитайте быстро, еще быстрее.

- Прочитаем еще одну скороговорку. (читает учитель)

Все озера – зеркала

Из зеленого стекла.

- Прочитайте с разной интонацией (восхищением, сожалением)

- Прочитайте быстро, еще быстрее.


Подготавливает речевой аппарат к чтению, следит за правильностью выполнения, дает указание на чтение скороговорки.

Читают скороговорки с разной интонацией (восхищения, удивления, вопроса), разный темп чтения

III. Проверка домашнего задания.

Цель: контроль выполнения домашнего задания учащимися.

Выразительное чтение стихотворения С.А. Махотина «Жук»

- А сейчас мы проверим домашнее задание.

- Что вам было задано на дом? (Выразительное чтение стихотворения «Жук»)

- Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения.

- Проверим, как вы справились с этим заданием, прочитайте стихотворение с обидой, с удивлением, с досадой.

Оценка, анализ прочитанного.

- О ком это стихотворение? ( О жуке)

- Каким был жук? ( Грозным, серьезным)

- Как его звали? ( Имя у него не было, но звали его лесной жук»)

- Зачем автор пойдет в библиотеку? ( Для того, чтобы найти по рисункам, узнать, где он водится, как живет, зачем ему крылья и что он жуёт).

Проверяет домашнее задание, предлагает прочитать стихотворение с обидой, удивлением, досадой.

Читают стихотворение с обидой, удивлением, досадой.

VI. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


Введение в тему урока

(отгадывание загадки)

- Посмотрите на слайд и отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете следующего героя, о котором мы будем читать сегодня.

Сл. 4

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенье,

И жужжит всё возле уха?

Надоедливая …

- Кто это? (Муха)

- Муха – это кто насекомое или животное? (Насекомое)

- Что знаете об этом насекомом? (Питается муха – всем, что едят люди, но больше предпочитает жидкую пищу)

- Опишите ее, как, на ваш взгляд, она выглядит. (Муха- насекомое, может быть до 2 см. Имеет пару крыльев, довольно крупную голову, где находится – хоботок, предназначенным для всасывания жидкой еды.)

- А может ли муха, стать героем урока литературного чтения. (Нет)

- Сегодня мы познакомимся с литературным персонажем- мухой и узнаем, как она смотрит на мир своими глазами.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Принимают учебную задачу, отгадывают загадку, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Определение темы и задач урока

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

- Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение писателя Саши Чёрного « Песня Мухи»

- Познакомимся с биографией Саши Чёрного.

- Будем учиться выразительному чтению стихотворения.

- Учиться передавать настроение героя во время чтения произведения.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл. 5

- Познакомимся с биографией Саши Черного.

Чёрный Саша (1880- 1932гг.) (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) – поэт, детский писатель. Родился в Одессе.

Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Известность пришла к поэту, когда он стал сотрудничать в Петербургском еженедельнике «Зритель».

Первая книга «Разные мотивы»

- Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, написал двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей.

Саша Чёрный написал множество рассказов для детей. В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов.

Выставка книг

Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы»

- С биографией какого писателя мы познакомились? (Саша Чёрный)

- Для кого писал Саша Черный? ( Для детей)

- Назовите произведения Саши Черного? (« Мечтатель», «Чудесное лето» )

- В каком городе родился поэт? ( В Одессе)

- Какая настоящая фамилия Саши Чёрного? ( Гликберг)

Подготавливает детей к восприятию произведения.

Знакомит детей с биографией автора.

Воспринимают учебную задачу, знакомятся с биографией С. Черного, рассматривают книги с произведениями автора.

Первичное восприятие текста

(читает учитель)


- Откройте учебник на странице 70- той.

- Ребята, сегодня у нас не просто стихотворение, которое мы должны просто прочитать, а это стихотворение, которое нужно прочитать, войдя в роль главной «героини» - мухи.

- Для этого мы будем использовать маску, но это чуть позже. А сейчас сядьте поудобнее, и представьте что вы главная героиня стихотворения, попробуйте посмотреть на мир глазами этого насекомого.

- Сейчас я буду читать вам произведение, а вы внимательно следите и слушайте.

- После прочтения будьте готовы ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

Выразительно читает детям стихотворение «Песня Мухи», организует внимание учащихся .

Слушают, воспринимают стихотворение в соответствии с целевой установкой.

Проверка первичного восприятия.


- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- Вы очень внимательно слушали. Ответьте на вопрос: О чем этот стихотворение?( О том, как муха хотела полакомиться капелькой сладкого желе)

-  Скажите, что вы почувствовали, слушая это стихотворение? (Радость)

- Назовите главных героев стихотворения ? (Муха)

- Какие картины, вы представляли во время слушания стихотворения? (представляли муху на потолке, затем на клеенке)

Проверяет уровень эмоционального воздействия произведения на детей, организует обмен мнениями.


Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями о прочитанном.


Словарная работа.








- Ребята, а теперь поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Сл. 6

- Значения, каких слов, вам были непонятны?

- Давайте объясним значение этих слов.

« Желе» - пищевой раствор, в который добавляют желатин, причём при остывании вся масса получает студенистый вид.

« Корочка» - кожура от дыни.

- А для чего автор использовал это слова?

«Зу-зу-зу», « Зы-зы», «Зынь-дзынь», « Дзынь» ( Эти слова автор использует, для полной передачи атмосферы описываемого, он передает жужжание мухи, ее движение, полет, суету, непонимание, радость)

Читает сложные слова, раскрывает значение этих слов.








Находят в тексте сложные слова, предлагают свои варианты значения слов. Слушают учителя, узнают правильное значение слов.







ФИЗМИНУТКА


Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

И тихонечко садимся.

Осуществляет профилактику переутомления.

Показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения вместе с учителем по образцу

Повторное чтение и анализ стихотворения

(под руководством учителя)

Чтение по строфам.






























- Теперь прочитаем стихотворение еще раз. (Читают дети по строфам)


- Мы с вами прочитали это произведение, а теперь будем отвечать на вопросы.

- Где находилась муха вначале произведения? (На потолке)

- А как вы думаете, почему она там находится? (Чтобы осмотреть комнату, в который она находится)

- Как вы думаете, а почему ей было жарко? (Потому что тепло поднимается вверх)

- Что она увидела на столе? (Она увидела каплю сладкого желе)

- Прочтите обращение мухи к мальчику. (« Зы-зы, мальчик, это что? Взял слизал, а мне-то что?!» )

- С какой интонацией муха обратилась к мальчику (С возмущением)

- А почему муха обращалась к мальчику с возмущением? (Потому что, он слизал, а ей ничего не досталось)

- Что же муха вспомнила, когда улетала из комнаты, прочтите? (Что, «там за елкой на дорожке, много корочек от дынь»)

- Какой вы себе представляете муху? (Маленькой, жаждущей полакомиться чем-нибудь вкусным)

- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Позитивное)

- Каким открывается мир глазами насекомого? (Ей важно найти что-то покушать)

- Взглядом, какого животного вам бы хотелось посмотреть на наш мир?

- Какой приём помогает ярче представить образ мухи? (Звукопись)


Звукопись - это повторяемость похожих звуков в стихотворении, когда звучание соотносится с его содержанием или настроением. Придает особую музыкальность поэтическому тексту.

- приведите примеры этого приема из текста ( «Зынь-дзынь», «Дзынь»)

- Ребята, в стихотворении автор использует еще один прием поэтической речи. Этот прием, называется аллитерация. Прочитайте значение этого приема, приведите примеры из текста.

Аллитерация – это повторение одного или ряда звуков. («Зу-зу-зу», «Зы-зы»)

- Назовите приемы, которые автор использует в стихотворении?

Формулирует учебную задачу, организует повторное чтение произведения, формулирует вопросы и задания, контролирует правильность и полноту ответов, дополняет ответы учащихся, исправляет ошибки, побуждает к вдумчивому чтению.

Читают стихотворение выразительно, передают характер героев чтения, отвечают на вопросы учителя, находят текстовый материал по заданию учителя.

Вывод (в чем проявилось мастерство поэта)

- Ребята, о ком это произведение?

- Для чего писатель представил стихотворение?( Для того чтобы люди представили этот мир, глазами насекомого)

- Для чего Саша Чёрный написал это стихотворение? ( Для того чтобы люди поняли, что они не одни в этом мире)

- В каком моменте вам было смешно? Прочитайте. (Ответы детей)

- Назовите приемы, которые использует автор в стихотворении. Какова их роль? Что они придают поэтическому тексту? (Поэт, использует приемы звукописи и аллитерации, это придает музыкальность поэтическому тексту).

Проясняет авторское отношение к изображаемому, обобщает знания об изученных приемах поэтической речи.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, объясняют значение применения поэтических приемов в произведении.

VI. Закрепление изученного

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала.



Подготовка к выразительному чтению.

Упр. в выразительном чтении стихотворения.

- Ребята, подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

- Как вы думаете, с какой интонацией, нужно читать стихотворение? (С радостью, с весельем)

- Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читая выразительно, нужно соблюдать, паузы, передавать интонацию соответствующую содержанию произведения).

- А сейчас представьте себя в роли мухи. (Читающий ученик надевает маску)

- Войдите в роль «героини» этого стихотворения, прочитайте шуточный монолог, изображая её жужжание и суету.

- Пробуем читать выразительно.

- Ребята, не только писатели изображали словесно жужжание, но композиторы писали музыку, в которой представлены жужжащие звуки насекомых.

- Прослушайте музыкальный фрагмент из произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова « Полет шмеля».

- Кто написал это произведение? (Николай Андреевич Римский-Корсаков).

- Какой характер музыки? ( Веселый, легкий)

- Чьи звуки передает композитор? ( Звуки насекомого, шмеля)

- Кто догадался, из какой это сказки? (Сказка о Царе Салтане)

- Кто написал эту сказку? ( Александр Сергеевич Пушкин)


Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения, организует прослушивание музыкального фрагмента из произведения Римского-Корсакова « Полет шмеля».

Подготавливаются к выразительному чтению стихотворения, называют правила выразительного чтения, выразительно читают стихотворение.

Творческая работа по карточкам.

Ребята, у вас на столах лежат карточки. Вам предлагается раскрасить муху, так как вы ее себе представляете.


Предлагает раскрасить муху, так как ее представляет каждый ученик.

Слушают задание. Выполняют творческую работу самостоятельно.

VII. Итог урока

Цель:

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился прочитанное произведение?

- Что особо  поразило вас?

- Так о чем же (или о ком) это произведение?  (О ком, о мухе)

- С каким чувством вы уходите с урока?

- С какими приемами поэтической речи мы познакомились? (Звукопись, Аллитерация)

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов само-регуляции и сотрудничества.


Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на урок.

Домашнее задание

(дифференцированное)

- Запишите домашнее задание: Стр. 70 выучить стихотворение «Песня мухи» наизусть.

Оглашает учащимся домашнее задание

Получают домашнее задание.

Рефлексия, выставление оценок.

- Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно и весело и вы поняли нашу тему урока, то подойдите к доске и приклейте свою муху на банку с вареньем. А если вам что-то было не понятно, то поднимите кулачок.

Урок окончен. До свидания.


Проводит рефлексию деятельности.


Оценивают свою деятельность









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евсеева Анастасия Владимировна

Дата: 16.11.2022

Номер свидетельства: 617566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства