kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»

Цель: подвести итоги работы над произведением Э.Шима «Снег и Кисличка»  через собственное творчество учащихся; наблюдать за поэтическим  словом и внимать ему; развивать речь, внимание к образным средствам языка, навыки выразительного чтения, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: аудиозапись симфонической сиюты А. Вивальди «Весна», 3 иллюстрации с изображением весны, карточки с заданием для групп, медали.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Индивидуальный опрос. Ролевая игра «Юный писатель».
  2. Взаимооценка.
  3. – Ребята, на ваш взгляд, как бы вы оценил ваше творчество Э. Шим? Как вы думаете, чьё сочинение ему больше всего понравилось бы?
  4. Фронтальный опрос.
  5. – Представьте, что вы встретили писателя Э. Шима, чтобы вы ему сказали, о чём спросили?
  1. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка.

*Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Приподняли-опустили».

- Сделайте глубокий вдох, а на выдохе ведите счёт, пока не закончится воздух. Следите за ровным выдохом. Старайтесь произносить каждую цифру одинаково ритмично и отчётливо.

* Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка».

- Представьте, что вас собираются фотографировать. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное положение. Повторите 3-4 раза.

* Речевая разминка.

- Прочтите стихотворение так, как требует запись на доске.

Весенний воздух свеж и чист… Шепотом

Вот зеленеет первый лист.           Тихо

Видна в проталинах земля.           Медленно

Вокруг ручьи бегут звеня              Громко

Ватага вольных воробьёв              Быстро

Ворону гонит из кустов                 Спокойно

Весна готовит свой парад-             С ударением на каждое слово

Весь мир весне весёлой рад.          Радостно.

  1. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с тремя произведениями, в которых события происходят в одну и ту же пору года. Отгадайте её.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Вы правы это бывает весной.

5. Сообщение темы и цели урока.

- Мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка», стихами А. Пушкина  «Гонимы вешними лучами…», и Е. Баратынского «Весна, весна…».

-Какую цель поставим перед собой на уроке?

6. Подготовка к восприятию произведения.

1) _зима уступает место весне. Какой вы представляете весну? Она пришла и стала рисовать свою картину. Какую картину она нарисовала? Опишите её.

 Но вот пришла весна и стала думать, какую бы ей картину нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес- и сразу он повеселел. Поляны пестрели весенними цветами: белыми звёздочками ветрениц, лиловыми колокольчиками сон-травы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. А в небе гомон и шум. Пернатые гости все летят и летят в свои родные гнездовья. В воздухе веет тёплым ласковым ветерком. А в конце мая весна дарит свой майский подарок-бело-розовое душистое море цветов, яблонь, вишен, груш, черёмухи. Великолепная картина!

2) прогноз.

-Сейчас мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка». Попробуйте по заглавию определить тему рассказа.

7. Работа с текстом рассказа Ю. Коваля «Невидимка».

1. Чтение рассказа учителем.

2. Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

-Чем удивил вас рассказ? Что необычного в нём?

3. Анализ рассказа. Фронтальный опрос.

- Удалось ли вам угадать тему рассказа?

-О ком идёт речь в произведении? Назовите главных героев.

- Представили ли вы весну? Какая она?

-Кто помог вам увидеть весну такой?

- Почему автор говорит: «… проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? ? Видели ли вы такое явление?

- Почему о ранней весне Ю. Коваль говорит как о живом существе? Как называется этот приём?

_ можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?

  1. Физкультминутка (под симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»).

8. Подготовка к восприятию произведения.

  1. – Какой вы представили весну, когда танцевали под замечательную симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»? Писатель увидел раннюю весну именно такой: лёгкой, воздушной. А вот другие поэты представили по-своему.

9. Работа с текстом стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

1) Лексическая работа.

Прочтите толкование некоторых слов после стихотворения, которые помогут вам лучше понять его смысл во время чтения.

2) Чтение стихотворения учителем

3) Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Созвучно ли оно рассказу Ю. Коваля?

4) Чтение стихотворения учащимися.

5) Анализ стихотворения.

а) Фронтальный опрос.

- Что удивило и обрадовало А.С. Пушкина? Докажите свои суждения.

- Какие слова, выражения помогают поэту воссоздать образ пробуждающейся природы?

-Какое название подходит более всего к этому стихотворению? Придумайте и докажите его правомерность.

б) словесное рисование.

- Какие картины предстают перед нами? Нарисуйте их словесно.

в) выборочное чтение.

- Подпишите иллюстрации словами из текста.

- Найдите в тексте и прочитайте образные выражения. Зачем автор их использует?

6) Подготовка к выразительному чтению

7) Чтение стихотворения учащимися:

а) чтение молча (про себя);

б) чтение в парах;

в) выразительное чтение.

10. Работа с текстом Е. Баратынского «Весна, весна…»

1) Чтение стихотворения учителем.

2)Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Чем радуется поэт?

-Чем восхищается?

3) Чтение стихотворения учащимися.

4) Анализ стихотворения.

а) фронтальный опрос.

- Почему в описании поэта облака такие лёгкие? Как он добился этого?

- Какими художественными приёмами пользуется поэт?

б) словесное рисование.

-Почему о реке говорится, что она взревела? Опишите своими словами эту картину.

-Как описывает автор небосклон?  Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.

5) Подготовка к выразительному чтению.

Составление партитуры стихотворения. Работа в группах.

- Сейчас каждая группа составит партитуру только одного столбика стихотворения. (Каждой группе даётся напечатанное стихотворение).

6) отчёт групп

Учащиеся каждой группы говорят, как они составили партитуру своего столбика стихотворения, а учитель переносит это на стихотворение, записанное на доске.

  1. Чтение стихотворения учащимися:

а) чтение молча (про себя);

б) чтение смысловыми отрывками (столбиками);

в) выразительное чтение.

11. Закрепление изученного материала.

1) конкурсное чтение стихотворений.

- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца. Из каждого ряда примут участие по 2-3 учащихся, а остальные – жюри.

2) Взаимооценка.

- Оцените наших участников. Кому сегодня вы присудите 1-е место, 2-е место, 3-е место?

3) Награждение.  (медали).

4) фронтальный опрос.

- Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Чем отличаются?

Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны. У А. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского- праздник торжествующий победу весны. Какая из них подходит к произведению Ю. Коваля? А.С. Пушкина? Е. Баратынского?

12.Итог урока.

1) Фронтальный опрос.

- Достигнута ли цель урока?

2) Самооценка. Взаимооценка.

-Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.

* Я доволен (не доволен) собой, потому что…

*У меня сегодня получилось (не получилось)…

13. Рефлексия.

Фронтальный опрос.

- Продолжите предложения (предложения записаны на доске):

Сегодня на уроке я: запомнил (а), научился (лась), понял (ла).

14. Домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений наизусть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»»

ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»

Цель: подвести итоги работы над произведением Э.Шима «Снег и Кисличка» через собственное творчество учащихся; наблюдать за поэтическим словом и внимать ему; развивать речь, внимание к образным средствам языка, навыки выразительного чтения, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: аудиозапись симфонической сиюты А. Вивальди «Весна», 3 иллюстрации с изображением весны, карточки с заданием для групп, медали.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальный опрос. Ролевая игра «Юный писатель».

  2. Взаимооценка.

  3. – Ребята, на ваш взгляд, как бы вы оценил ваше творчество Э. Шим? Как вы думаете, чьё сочинение ему больше всего понравилось бы?

  4. Фронтальный опрос.

  5. – Представьте, что вы встретили писателя Э. Шима, чтобы вы ему сказали, о чём спросили?

  1. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка.

*Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Приподняли-опустили».

- Сделайте глубокий вдох, а на выдохе ведите счёт, пока не закончится воздух. Следите за ровным выдохом. Старайтесь произносить каждую цифру одинаково ритмично и отчётливо.

* Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка».

- Представьте, что вас собираются фотографировать. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное положение. Повторите 3-4 раза.

* Речевая разминка.

- Прочтите стихотворение так, как требует запись на доске.

Весенний воздух свеж и чист… Шепотом

Вот зеленеет первый лист. Тихо

Видна в проталинах земля. Медленно

Вокруг ручьи бегут звеня Громко

Ватага вольных воробьёв Быстро

Ворону гонит из кустов Спокойно

Весна готовит свой парад- С ударением на каждое слово

Весь мир весне весёлой рад. Радостно.

  1. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с тремя произведениями, в которых события происходят в одну и ту же пору года. Отгадайте её.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Вы правы это бывает весной.

5. Сообщение темы и цели урока.

- Мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка», стихами А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…», и Е. Баратынского «Весна, весна…».

-Какую цель поставим перед собой на уроке?

6. Подготовка к восприятию произведения.

1) _зима уступает место весне. Какой вы представляете весну? Она пришла и стала рисовать свою картину. Какую картину она нарисовала? Опишите её.

Но вот пришла весна и стала думать, какую бы ей картину нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес- и сразу он повеселел. Поляны пестрели весенними цветами: белыми звёздочками ветрениц, лиловыми колокольчиками сон-травы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. А в небе гомон и шум. Пернатые гости все летят и летят в свои родные гнездовья. В воздухе веет тёплым ласковым ветерком. А в конце мая весна дарит свой майский подарок-бело-розовое душистое море цветов, яблонь, вишен, груш, черёмухи. Великолепная картина!

2) прогноз.

-Сейчас мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка». Попробуйте по заглавию определить тему рассказа.

7. Работа с текстом рассказа Ю. Коваля «Невидимка».

1. Чтение рассказа учителем.

2. Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

-Чем удивил вас рассказ? Что необычного в нём?

3. Анализ рассказа. Фронтальный опрос.

- Удалось ли вам угадать тему рассказа?

-О ком идёт речь в произведении? Назовите главных героев.

- Представили ли вы весну? Какая она?

-Кто помог вам увидеть весну такой?

- Почему автор говорит: «… проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? ? Видели ли вы такое явление?

- Почему о ранней весне Ю. Коваль говорит как о живом существе? Как называется этот приём?

_ можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?

  1. Физкультминутка (под симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»).

8. Подготовка к восприятию произведения.

  1. – Какой вы представили весну, когда танцевали под замечательную симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»? Писатель увидел раннюю весну именно такой: лёгкой, воздушной. А вот другие поэты представили по-своему.

9. Работа с текстом стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

1) Лексическая работа.

Прочтите толкование некоторых слов после стихотворения, которые помогут вам лучше понять его смысл во время чтения.

2) Чтение стихотворения учителем

3) Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Созвучно ли оно рассказу Ю. Коваля?

4) Чтение стихотворения учащимися.

5) Анализ стихотворения.

а) Фронтальный опрос.

- Что удивило и обрадовало А.С. Пушкина? Докажите свои суждения.

- Какие слова, выражения помогают поэту воссоздать образ пробуждающейся природы?

-Какое название подходит более всего к этому стихотворению? Придумайте и докажите его правомерность.

б) словесное рисование.

- Какие картины предстают перед нами? Нарисуйте их словесно.

в) выборочное чтение.

- Подпишите иллюстрации словами из текста.

- Найдите в тексте и прочитайте образные выражения. Зачем автор их использует?

6) Подготовка к выразительному чтению

7) Чтение стихотворения учащимися:

а) чтение молча (про себя);

б) чтение в парах;

в) выразительное чтение.

10. Работа с текстом Е. Баратынского «Весна, весна…»

1) Чтение стихотворения учителем.

2)Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Чем радуется поэт?

-Чем восхищается?

3) Чтение стихотворения учащимися.

4) Анализ стихотворения.

а) фронтальный опрос.

- Почему в описании поэта облака такие лёгкие? Как он добился этого?

- Какими художественными приёмами пользуется поэт?

б) словесное рисование.

-Почему о реке говорится, что она взревела? Опишите своими словами эту картину.

-Как описывает автор небосклон? Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.

5) Подготовка к выразительному чтению.

Составление партитуры стихотворения. Работа в группах.

- Сейчас каждая группа составит партитуру только одного столбика стихотворения. (Каждой группе даётся напечатанное стихотворение).

6) отчёт групп

Учащиеся каждой группы говорят, как они составили партитуру своего столбика стихотворения, а учитель переносит это на стихотворение, записанное на доске.

  1. Чтение стихотворения учащимися:

а) чтение молча (про себя);

б) чтение смысловыми отрывками (столбиками);

в) выразительное чтение.



11. Закрепление изученного материала.

1) конкурсное чтение стихотворений.

- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца. Из каждого ряда примут участие по 2-3 учащихся, а остальные – жюри.

2) Взаимооценка.

- Оцените наших участников. Кому сегодня вы присудите 1-е место, 2-е место, 3-е место?

3) Награждение. (медали).

4) фронтальный опрос.

- Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Чем отличаются?

Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны. У А. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского- праздник торжествующий победу весны. Какая из них подходит к произведению Ю. Коваля? А.С. Пушкина? Е. Баратынского?

12.Итог урока.

1) Фронтальный опрос.

- Достигнута ли цель урока?

2) Самооценка. Взаимооценка.

-Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.

* Я доволен (не доволен) собой, потому что…

*У меня сегодня получилось (не получилось)…

13. Рефлексия.

Фронтальный опрос.

- Продолжите предложения (предложения записаны на доске):

Сегодня на уроке я: запомнил (а), научился (лась), понял (ла).

14. Домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений наизусть.













































Урок русской литературы по теме:

Ю. Коваль «Невидимка»,

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»



в 4 «Б» классе











Учитель начальных классов:

Федорцова С.Н.















МИНСК 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Федорцова Светлана Николаевна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства