ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»
ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»
ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»
Цель: подвести итоги работы над произведением Э.Шима «Снег и Кисличка» через собственное творчество учащихся; наблюдать за поэтическим словом и внимать ему; развивать речь, внимание к образным средствам языка, навыки выразительного чтения, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: аудиозапись симфонической сиюты А. Вивальди «Весна», 3 иллюстрации с изображением весны, карточки с заданием для групп, медали.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Вас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос. Ролевая игра «Юный писатель».
Взаимооценка.
– Ребята, на ваш взгляд, как бы вы оценил ваше творчество Э. Шим? Как вы думаете, чьё сочинение ему больше всего понравилось бы?
Фронтальный опрос.
– Представьте, что вы встретили писателя Э. Шима, чтобы вы ему сказали, о чём спросили?
- Сделайте глубокий вдох, а на выдохе ведите счёт, пока не закончится воздух. Следите за ровным выдохом. Старайтесь произносить каждую цифру одинаково ритмично и отчётливо.
* Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка».
- Представьте, что вас собираются фотографировать. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное положение. Повторите 3-4 раза.
* Речевая разминка.
- Прочтите стихотворение так, как требует запись на доске.
Весенний воздух свеж и чист… Шепотом
Вот зеленеет первый лист. Тихо
Видна в проталинах земля. Медленно
Вокруг ручьи бегут звеня Громко
Ватага вольных воробьёв Быстро
Ворону гонит из кустов Спокойно
Весна готовит свой парад- С ударением на каждое слово
Весь мир весне весёлой рад. Радостно.
Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся с тремя произведениями, в которых события происходят в одну и ту же пору года. Отгадайте её.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Вы правы это бывает весной.
5. Сообщение темы и цели урока.
- Мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка», стихами А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…», и Е. Баратынского «Весна, весна…».
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
6. Подготовка к восприятию произведения.
1) _зима уступает место весне. Какой вы представляете весну? Она пришла и стала рисовать свою картину. Какую картину она нарисовала? Опишите её.
Но вот пришла весна и стала думать, какую бы ей картину нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес- и сразу он повеселел. Поляны пестрели весенними цветами: белыми звёздочками ветрениц, лиловыми колокольчиками сон-травы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. А в небе гомон и шум. Пернатые гости все летят и летят в свои родные гнездовья. В воздухе веет тёплым ласковым ветерком. А в конце мая весна дарит свой майский подарок-бело-розовое душистое море цветов, яблонь, вишен, груш, черёмухи. Великолепная картина!
2) прогноз.
-Сейчас мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка». Попробуйте по заглавию определить тему рассказа.
7. Работа с текстом рассказа Ю. Коваля «Невидимка».
-О ком идёт речь в произведении? Назовите главных героев.
- Представили ли вы весну? Какая она?
-Кто помог вам увидеть весну такой?
- Почему автор говорит: «… проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? ? Видели ли вы такое явление?
- Почему о ранней весне Ю. Коваль говорит как о живом существе? Как называется этот приём?
_ можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?
Физкультминутка (под симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»).
8. Подготовка к восприятию произведения.
– Какой вы представили весну, когда танцевали под замечательную симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»? Писатель увидел раннюю весну именно такой: лёгкой, воздушной. А вот другие поэты представили по-своему.
9. Работа с текстом стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
1) Лексическая работа.
Прочтите толкование некоторых слов после стихотворения, которые помогут вам лучше понять его смысл во время чтения.
-Почему о реке говорится, что она взревела? Опишите своими словами эту картину.
-Как описывает автор небосклон? Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.
5) Подготовка к выразительному чтению.
Составление партитуры стихотворения. Работа в группах.
- Сейчас каждая группа составит партитуру только одного столбика стихотворения. (Каждой группе даётся напечатанное стихотворение).
6) отчёт групп
Учащиеся каждой группы говорят, как они составили партитуру своего столбика стихотворения, а учитель переносит это на стихотворение, записанное на доске.
Чтение стихотворения учащимися:
а) чтение молча (про себя);
б) чтение смысловыми отрывками (столбиками);
в) выразительное чтение.
11. Закрепление изученного материала.
1) конкурсное чтение стихотворений.
- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца. Из каждого ряда примут участие по 2-3 учащихся, а остальные – жюри.
2) Взаимооценка.
- Оцените наших участников. Кому сегодня вы присудите 1-е место, 2-е место, 3-е место?
3) Награждение. (медали).
4) фронтальный опрос.
- Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Чем отличаются?
Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны. У А. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского- праздник торжествующий победу весны. Какая из них подходит к произведению Ю. Коваля? А.С. Пушкина? Е. Баратынского?
12.Итог урока.
1) Фронтальный опрос.
- Достигнута ли цель урока?
2) Самооценка. Взаимооценка.
-Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.
* Я доволен (не доволен) собой, потому что…
*У меня сегодня получилось (не получилось)…
13. Рефлексия.
Фронтальный опрос.
- Продолжите предложения (предложения записаны на доске):
Сегодня на уроке я: запомнил (а), научился (лась), понял (ла).
14. Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений наизусть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»»
ТЕМА: Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»
Цель: подвести итоги работы над произведением Э.Шима «Снег и Кисличка» через собственное творчество учащихся; наблюдать за поэтическим словом и внимать ему; развивать речь, внимание к образным средствам языка, навыки выразительного чтения, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: аудиозапись симфонической сиюты А. Вивальди «Весна», 3 иллюстрации с изображением весны, карточки с заданием для групп, медали.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Вас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос. Ролевая игра «Юный писатель».
Взаимооценка.
– Ребята, на ваш взгляд, как бы вы оценил ваше творчество Э. Шим? Как вы думаете, чьё сочинение ему больше всего понравилось бы?
Фронтальный опрос.
– Представьте, что вы встретили писателя Э. Шима, чтобы вы ему сказали, о чём спросили?
- Сделайте глубокий вдох, а на выдохе ведите счёт, пока не закончится воздух. Следите за ровным выдохом. Старайтесь произносить каждую цифру одинаково ритмично и отчётливо.
* Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка».
- Представьте, что вас собираются фотографировать. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное положение. Повторите 3-4 раза.
* Речевая разминка.
- Прочтите стихотворение так, как требует запись на доске.
Весенний воздух свеж и чист… Шепотом
Вот зеленеет первый лист. Тихо
Видна в проталинах земля. Медленно
Вокруг ручьи бегут звеня Громко
Ватага вольных воробьёв Быстро
Ворону гонит из кустов Спокойно
Весна готовит свой парад- С ударением на каждое слово
Весь мир весне весёлой рад. Радостно.
Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся с тремя произведениями, в которых события происходят в одну и ту же пору года. Отгадайте её.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Вы правы это бывает весной.
5. Сообщение темы и цели урока.
- Мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка», стихами А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…», и Е. Баратынского «Весна, весна…».
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
6. Подготовка к восприятию произведения.
1) _зима уступает место весне. Какой вы представляете весну? Она пришла и стала рисовать свою картину. Какую картину она нарисовала? Опишите её.
Но вот пришла весна и стала думать, какую бы ей картину нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес- и сразу он повеселел. Поляны пестрели весенними цветами: белыми звёздочками ветрениц, лиловыми колокольчиками сон-травы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. А в небе гомон и шум. Пернатые гости все летят и летят в свои родные гнездовья. В воздухе веет тёплым ласковым ветерком. А в конце мая весна дарит свой майский подарок-бело-розовое душистое море цветов, яблонь, вишен, груш, черёмухи. Великолепная картина!
2) прогноз.
-Сейчас мы познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Невидимка». Попробуйте по заглавию определить тему рассказа.
7. Работа с текстом рассказа Ю. Коваля «Невидимка».
-О ком идёт речь в произведении? Назовите главных героев.
- Представили ли вы весну? Какая она?
-Кто помог вам увидеть весну такой?
- Почему автор говорит: «… проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? ? Видели ли вы такое явление?
- Почему о ранней весне Ю. Коваль говорит как о живом существе? Как называется этот приём?
_ можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?
Физкультминутка (под симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»).
8. Подготовка к восприятию произведения.
– Какой вы представили весну, когда танцевали под замечательную симфоническую сюиту А. Вивальди «Весна»? Писатель увидел раннюю весну именно такой: лёгкой, воздушной. А вот другие поэты представили по-своему.
9. Работа с текстом стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
1) Лексическая работа.
Прочтите толкование некоторых слов после стихотворения, которые помогут вам лучше понять его смысл во время чтения.
-Почему о реке говорится, что она взревела? Опишите своими словами эту картину.
-Как описывает автор небосклон? Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.
5) Подготовка к выразительному чтению.
Составление партитуры стихотворения. Работа в группах.
- Сейчас каждая группа составит партитуру только одного столбика стихотворения. (Каждой группе даётся напечатанное стихотворение).
6) отчёт групп
Учащиеся каждой группы говорят, как они составили партитуру своего столбика стихотворения, а учитель переносит это на стихотворение, записанное на доске.
Чтение стихотворения учащимися:
а) чтение молча (про себя);
б) чтение смысловыми отрывками (столбиками);
в) выразительное чтение.
11. Закрепление изученного материала.
1) конкурсное чтение стихотворений.
- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца. Из каждого ряда примут участие по 2-3 учащихся, а остальные – жюри.
2) Взаимооценка.
- Оцените наших участников. Кому сегодня вы присудите 1-е место, 2-е место, 3-е место?
3) Награждение. (медали).
4) фронтальный опрос.
- Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Чем отличаются?
Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны. У А. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского- праздник торжествующий победу весны. Какая из них подходит к произведению Ю. Коваля? А.С. Пушкина? Е. Баратынского?
12.Итог урока.
1) Фронтальный опрос.
- Достигнута ли цель урока?
2) Самооценка. Взаимооценка.
-Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.
* Я доволен (не доволен) собой, потому что…
*У меня сегодня получилось (не получилось)…
13. Рефлексия.
Фронтальный опрос.
- Продолжите предложения (предложения записаны на доске):
Сегодня на уроке я: запомнил (а), научился (лась), понял (ла).
14. Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений наизусть.
Урок русской литературы по теме:
Ю. Коваль «Невидимка»,
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Е.Баратынский «Весна, весна…»