Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Урок разработан с утетом УУД.
Ctrl+c
Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Личностные: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок; желание сочинять волшебную сказку.
Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют и формулируют цель.
Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.
Коммуникативные: владеют способами совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки; картина В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— Прочитайте жужжащим способом.
— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)
III.Актуализация опорных знаний
— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка// Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала,/Желты пески на груди легли.)
— А сейчас по составленному плану расскажите сказку.
IV. Самоопределение к деятельности
— Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и поговорками.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
(Учитель записывает отгадку на доске.)
У кого ты ни спроси —
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его. (Иван).
(Учитель записывает и эту отгадку.)
— Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)
— Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)
— Кто ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде
чем перейти к чтению, отдохнем.
V. Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец —
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего.
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучи ты этот танец
И танцуй его весь год!
VI. Работа по теме урока
1. Знакомство со сказкой
(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
2. Словарная работа по ходу чтения
Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Похитник — похититель.
Позарился — зариться - смотреть на кого, что-либо с завистью, желать получить для себя. Задблит — одолеет.
Наутёк - бегом (спасаясь от кого-либо).
3. Первичная проверка понимания
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
— Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?
4. Работа над первой частью сказки
— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-завора в саду.)
- Как они новели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
5. Работа над второй частью сказки
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
— Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
— Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал -синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учились на уроке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»»
Твори добро – внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов
Цели: воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерант-ность; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьни-ков о доброте и о её роли в жизни каждого человека; развивать у детей чувство товари-щества, взаимопомощи; развивать коммуникативные навыки; продолжить работу по формированию потребности в совершении добрых поступков; создать условия для выражения учащимися собственного мнения.
Оборудование: бумажная кукла; лепестки ромашки; словарь Ожегова; листочки с вы-сказываниями великих людей
Ход мероприятия
I.Приветствие
II. Вводная часть
-Сегодня мы поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
(Читает стихотворение Белова Виктория) Слово это серьёзное, главное, важное. То, что значит оно,
Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь. В нём стремленье,
На помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт И о боли других,
Позабыть не даёт. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Сердец доброта! О каком качестве пойдет речь? (о доброте) III.Основная часть - Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопе-реживание, внимание, доброжелательность? -Доброта… Добро… Что же это такое?
-Прочитаем высказывания великих людей.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта лучше красоты. ( Г. Гейне)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
- А как об этом говорит Ожегов ? (Зачитываем словарную статью из словаря Ожегова)
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
От добра добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово – половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Доброе дело дороже богатства.
Игра «Соберите пословицу»(дополнительно, если дети не назовут пословицы самостоятельно)
Жизнь дана на
Злое калечит
Доброе слово лечит, а
А его добрые дела
За добро
Говори смело
Про доброе дело
Добром плати
Не одежда красит человека
Добрые дела
-Да, у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте . Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру«Сказка»
-Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось встретиться с Людоедом… (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
-Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – топайте ножками.
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Так что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
- А сейчас мы рассмотрим такой случай из вашей школьной жизни.
- Сегодня , здесь в этом зале я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
- Помните, боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравится ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
- Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
(Читает стихотворение Шкунова Ксения - Н. Тулупова «Доброта».)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
-Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Составим Ромашку Доброты. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и собе-рите ее? (Ответы учащихся). Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доб-роты и добрых дел.
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
IV.Заключительная часть
- Наша встреча подходит к концу, и закончить его я хочу такой притчей.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и поду-мал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомк-ну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к муд-рецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет
чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра.
По древнеиндейской легенде бабочки — это чьи-то души, не улетевшие на небеса. И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов. Если Вы возьмете бабочек в руки и нашепчете им свои желания. Бабочки обязательно доставят их на небо. Ваши мечты непременно исполнятся. Творите добро своими руками…
-Мне хотелось бы узнать изменилось ли, что в ваших сердцах?
- Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников озвучьте это, передавая этого медвежонка? (Ученики передают игрушку, высказывая свое мнение).
(Чтение стихотворения М. Лисянского – Шкунова Ирина)
Ах, как нам добрые слова нужны. Не раз мы в этом убеждались сами. А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час Когда они другим необходимы.
- Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Маленькая быль о доброте.
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Звучит песня «Дорогою добра»
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта лучше красоты. ( Г. Гейне)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
Урок №12
Тема. Образ Героя - защитника отечества в искусстве.
Цель: совершенствовать навыки в изображении портрета человека. Предметные: углублять представление учащихся о пропорциях в рисовании лица человека. Метопредметные: воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Личностные:познакомить учащихся с творчеством В.Васнецова и его картиной «Богатыри». Оборудование для учителя:картина В.Васнецова «Богатыри», образцы пошагового рисования. Оборудование для учащихся: альбом, карандаш, резинка, краски, кисточка, стакан — непроливайка.
Ход урока
Мотивация к деятельности
Вот звонок нам дал сигнал Поработат час настал Все за парты тихо сели На меня все посмотрели. 2.Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, с новой былиной и закончим работу над панно «Богатырь». 3.Вводная беседа. -Есть такой праздник - День Защитника Отечества. Кому посвящен этот праздник? (это мужской праздник, посвящен защитникам нашего Отечества — бывшим, настоящим и будущим) Издавно на Руси, такие люди были, которые берегли свою родину от врагов. Может кто — нибудь помнит как называли людей в Древней Руси? (это были богатыри). Про богатырей слагались легенды, сказки, былины. 4.Работа над темой урока. 1. Знакомство с понятием «былина». -Сейчас мы познакомимся с произведением фольклора — былиной. -Кто может сказать, что такое былина? Былина (былинный сказ) — это песня — сказание о богатырях и исторических событиях, в которых есть вымысел. Былины сочинял народ и передавал из поколения в поколения, от отца к сыну, от матери к дочери. Могучие богатыри защищали землю русскую. Три главных защитника стали гордостью русского народа. Какие имена богатырей нам известно? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович). 2. Знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри». -Рассмотрите картину Виктора Васнецова «Богатыри». В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, в левой руке — щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове — шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из — под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов — кочевников. Он полон спокойной мощи, крестьянский сын, могучий, воплощение силы народной. Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги — драгоценные княжеские доспехи. Он порывист, быстр, благороден, на белоснежном коне, готов к бою. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот — вот сорвётся с места. Справа от Ильи Муромца — Алёша Попович, самый младший богатырь на рыжем коне. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове. Он умеет всех развлечь песнею. За спинами богатырей — русская земля. Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением. Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую. 3.Знакомство с художником В.Васнецовым. Картину «Богатыри» написал Виктор Михайлович Васнецов. С детских лет слышал он былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияния на развитие таланта. Его кисти принадлежат всем известные картины «Алёнушка», «Иван — царевич на сером волке», «Снегурочка». Еще одна картина посвящена богатырям. Это «Витязь на распутье». -Что такое распутье? (Когда одна дорога делится на несколько путей). Что написано на камне, который стоит на распутье? -Как художник передал, что богатырю нелегко принять решение? (Голова наклонена, тело напряжено, нога в стремени, готов пуститься в скачь). -Что заставляет его задуматься и не спешить с выбором7 (черепа и кости, похоже, других богатрей, селавший неправильный выбор, вороньё, которое кружит над полетом и ждет, чем пожимиться) -Каковы доспехи и вооружение витязя? (кольчуга, шлем с бармицей, круглый щит. Копье, колчан со стрелами, булава). -Что можете сказать о богатыре по вооружению? (Приготовиться к трудному бою, готов сражаться до победы). Художник прославляет защитников Родины. Он хочет, чтобы мы гордились своими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Для того, чтобы преступить к работе, нам нужно вспомнить пропорции головы. Голова овальной формы. Овал делится на три части: 1.Верхняя часть — лобная. 2.Средняя часть — рисуются глаза, нос не забываем, что глаза на одном расстоянии. 3.Нижняя часть — рот, подбородок. Уши рисуем от бровей до носа. Вот теперь получилось лицо. Ричуем шею и плечи, плечи рисуем широкие, могучие. На голове намечаем шлем. Начинаем работу в цвете, окрашиваем шлем, кольчугу. Светлым тоном лицо. Физминутка Руки в стороны в полет Отправляем самолет Правое крыло вперед Левое крыло вперед Полетел наш самолет. Тихо за парты сели, приступили к работе. Практическая часть.(Дети самостоятельно рисуют) 5.Итог урока 1.О каком празднике мы говорили? (День Защитника Отечества). 2.Как называли воинов, которых вы сегодня рисовали?(Богатыри). 3.Какое оружие было у богатырей? (ук, копье, меч, щит, булава). Анализ и выставка работ учащихся. Уборка рабочих мест. Выставление оценок.
Уроки 12
Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Личностные: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок; желание сочинять волшебную сказку.
Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют и формулируют цель.
Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.
Коммуникативные: владеют способами совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки; картина В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— Прочитайте жужжащим способом.
— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)
III.Актуализация опорных знаний
— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка// Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала,/Желты пески на груди легли.)
— А сейчас по составленному плану расскажите сказку.
IV. Самоопределение к деятельности
— Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и поговорками.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
(Учитель записывает отгадку на доске.)
У кого ты ни спроси —
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его... (Иван).
(Учитель записывает и эту отгадку.)
— Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)
— Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)
— Кто ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде
чем перейти к чтению, отдохнем.
V. Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец —
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучи ты этот танец
И танцуй его весь год!
VI. Работа по теме урока
1. Знакомство со сказкой
(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
2. Словарная работа по ходу чтения
Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Похитник — похититель.
Позарился — зариться - смотреть на кого, что-либо с завистью, желать получить для себя. Задблит — одолеет.
Наутёк - бегом (спасаясь от кого-либо).
3. Первичная проверка понимания
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
— Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?
4. Работа над первой частью сказки
— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-завора в саду.)
- Какони новели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
5. Работа над второй частью сказки
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
— Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
— Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал -синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учились на уроке?
Аннотация
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 400с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с учебным планом МКОУ Труслейская СШ на 2017/2018 учебный год, с учетом авторской программы по математике М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России» / Под науч. ред. А.А. Плешакова. – Изд. « Просвещение», 2015 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России»:
М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 1, 2/ – 4-е изд. - М: Просвещение, 2016г. - (Школа России).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебной программы
по курсу «Математика»
к концу 2-го года обучения
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Содержание тем учебного курса
1 класс (132 ч)
Название темы
Характеристика деятельности учащихся
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч)
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … « (5 ч)
Пространственные и временные представления (2 ч)
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делатьвывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация (28 ч)
Цифры и числа 1—5 (9 ч)
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина, которая выдаёт число следующее при счете сразу после заданного числа (2 ч)
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» (1ч)
Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.
Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) иустанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.
Писать цифры. Соотносить цифру и число.
Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в измененных условиях.
Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).
Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.
Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).
Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «», «Составлять числовые равенства и неравенства.
Упорядочивать заданные числа. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это
3 и 1).
Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10 (19 ч)
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Единица длины сантиметр.Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины(2 ч)
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» (2 ч)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшаявычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий арифметические действиясложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…»(2 ч)
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»(1 ч)
Проверочная работа (1 ч)
Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать иклассифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки).
Работать в группе: планировать работу, распределятьработу между членами группы. Совместнооценивать результат работы.
Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.
Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).
Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в измененных условиях.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
Сложение и вычитание (28 ч)
Сложение и вычитание вида□ ± 1, □ ± 2 (16 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложение ивычитание.
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2 (7 ч)
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по
решению (3 ч) Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (3 ч)
Повторение пройденного (3 ч)
Сложение и вычитание вида □ ± 3 (12 ч)
Приёмы вычислений (5 ч)
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию;задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи(4 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч) Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч)
Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков;составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.
Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).
Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2.
Присчитывать и отсчитывать по 2.
Работать на простейшей вычислительной машине,используя её рисунок. Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».
Выделять задачи из предложенных текстов.
Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание;задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3.
Присчитывать и отсчитывать по 3.
Дополнять условие задачи одним недостающим данным
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.
Контролировать и оценивать свою работу.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
Сложение и вычитание (продолжение) (28 ч)
Повторение пройденного (вычисления вида □ ± 1, 2, 3; решение текстовых задач(3 ч)
Сложение и вычитание вида □ ± 4 (4ч) Решение задач на разностное сравнение чисел (1 ч) Переместительное свойство сложения (6 ч) Переместительное свойство сложения (2 ч) Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 (4 ч)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи;задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» (1 ч)
Связь между суммой и слагаемыми (14 ч) Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей (2 ч)
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □,8 – □, 9 – □,
10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 (6 ч)
Таблица сложения и соответствующие случаи
вычитания — обобщение изученного (1 ч)
Подготовка к решению задач в два действия — решение
цепочки задач (1 ч) Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием (1 ч)
Единица вместимости литр (1 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»(1 ч)
Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч)
Выполнять вычисления вида: □± 4.
Решать задачи на разностное сравнение чисел.
Применять переместительное свойство сложения для случаев вида
□ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Проверять правильность выполнения сложения, используя
другой приём сложения, например приём прибавления по частям
(□ + 5 = □ + 2 + 3).
Сравнивать разные способы сложения,выбирать наиболее удобный.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.
Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.
Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.
Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.
Взвешивать предметы с точностью до килограмма.
Сравнивать предметы по массе.Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.
Сравнивать сосуды по вместимости.
Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация (12 ч)
Нумерация (12 ч)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка (3 ч)
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 ч)
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (1 ч)
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения (2 ч)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера (1 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»(2 ч)
Контроль и учёт знаний (2 ч)
Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.
Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.
Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,
18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения задачи в два действия.
Решать задачи в два действия.
Выполнять задания творческого и поискового характера,применять знания и способы действий в измененных условиях.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч)
Табличное сложение (11 ч)
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения (9 ч)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа навычислительной машине,выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки (1 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч)
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми (8 ч) Решение текстовых задач включается в каждый урок.
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи(1 ч)
Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч)
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Моделировать приёмы выполнения действия вычитание
с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в измененных условиях.
Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников,
рабаток. Наблюдать, анализировать иустанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.
Составлять свои узоры.
Контролировать выполнение правила, по которому
составлялся узор.
Работать в группах: составлять план работы,распределять виды работ между членами группы,устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» (5 ч)
Проверка знаний (1 ч)
Тематическое планирование
по математике
в 1 классе (4 часа в неделю, 132 часа)
№
урока
Тема
Кол-во часов
1.
1 сентября – День Знаний.
1
2.
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.
1
3.
Счет предметов.
1
4.
Вверху. Внизу. Слева. Справа.
1
5.
Раньше. Позже. Сначала. Потом.
1
6.
Столько же. Больше. Меньше.
1
7.
На сколько больше? На сколько меньше?
1
8.
На сколько больше? На сколько меньше?
1
9.
Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел».
1
10.
Много. Один.
1
11.
Число и цифра 2.
1
12.
Число и цифра 3.
1
13.
Знаки +, -, =.
1
14.
Число и цифра 4.
1
15.
Длиннее, короче.
1
16.
Число и цифра 5.
1
17.
Числа от 1 до 5. Состав числа 5.
1
18.
Странички для любознательных.
1
19.
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
1
20.
Ломаная линия.
1
21.
Закрепление изученного.
1
22.
Знаки , .
1
23.
Равенство. Неравенство.
1
24.
Многоугольник.
1
25.
Числа 6 и 7. Письмо цифры 6.
1
26.
Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.
1
27.
Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.
1
28.
Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.
1
29.
Число 10.
1
30.
Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»
1
31.
Наши проекты.
1
32.
Сантиметр.
1
33.
Увеличить на … . Уменьшить на … .
1
34.
Число 0.
1
35.
Сложение и вычитание с числом 0.
1
36.
Странички для любознательных.
1
37.
Что узнали. Чему научились.
1
38.
Защита проектов.
1
39.
Сложение и вычитание вида …+1, …- 1.
1
40.
Сложение и вычитание вида …+1 + 1, …- 1 - 1.
1
41.
Сложение и вычитание вида …+2, …- 2.
1
42.
Слагаемое. Сумма.
1
43.
Задача.
1
44.
Составление задач по рисунку.
1
45.
Таблицы сложения и вычитания с числом 2.
1
46.
Присчитывание и отсчитывание по 2.
1
47.
Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.
1
48.
Странички для любознательных.
1
49.
Что узнали. Чему научились.
1
50.
Странички для любознательных.
1
51.
Сложение и вычитание вида …+3, …- 3.
1
52.
Прибавление и вычитание числа 3.
1
53.
Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.
1
54.
Таблицы сложения и вычитания с числом 3.
1
55.
Присчитывание и отсчитывание по 3.
1
56.
Решение задач.
1
57.
Решение задач.
1
58.
Странички для любознательных.
1
59.
Что узнали. Чему научились.
1
60.
Что узнали. Чему научились.
1
61.
Закрепление изученного.
1
62.
Закрепление изученного.
1
63.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».
1
64.
Закрепление изученного.
1
65.
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9.
1
66.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов).
1
67.
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов).
1
68.
Сложение и вычитание вида …+4, …- 4.
1
69.
Закрепление изученного.
1
70.
На сколько больше? На сколько меньше?
1
71.
Решение задач.
1
72.
Таблицы сложения и вычитания с числом 4.
1
73.
Решение задач.
1
74.
Перестановка слагаемых.
1
75.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида
… + 5, 6, 7, 8, 9.
1
76.
Таблицы для случаев вида … + 5, 6, 7, 8, 9.
1
77.
Состав чисел в пределах 10. Закрепление.
1
78.
Состав чисел в пределах 10. Закрепление.
1
79.
Закрепление изученного. Решение задач.
1
80.
Что узнали. Чему научились.
1
81.
Закрепление изученного. Проверка знаний.
1
82.
Связь между суммой и слагаемыми.
1
83.
Связь между суммой и слагаемыми.
1
84.
Решение задач.
1
85.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
1
86.
Вычитание вида 6 - …, 7 - … .
1
87.
Закрепление приема вычислений вида 6 - …, 7 - … . Решение задач.
1
88.
Вычитание вида 8 - …, 9 - … .
1
89.
Закрепление приема вычислений вида 8 - …, 9 - … . Решение задач.
1
90.
Вычитание вида 10 - … .
1
91.
Закрепление изученного. Решение задач.
1
92.
Килограмм.
1
93.
Литр.
1
94.
Что узнали. Чему научились.
1
95.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».
1
96.
Названия и последовательность чисел от 11 до 20.
1
97.
Образование чисел второго десятка.
1
98.
Запись и чтение чисел второго десятка.
1
99.
Дециметр.
1
100.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
1
101.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
1
102.
Странички для любознательных.
1
103.
Что узнали. Чему научились.
1
104.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».
1
105.
Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.
1
106.
Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.
1
107.
Составная задача.
1
108.
Составная задача.
1
109.
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1
110.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида
… + 2, … + 3.
1
111.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 4.
1
112.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 5.
1
113.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 6.
1
114.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 7.
1
115.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида
… + 8, … + 9
1
116.
Таблица сложения.
1
117.
Таблица сложения.
1
118.
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.
1
119.
Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.
1
120.
Вычитание вида 11 - … .
1
121.
Вычитание вида 12 - … .
1
122.
Вычитание вида 13 - … .
1
123.
Вычитание вида 14 - … .
1
124.
Вычитание вида 15 - … .
1
125.
Вычитание вида 16 - … .
1
126.
Вычитание вида 17 - …, 18 - … .
1
127.
Закрепление изученного.
1
128.
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.
1
129.
Наши проекты.
1
130.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»