Тема: понятие про энергию. Солнечная энергия и её преобразование в другие виды энергии.
Тема: понятие про энергию. Солнечная энергия и её преобразование в другие виды энергии.
Цель: ознакомить учеников с понятиями энергия, солнечная энергия, виды энергии; продолжать формировать исследовательские навыки, умение устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: понятие про энергию. Солнечная энергия и её преобразование в другие виды энергии.»
Урок природоведения
Тема: понятие про энергию. Солнечная энергия и её преобразование в другие виды энергии.
Цель: ознакомить учеников с понятиями энергия, солнечная энергия, виды энергии; продолжать формировать исследовательские навыки, умение устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютерное сопровождение; выставка « план полезных действий, благодаря которому вместе с семьёй можно сэкономить как можно больше пресной воды»; мыльные пузыри; механическая машинка.
Ход урока
Организационный момент
Встаньте, дети, тихо, ровно.
Улыбнитесь всем знакомым.
Посмотрите на гостей
И скажите: «Добрый день».
Актуализация опорных знаний.
Сообщения синоптиков
- Слово предоставляется синоптикам.
- т.с.55. Дежурные рассказывают об утренних наблюдениях.
Народные приметы:
- осенний иней- на сухую и солнечную погоду;
- если с деревьев не все листья опали – будет суровая зима;
- если на небе много звёзд – будет солнечный день.
Поговорки на украинском языке:
- Листопад осінь замикає, зимы ворота відчиняє;
- Листопад день вкорочує, а до ночи доточує;
- Листопад білими кіньми їде.
2. Блиц - опрос:
- Начнём урок с блиц – опроса:
- Что такое окружающая среда?
- Где человек использует пресную воду?
- Мы разрабатывали план полезных действий, благодаря которому вместе с семьёй можно сэкономить как можно больше пресной воды. НА СТЕНЕ ИЛИ НА ВЫСТАВКЕ.
- Какую работу выполняет ветер на нашей планете? Нужен ли он вообще?
- Объясните, как понимаете словосочетание чистый воздух.
- Представьте, что вам предложили построить сказочный дом. Какие полезные ископаемые понадобятся для строительства?
3. Сообщение темы и цели урока.
Человек использует в своей жизнедеятельности и силу воды, и силу ветра, и всё разнообразие полезных ископаемых. Мы с вами учимся беречь окружающую среду.
- Вспомните, когда вы выходите из комнаты, где горит свет, что вы делаете? (выключаем свет)
- Выключая свет, электрические приборы, вы бережёте энергию.
-Сегодня на уроке мы с Вами поговорим об энергии. Вы узнаете о значении энергии, и её существовании в разных видах.
4.Создание проблемной ситуации.
- Мы сегодня вспоминали, как человек использует богатства природы.
- Что нужно машине, чтобы она заработала?(залить бензин) СЛ. 1
- Зачем едят животные? (Чтобы у них были силы двигаться, без еды они не смогут жить)СЛ.2
5. Первичное восприятие материала.
1. Работа с учебником.
- Что же за сила движет всё живое и неживое? Мы с вами ответим на этот вопрос, прочитав учебник на ст. 62
Ст. 62 – читает сильный ученик ІІІ абзац.
- Что же такое энергия?
Энергия (от греческого - деятельность, сила)-это способность тел выполнять работу и двигаться. НА ДОСКЕ.
- Вывод:
Для того, чтобы любой механизм заработал, его необходимо накормить, снабдить горючим, подключить к электричеству. Пища, бензин, электричество – это источники энергии. НА ДОСКЕ
2. Игра «Ты мне – я тебе»(РАБОТА В ПАРЕ)
- Я предлагаю поиграть в игру «Ты мне – я тебе»
Один называет живое существо или движущийся предмет – другой источник энергии. Озвучьте.
Вывод: вы хорошо определяете источники энергии.
6. Физзарядка.
- Давайте и мы зарядимся энергией.
7.Обобщение и систематизация знаний.
1. Практическая часть.
- Сегодня мы выступим в роли экспериментаторов исследовательской лаборатарии. Я сейчас надую пузырь. (Учитель надувает мыльный пузырь, который лопает) МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
- Как вы думаете, счезла ли энергия, потраченная на надувание пузыря? (Да)
- Мыльный пузырь превратился во множество брызг. Вы их заметили? (Да)
- В энциклопедии написано:
Нет, энергия не исчезла, она израсходовалась на работу по разрыву и дроблению пузыря на мелкие частицы.
Вывод:
- Оказывается, энергия не исчезает, она переходит в другие виды энергии. НА ДОСКЕ
8. Закрепление и осмысление знаний.
– Продолжаем экспериментировать.
1.Предлагаю вашему вниманию опыт.
Кручу ручку механической машинки. Что является источником энергии? (рука)
2. ВИДЕО энергия солнца.
- Что здесь является источником энергии и помогает плавить различные вещества?
Солнце.
3. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Солнце – тепло»
-Вашему вниманию я предлагаю рассказ Л.Н. Толстого « Солнце – тепло»
І часть ( читает учитель)
Выйди зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится.
Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелетывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются.
Заморозь чугун с водой — он окаменеет. Поставь замороженный чугун в огонь: станет лед трескаться, таять, пошевеливаться; станет вода качаться, бульки пускать; потом, как станет кипеть, загудит, завертится. То же делается и на свете от тепла. Нет тепла — все мертво; есть тепло — все движется и живет. Мало тепла — мало движенья; больше тепла — больше движенья; много тепла — много движенья; очень много тепла — и очень много движенья.
Вопрос к І части рассказа:
- Если энергия –это способность двигаться, что же является основным источником энергии в природе? (солнце)
Вывод: Солнце – основной источник энергии на земле. НА ДОСКЕ
ІІ часть
РАБОТА В ГРУППАХ
- Над второй частью я предлагаю поработать в группах. В заданиях описаны виды работ. Вам необходимо определить, что или кто их выполняет. Подсказки нарисованы.
1 группа: Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал?
2 группа: Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал?
3 группа: Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее,— станет ветерок. Кто это сделал?
4 группа: Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться,— ударит молния. Кто сделал этот огонь?
5 группа: Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все приготовил?
Ответы: Солнце.
Вывод: Какое слово вставили? (Солнце)
ІІІ часть
- Следующую часть рассказа я прочитаю вслух, а вы хором дополните предложения или ответьте на вопросы.
Человек построил себе дом из брёвен. Бревна вырублены из деревьев; деревья вырастило… солнце.
Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.
Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Травы выкормили животных, птиц. А травы вырастило… солнце.
Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпич и известка обожжены дровами. Дрова заготовило… солнце.
Из тепла делается движение, а из движения тепло. И тепло и движение от солнца.
Задание к ІІІ части рассказа:
Вывод : Из тепла делается движение, а из движения – тепло. НА ДОСКУ.
- Энергия тепла в какой вид энергии переходит?( энергию движения)
- А энергия движения?( в энергию тепла)
4. Работа над исследовательским мини - проектом. Презентация
- Даня и Настя работали над экспериментальным мини - проектом «Солнце – наш друг». Сейчас они познакомят нас с выводами, которые они сделали дома.
1опыт: с луком(один стоял на солнце, другой – в темноте)
Вывод: Солнце – основной озеленитель Земли.
2 опыт: с термометром(один – на солнце, другой – в тени)
Вывод: Солнце даёт тепло всему живому на Земле.
Вывод: энергия солнца – энергия тепла .НА ДОСКУ
5. Работа со схемами.
Рассмотреть рисунок – схему и рассказать о значении солнечной энергии в жизни человека( даёт свет, тепло, вырабатывает электричество) РАБОТА В ГРУППАХ
Вывод: свет, тепло, электричество – это формы энергии. НА ДОСКЕ
9. Итог.
- С каким понятием вы познакомились сегодня? (энергия)
- Что такое энергия?
- Что является основным источником энергии?(солнце)