kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого; совершенствовать навыки беглого, осознанного  чтения; закреплять умение объединять слова в группы при чтении; развивать речь, память, внимание, воображение; воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»»

Урок литературного чтения. 3 класс

Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого; совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения; закреплять умение объединять слова в группы при чтении; развивать речь, память, внимание, воображение; воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению.

Ход урока:

І. Организационный момент

Встаньте, дети, тихо, ровно.

Улыбнитесь всем знакомым.

Посмотрите на гостей

И скажите: «Добрый день».

ІІ. Актуализация опорних знаний. Проверка домашнего задания

- Почему надо отвыкать от чтения по одному слову? Потренируемся бегло читать.

1. Чтение слоговой таблицы способом

- про себя как можно быстрее (поднимаем руку, как только прочитаем)

- хором быстро «за учителем»

2. Добавьте слоги, чтобы получилось слово.

3. Прочитать сказку «Тетерев и лиса» в лицах.

- На прошлом уроке мы работали над сказкой «Тетерев и лиса». Дома вы готовились читать её в лицах.

4. – Кто обработал и записал русскую народную сказку «Тетерев и лиса»? (Лев Толстой)

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

  • Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над улучшением техники чтения, а также будем учиться делать паузы при чтении, читать выразительно рассказ Льва Толстого «Лебеди»

ІV. Первичное восприятие материала.

1. Работа над текстом «Пауза»

Чтение текста учителем с. 99

- Что значит читать выразительно?

Чтение статьи учащимися молча.

Найти ответы в тексте:

- Что напоминает о паузах?

- Где ещё нужны паузы?

- Как читает каждый человек?

- После каких слов не надо делать остановки?

- Посмотрите на отрывок из текста, который разделён знаками для пауз. Прочитайте ту группу слов, которую вы можете «охватить» одним взглядом. Будет ли это одно слово или несколько?

- Далее мы будем тренироваться читать выразительно и бегло.

V. Физкультминутка

- А пока я предлагаю отдохнуть

VІ. Обобщение и систематизация знаний.

1. Знакомство с биографией и творчеством Льва Толстого

- На прошлом уроке мы упоминали о великом русском писателе Льве Толстом.

Лев Николаевич Толстой –великий русский писаталь. Он написал множество произведений не только для взрослых, но и для детей. В Ясной Поляне, где жил Лев Толстой, он создал школу для сельских детей и сам работал в ней учителем. Он сам писал небольшие рассказы для начинающих читателей и для более старших детей.

С одним из таких рассказов мы сегодня с вами и познакомимся.

2. Загадка

- Сначала отгадайте загадку, обратите внимание на сравнения в ней.

Птица в озере купается,-

Шейка плавно изгибается.

Спинка пышная бела,

Так же белы два крыла.

Красавица птица

Плывёт – не таится:

Белая, словно пена,

В движениях степенна.

Клюв красным бутоном

Горит над затоном,

А шея – дугой,

Над тихой водой.

- Что за птица? (лебедь)

- Какие сравнения использовались в загадке? (Клюв красным бутоном. Белая, словно пена. )



3. Музыка Сан – Сенс «Лебеди»

- Прослушайте музыку Сан-Сенса «Лебеди», которая поможет Вам представить эту птицу.

4. Викторина. Работа в паре.

- К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите,

из каких произведений эти строки. Работаем в парах. На столах лежат листочки с отрывками. Сначала читает 1 вариант, а второй угадывает, затем наоборот.

1. Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря. ( Андерсен «Гадкий утёнок)

2. Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текущих вод

Лебедь белая плывёт. (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Проверьте ответы на слайде.

5. Чтение рассказа.

Прослушайте рассказ Льва Толстого «Лебеди», старайтесь следить за текстом.


6. Словарная работа. Работа в группах

- Давайте с вами определим значения нескольких слов и словосочетаний, проведём словарную работу несколькими способами, поработаем в группах.

1 группа. Прочитайте статью «стадо» из словаря, с.. Прочитайте статью «стая»

Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе.

Выберите общую часть этих статей. Прочитайте. Какой частью статьи отличаются друг от друга? Прочитайте.

2 группа. Подберите слова синонимы к слову уморились.(устали, измучились).

3 группа. Найдите в словаре на парте и прочитайте толкование слова заря. Каким словарём пользовались?

4 группа. Выберите из предложенных предложений слова – антонимы .Подчеркните их и прочитайте.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.

Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

5 группа: Подберите соответствующие картинки словосочетаниям « полный месяц», «месячный свет». Приклейте.

Вопросы для выступления групп

1 группа: -Вы работали над лексическим значением слов стая, стадо. Пользовались толковым словарём и выборкой из дополнительной литературой. Прочитайте общую часть предложенных статей. Какой частью статьи отличаются друг от друга, прочитайте. Обратите внимание, что автор использовал слово стадо.

2 группа: - Вы подбирали синонимы к устаревшему слову уморились. Какие синонимы вы подобрали?

3 группа: - Вы искали толкование слова заря. Каким словарём пользовались?

Прочитайте статью слова заря из толкового словаря.

4 группа: -Вы выбирали антонимы из отрывков текста «Лебеди». Зачитайте.

5 группа: - Объясняли значение словосочетаний « полный месяц», «месячный свет» путём подбора соответствующих картинок.

7. Чтение учащимися текста.

Прочитаем текст с помощью различных методов чтения

- 4 предложения «буксиром»( в паре слабый-сильный)

- затем «эстафетой» (дети сами выбирают, кто за ними будет читать)

- последний абзац – «колониально» (вслух, молча с учителем)

8. Беседа.

- Как долго летели лебеди в тёплые края?

- Трудный ли был перелёт? Как обэтом говорит автор?

-Как летели лебеди- кто впереди, кто сзади? Почему?

- Почему отстал молодой лебедь?

-Как он боролся с усталостью?

-Как , по-твоему, показано в рассказе море – врагом или другом?

-Какие слова говорят об этом?

9. Выборочное чтение.

- Я буду читать начало предложения, а вы продолжение

. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.

Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.

Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде.

. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

VІІ. Закрепление и осмысление знаний.

Работа в группах

Выберите заглавие к предложенной части. Разделите знаками места пауз. Выразительно прочитайте.

1 группа.

Заглавие:

- Лебединая песня

- Стадо лебедей над морем

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

2 группа.

Заглавие:

- Силы молодого лебедя ослабли

- Закат над морем

Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.

3 группа.

Заглавие:

Лебедь опустился над морем

- Морское путешествие

Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе.

4 группа:

Заглавие:

- Отдых на воде

- Морская птица

И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его



5 группа

Заглавие:

- И снова в путь

- До новых встреч

. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Домашнее задание

С….-читать с паузами, пересказывать по составленному плану.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»

Автор: Непомнящая Елена Валентиновна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства