Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого; совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения; закреплять умение объединять слова в группы при чтении; развивать речь, память, внимание, воображение; воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»»
Урок литературного чтения. 3 класс
Тема: Пауза. Рассказ Льва Толстого «Лебеди»
Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого; совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения; закреплять умение объединять слова в группы при чтении; развивать речь, память, внимание, воображение; воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению.
- Почему надо отвыкать от чтения по одному слову? Потренируемся бегло читать.
1. Чтение слоговой таблицы способом
- про себя как можно быстрее (поднимаем руку, как только прочитаем)
- хором быстро «за учителем»
2. Добавьте слоги, чтобы получилось слово.
3. Прочитать сказку «Тетерев и лиса» в лицах.
- На прошлом уроке мы работали над сказкой «Тетерев и лиса». Дома вы готовились читать её в лицах.
4. – Кто обработал и записал русскую народную сказку «Тетерев и лиса»? (Лев Толстой)
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над улучшением техники чтения, а также будем учиться делать паузы при чтении, читать выразительно рассказ Льва Толстого «Лебеди»
ІV. Первичное восприятие материала.
1. Работа над текстом «Пауза»
Чтение текста учителем с. 99
- Что значит читать выразительно?
Чтение статьи учащимися молча.
Найти ответы в тексте:
- Что напоминает о паузах?
- Где ещё нужны паузы?
- Как читает каждый человек?
- После каких слов не надо делать остановки?
- Посмотрите на отрывок из текста, который разделён знаками для пауз. Прочитайте ту группу слов, которую вы можете «охватить» одним взглядом. Будет ли это одно слово или несколько?
- Далее мы будем тренироваться читать выразительно и бегло.
V. Физкультминутка
- А пока я предлагаю отдохнуть
VІ. Обобщение и систематизация знаний.
1. Знакомство с биографией и творчеством Льва Толстого
- На прошлом уроке мы упоминали о великом русском писателе Льве Толстом.
Лев Николаевич Толстой –великий русский писаталь. Он написал множество произведений не только для взрослых, но и для детей. В Ясной Поляне, где жил Лев Толстой, он создал школу для сельских детей и сам работал в ней учителем. Он сам писал небольшие рассказы для начинающих читателей и для более старших детей.
С одним из таких рассказов мы сегодня с вами и познакомимся.
2. Загадка
- Сначала отгадайте загадку, обратите внимание на сравнения в ней.
Птица в озере купается,-
Шейка плавно изгибается.
Спинка пышная бела,
Так же белы два крыла.
Красавица птица
Плывёт – не таится:
Белая, словно пена,
В движениях степенна.
Клюв красным бутоном
Горит над затоном,
А шея – дугой,
Над тихой водой.
- Что за птица? (лебедь)
- Какие сравнения использовались в загадке? (Клюв красным бутоном. Белая, словно пена. )
3. Музыка Сан – Сенс «Лебеди»
- Прослушайте музыку Сан-Сенса «Лебеди», которая поможет Вам представить эту птицу.
4. Викторина. Работа в паре.
- К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите,
из каких произведений эти строки. Работаем в парах. На столах лежат листочки с отрывками. Сначала читает 1 вариант, а второй угадывает, затем наоборот.
1. Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря. ( Андерсен «Гадкий утёнок)
2. Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текущих вод
Лебедь белая плывёт. (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Проверьте ответы на слайде.
5. Чтение рассказа.
Прослушайте рассказ Льва Толстого «Лебеди», старайтесь следить за текстом.
6. Словарная работа. Работа в группах
- Давайте с вами определим значения нескольких слов и словосочетаний, проведём словарную работу несколькими способами, поработаем в группах.
Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе.
Выберите общую часть этих статей. Прочитайте. Какой частью статьи отличаются друг от друга? Прочитайте.
2 группа. Подберите слова синонимы к слову уморились.(устали, измучились).
3 группа. Найдите в словаре на парте и прочитайте толкование слова заря. Каким словарём пользовались?
4 группа. Выберите из предложенных предложений слова – антонимы .Подчеркните их и прочитайте.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.
Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
5 группа: Подберите соответствующие картинки словосочетаниям « полный месяц», «месячный свет». Приклейте.
Вопросы для выступления групп
1 группа: -Вы работали над лексическим значением слов стая, стадо. Пользовались толковым словарём и выборкой из дополнительной литературой. Прочитайте общую часть предложенных статей. Какой частью статьи отличаются друг от друга, прочитайте. Обратите внимание, что автор использовал слово стадо.
2 группа: - Вы подбирали синонимы к устаревшему слову уморились. Какие синонимы вы подобрали?
3 группа: - Вы искали толкование слова заря. Каким словарём пользовались?
Прочитайте статью слова заря из толкового словаря.
4 группа: -Вы выбирали антонимы из отрывков текста «Лебеди». Зачитайте.
5 группа: - Объясняли значение словосочетаний « полный месяц», «месячный свет» путём подбора соответствующих картинок.
7. Чтение учащимися текста.
Прочитаем текст с помощью различных методов чтения
- 4 предложения «буксиром»( в паре слабый-сильный)
- затем «эстафетой» (дети сами выбирают, кто за ними будет читать)
- последний абзац – «колониально» (вслух, молча с учителем)
8. Беседа.
- Как долго летели лебеди в тёплые края?
- Трудный ли был перелёт? Как обэтом говорит автор?
-Как летели лебеди- кто впереди, кто сзади? Почему?
- Почему отстал молодой лебедь?
-Как он боролся с усталостью?
-Как , по-твоему, показано в рассказе море – врагом или другом?
-Какие слова говорят об этом?
9. Выборочное чтение.
- Я буду читать начало предложения, а вы продолжение
. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.
Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.
Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде.
. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
VІІ. Закрепление и осмысление знаний.
Работа в группах
Выберите заглавие к предложенной части. Разделите знаками места пауз. Выразительно прочитайте.
1 группа.
Заглавие:
- Лебединая песня
- Стадо лебедей над морем
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
2 группа.
Заглавие:
- Силы молодого лебедя ослабли
- Закат над морем
Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.
3 группа.
Заглавие:
Лебедь опустился над морем
- Морское путешествие
Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе.
4 группа:
Заглавие:
- Отдых на воде
- Морская птица
И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его
5 группа
Заглавие:
- И снова в путь
- До новых встреч
. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
Домашнее задание
С….-читать с паузами, пересказывать по составленному плану.