Класс объединен в группы по 6 человек, капитаны выбраны заранее (на них надеты галстуки). Приветствие - Встаньте, дети, тихо, ровно, Улыбнитесь всем знакомым, Посмотрите на гостей, И скажите «Добрый день!». Садитесь. Актуализация опорных знаний. А сейчас внимание на экран. Я предлагаю начать наш урок с заочной видеоэкскурсии по Криворожскому ботаническому саду. Полюбуйтесь красотой природы родного края, узнайте растения лугов, водоёмов. (просмотр видеофильма) -Называйте растения, которые вы узнали. (Ответы детей) -Есть ли среди них лекарственные? - УЧИТЕЛЬ подводит итог: Вы правильно назвали растения. Ожидания. - Что же вы ожидаете от сегодняшнего урока? Посмотрите на подсказки. ( на доске- ожидания, возле каждого – цветной кружок, у детей-карандаши) -будет интересно(оранжевый) -новых знаний(красный) - хороших оценок(синий) -работы с друзьями(жёлтый) - хорошего настроения(зелёный) -буду активным(фиолетовый) Нарисуйте на цветах, которые у вас на партах, соответствующий своему ожиданию цветной кружок. Метод «Микрофон» - Озвучьте свои ожидания(2-3 ответа). -Сегодня вы будете работать в группах. Правила работы в группе вы знаете. Повторим основные: выслушать всех, кто хочет сказать, не перебивать товарища, работать дружно, быстро, не кричать, чтобы не мешать работе другим группам, внимательно слушать выступления других групп, начинать и заканчивать работу по звонку. И следующее ваше задание – правильно рассадить цветочки. У вас на партах нарисованные луга и водоёмы. Посадите свои цветы. - Капитаны, прикрепите на доске работы своих групп. Сегодня у капитанов, как это часто бывает, очень ответственное задание: они будут наблюдать за работой своей группы и помогать оценивать (у капитанов таблица: фио | Активный | Соблюдает правила | Правильно отвечает | Балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | -Итог: Вы хорошо выучили цветы лугов и водоёмов. Желаю, чтобы все ваши ожидания от сегодняшнего урока сбылись. Создание проблемной ситуации(Постановка вопроса к природе) -Я вам прочитаю 2 отрывка статей из практического справочника по природоведению, а вы составьте вопросы к этим отрывкам. 1. «Часы –это прибор, который измеряет время в часах , минутах и секундах. Первыми среди них были солнечные часы. Но они работали только когда ясно и совсем не работали ночью. Измерять время в давние времена помогали растения…» - Какой вопрос вы можете поставить к природе? (Какие растения могут показывать время?)(на доске: вопрос, цветы- часы) 2. «… Раньше посмотреть прогноз погоды было негде. Но ошибки в предвидении погоды могли обернуться гибелью урожая и голодом для крестьян. На помощь приходили растения…» -Какой вопрос вы можете поставить к природе? (Какие растения могут предсказать погоду?) (на доске: вопрос, цветы-синоптики) Сообщение темы урока: - Сегодня на уроке мы спросим с вами у природы о том, как растения могут помочь человеку узнать о времени и о погоде. Организация восприятия нового материала. - Представьте себе такую ситуацию. Летним утром вы с родителями решили прогуляться на природе, но при этом забыли часы, а возвращаться нужно в определенное время. Как же быть? Не беда, ведь узнать время помогут вам цветы(видео закрывания и открывания цветов) -Как вы думаете: все цветы одинаково открываются и закрываются? (Дети высказывают предположения) Вот об этом мы сегодня и узнаем. - Как работают цветочные часы? Все просто. Каждый цветочек имеет свое время, когда его лепестки открываются и закрываются. Это происходит в солнечный день, но когда пасмурно, цветочные часы могут подкачать. Освоение новых знаний и способов действия -Современному обществу понравилась идея с цветочными часами. Даже у нас в городе есть цветочные часы (слайд) Интеграция -На уроках трудового обучения мы с вами делали цветочные часы, вот они перед вами(мини – выставка). - А сегодня я предлагаю сделать постер «Цветочные часы», изготавливая который вы познакомитесь с названиями цветов-часов, узнаете, во сколько каждый цветок засыпает и просыпается и как эти цветы помогают людям предсказывать погоду. Изготовление постера «Цветочные часы» Работа с дополнительными источниками информации -У вас на партах лежат конверты, где написаны задания и собраны материалы. Первые две группы будут изготавливать постер. Вторые две группы найдут и прочитают народные приметы о растениях – синоптиках. Читайте внимательно задания. Задания. 1 группа:( в конверте – фото цветка с названием, задание, на парте – верхняя часть постера) Прикрепите цветок возле времени его открытия( когда просыпается). Картофель Просыпается в 7 Бархатцы Просыпаются в 8. Календула Просыпаются в 7. Шиповник Просыпаются в 4. Одуванчик Просыпаются в 6. Вопрос группе после работы: - Назовите растения – цветы.(Ответы детей: картофель, бархатцы, календула, шиповник, одуванчик. Учитель крепит названия и верхнюю часть постера на доске ) 2 группа:( в конверте – фото цветка с названием, задание, на парте – нижняя часть постера) Прикрепите цветок возле времени его закрытия( когда засыпает). Картофель Засыпают в 13-14. Бархатцы Засыпают в 19-20. Календула Засыпают в 16-17. Шиповник Засыпают в 19-20. Одуванчик Засыпают в 19-20. Вопрос группе после работы: - Какой цветок раньше всех засыпает?( Ответ детей: картофель. Учитель крепит нижнюю часть постера на доске.) 3 группа: Прочитайте народные приметы. Выберите и подчеркните те, которые касаются цветов. Жаворонки летят — к теплу, зяблик — к стуже. Если цветок календулы не раскроется до семи часов утра — будет дождь или гроза. Облака плывут высоко — к хорошей погоде. В пятницу дождь — в воскресенье ясно. Одуванчик не открывает цветы –скоро гроза. Пушинки его в хорошую погоду можно легко сдуть, а перед дождём они словно приклеены. (После зачитывания детьми примет, учитель крепит приметы на доску) 4 группа: Прочитайте народные приметы. Выберите и подчеркните те, которые касаются цветов. Лягушки по берегу прыгают — к дождю. Пушистые инеи — к ветру. Туман падает— к ветру, поднимается — к ненастью. Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля наклоняются, и цветки поникают. В ожидании дождливой погоды не раскрывают бутонов розы и шиповник. А сами цветы начинают усиленно выделять аромат. (После зачитывания детьми примет, учитель крепит приметы на доску) Итог: вы познакомились с цветами– часами и узнали, как цветы-синоптики предсказывают погоду. Применение знаний и способов действия -Этот постер и народные приметы, а также знания ранее выученных лекарственных свойств растений, помогут вам выполнить следующее задание в группе. Вам необходимо по описанию цветка определить его название. Задание для групп: 1 ГРУППА: Прочитайте внимательно с 1 по 4 задание. Запишите ответ на 5 . Устно ответьте на 6 задание. Озвучьте 5 и 6 задания. Узнай по описанию название цветка: 1. Я просыпаюсь в 4 утра. 2. Я засыпаю в 20-21. 3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду: В ожидании дождливой погоды не раскрываю бутонов, как и роза. А мои цветы перед дождём начинают усиленно выделять аромат. 4. Я имею лекарственные свойства : из моих плодов при простудах заваривают чай, потому что я прекрасно укрепляю иммунитет. 5. Меня зовут____________________________ 6. Мы думаем так, потому что (ответы детей: это шиповник, потому что это растение перед дождём не раскрывает бутонов, а при простуде из его плодов заваривают чай. Это растение- часы.) 2 группа: Узнай по описанию название цветка: 1. Я просыпаюсь в 7 утра. 2. Я засыпаю в 13-14. 3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду: Перед наступлением ненастной погоды мои цветоножки наклоняются и цветки поникают. 4. Я имею лекарственные свойства: меня называют «вторым хлебом». Я содержу много крахмала. 5. Меня зовут____________________ 6.Мы думаем так, потому что(ответы детей: Это картофель, потому что перед наступлением дождя цветки картофеля наклоняются. В картофеле много крахмала. Это растение-часы.) 3 группа: Узнай по описанию название цветка: 1. Я просыпаюсь в 7 утра. 2. Я засыпаю в 16-17. 3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду: Если мой цветок не раскроется до семи часов утра — будет дождь или гроза. 4. Я имею лекарственные свойства: Мною лечат раны, воспаления глаз, полости рта, носа 5. Меня зовут____________________________ 6.Мы думаем так, потому что ( ответы детей: По выученной народной примете - это календула. Календула снимает воспаления. Календула – растения – часы) 4 группа: Узнай по описанию название цветка: 1. Я просыпаюсь в 6 утра. 2. Я засыпаю в17-18. 3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду:Если я не открываю цветы –скоро гроза. Пушинки мои в хорошую погоду можно легко сдуть, а перед дождём они словно приклеены. 4. Я имею лекарственные свойства: Я- хорошее снотворное, очищаю кровь, меня назвали «эликсиром жизни» 5. Меня зовут____________________________ 6.Мы думаем так, потому что (ответы детей: Это одуванчик, потому что его пушинки перед дождем словно приклеены. Это одуванчик называли «эликсиром жизни». Это – растение – часы. Итог: Вы хорошо поработали, и точно знаете - какие растения помогают определить время и предсказать погоду. Гимнастика для глаз. А сейчас глазками нарисуйте свой любимый цветок. Оценивание. Молодцы! Рефлексия. Подведение итогов - Что же мы сегодня спрашивали у природы? Методика «Микрофон» - Получили ли вы ответы на вопросы? - Какое твоё ожидание исполнилось? Много разных тайн природы мы разгадали. Молодцы, все сегодня работали хорошо. Со всеми заданиями справились, это здорово! Домашнее задание Тема нашего урока может заинтересовать и родителей. Дома родителям расскажите о том, как растения помогают узнать время и погоду. Экскурсия в теплицу. Сообщение темы и цели экскурсии - Какой из цветов- часов является цветком- символом Украины? Правильно – бархатцы. На экскурсии в теплице, куда мы с вами сейчас пойдём, ребята из кружка селекционеров вместе с учителем Касперчук Евгенией Олеговной расскажут нам о способах высаживания этих цветов (бархатцев), а также летних цветов - петунии. Повторение правил поведения на экскурсии. - Для того, чтобы отправиться на экскурсию, необходимо повторить правила поведения на экскурсии. Инструктаж(слайд) -Выходить на экскурсию только парами - По лестнице спускаться со стороны перил и осторожно - Не отставай от класса - Не бери руками никаких посторонних предметов - В школьной теплице места мало, стоять надо так, чтобы не мешать другим детям смотреть - Категорически запрещается: толкаться, кричать, бегать. - Спасибо нашим гостям, И мы сегодня дарим Вам эти цветы.(подарить гостям цветы- конфеты) и приглашаем пройти в теплицу, Вас проводит…. В теплице -Сегодня мы пришли на экскурсию в школьную теплицу, где старшеклассники вместе с учителем биологии Касперчук Е. О. выращивают рассаду различных растений, которые потом будут украшать клумбы нашей школы. А также проводят различные опыты и наблюдения. Вот о таком опыте нам расскажет один из селекционеров, ученица 9 класса - Снежко Анастасия. -Мы решили провести опыт и попробовать вырастить бархатцы в теплице. К сожалению у нас ничего не получилось: они не набрали нужного роста(до 5 см), были вялыми и вскоре пожелтели. И хоть бутоны цветов у них появились, но раскрыться они не смогли – слишком мало сил. Бархатцы выращивают высеванием семян сразу в открытый грунт в мае (показать семена бархатцев.) А собирают эти семена в сентябре. - Какие же цветы выращивают в теплице и высаживают рассадой? 2 селекционер – ученица 9 класса- Подвинская Алина. - В теплице выращивают петунью. Её высевают в теплице в марте-апреле, потом в июне высаживают в открытый грунт. - Какие ещё растения вы выращиваете в теплице? - Это огородные растения салат, укроп, петрушка, редис. И много комнатных. Я хочу познакомить вас с комнатным цветком – часами кислицей, который ложится спать с заходом солнца. Подведение итогов экскурсии - Куда же девают рассаду цветов, выращенную в теплице?(высаживают на клумбы) -Зачем они это делают?(чтобы украсить наш город) -Что же мы с вами делаем для того, чтобы наш город стал красивее и чище? ( принимаем участие в акции «Чистый четверг»; заботимся о птицах, изучаем природу, бережно относимся к природе)
|