kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Какие растения могут служить часами? Какие растения помогают людям предвидеть погоду?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- расширить представления детей о значении растений в жизни человека( в частности растений – часов, растений – синоптиков) ;

- формировать умение ставить вопросы к природе по прочитанному учителем тексту;

- развивать навыки самостоятельной работы учеников с информацией;

-  развивать наблюдательность;

- учить выполнять инструкции и правила техники безопасности во время экскурсии;

-  учить любоваться красотой природы; воспитывать эстетическое восприятие природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Какие растения могут служить часами? Какие растения помогают людям предвидеть погоду?»

Урок природоведения 2-б класс

Учитель Непомнящая Е. В.

Вопросы к природе с элементами экскурсии.

Тема: Какие растения могут служить часами? Какие растения помогают людям предвидеть погоду?

Цель:

- расширить представления детей о значении растений в жизни человека( в частности растений – часов, растений – синоптиков) ;

- формировать умение ставить вопросы к природе по прочитанному учителем тексту;

- развивать навыки самостоятельной работы учеников с информацией;

- развивать наблюдательность;

- учить выполнять инструкции и правила техники безопасности во время экскурсии;

- учить любоваться красотой природы; воспитывать эстетическое восприятие природы.

Задания:

- ознакомиться с народными приметами о растениях родного края;

- изготовить цветной постер «Цветочные часы»;

- провести экскурсию в школьную теплицу с целью ознакомления с методом размножения бархатцев ( растения – часы, растения-символы Украины), других летних растений;

-заинтересовать родителей темой урока путём выполнения совместного домашнего задания.

Класс объединен в группы по 6 человек, капитаны выбраны заранее (на них надеты галстуки).

Приветствие

- Встаньте, дети, тихо, ровно,

Улыбнитесь всем знакомым,

Посмотрите на гостей,

И скажите «Добрый день!».

Садитесь.

Актуализация опорных знаний.

А сейчас внимание на экран. Я предлагаю начать наш урок с заочной видеоэкскурсии по Криворожскому ботаническому саду. Полюбуйтесь красотой природы родного края, узнайте растения лугов, водоёмов.

(просмотр видеофильма)

-Называйте растения, которые вы узнали. (Ответы детей)

-Есть ли среди них лекарственные?

- УЧИТЕЛЬ подводит итог: Вы правильно назвали растения.

Ожидания.

- Что же вы ожидаете от сегодняшнего урока? Посмотрите на подсказки.

( на доске- ожидания, возле каждого – цветной кружок, у детей-карандаши)

-будет интересно(оранжевый)

-новых знаний(красный)

- хороших оценок(синий)

-работы с друзьями(жёлтый)

- хорошего настроения(зелёный)

-буду активным(фиолетовый)

Нарисуйте на цветах, которые у вас на партах, соответствующий своему ожиданию цветной кружок.

Метод «Микрофон»

- Озвучьте свои ожидания(2-3 ответа).

-Сегодня вы будете работать в группах. Правила работы в группе вы знаете. Повторим основные: выслушать всех, кто хочет сказать, не перебивать товарища, работать дружно, быстро, не кричать, чтобы не мешать работе другим группам, внимательно слушать выступления других групп, начинать и заканчивать работу по звонку.

И следующее ваше задание – правильно рассадить цветочки. У вас на партах нарисованные луга и водоёмы. Посадите свои цветы.

- Капитаны, прикрепите на доске работы своих групп. Сегодня у капитанов, как это часто бывает, очень ответственное задание: они будут наблюдать за работой своей группы и помогать оценивать (у капитанов таблица:

фио

Активный

Соблюдает правила

Правильно отвечает

Балл
































-Итог: Вы хорошо выучили цветы лугов и водоёмов.

Желаю, чтобы все ваши ожидания от сегодняшнего урока сбылись.



Создание проблемной ситуации(Постановка вопроса к природе)

-Я вам прочитаю 2 отрывка статей из практического справочника по природоведению, а вы составьте вопросы к этим отрывкам.

1. «Часы –это прибор, который измеряет время в часах , минутах и секундах. Первыми среди них были солнечные часы. Но они работали только когда ясно и совсем не работали ночью. Измерять время в давние времена помогали растения…»

- Какой вопрос вы можете поставить к природе? (Какие растения могут показывать время?)(на доске: вопрос, цветы- часы)

2. «… Раньше посмотреть прогноз погоды было негде. Но ошибки в предвидении погоды могли обернуться гибелью урожая и голодом для крестьян. На помощь приходили растения…»

-Какой вопрос вы можете поставить к природе? (Какие растения могут предсказать погоду?) (на доске: вопрос, цветы-синоптики)

Сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы спросим с вами у природы о том, как растения могут помочь человеку узнать о времени и о погоде.

Организация восприятия нового материала.

- Представьте себе такую ситуацию. Летним утром вы с родителями решили прогуляться на природе, но при этом забыли часы, а возвращаться нужно в определенное время. Как же быть?

Не беда, ведь узнать время помогут вам цветы(видео закрывания и открывания цветов)

-Как вы думаете: все цветы одинаково открываются и закрываются? (Дети высказывают предположения) Вот об этом мы сегодня и узнаем.

- Как работают цветочные часы? Все просто. Каждый цветочек имеет свое время, когда его лепестки открываются и закрываются. Это происходит в солнечный день, но когда пасмурно, цветочные часы могут подкачать.

Освоение новых знаний  и способов действия

-Современному обществу понравилась идея с цветочными часами. Даже у нас в городе есть цветочные часы (слайд)

Интеграция

-На уроках трудового обучения мы с вами делали цветочные часы, вот они перед вами(мини – выставка).

- А сегодня я предлагаю сделать постер «Цветочные часы», изготавливая который вы познакомитесь с названиями цветов-часов, узнаете, во сколько каждый цветок засыпает и просыпается и как эти цветы помогают людям предсказывать погоду.

Изготовление постера «Цветочные часы»

Работа с дополнительными источниками информации

-У вас на партах лежат конверты, где написаны задания и собраны материалы.

Первые две группы будут изготавливать постер. Вторые две группы найдут и прочитают народные приметы о растениях – синоптиках. Читайте внимательно задания.

Задания.

1 группа:( в конверте – фото цветка с названием, задание, на парте – верхняя часть постера)

Прикрепите цветок возле времени его открытия( когда просыпается).

Картофель

Просыпается в 7

Бархатцы

Просыпаются в 8.

Календула

Просыпаются в 7.

Шиповник

Просыпаются в 4.

Одуванчик

Просыпаются в 6.

Вопрос группе после работы:

- Назовите растения – цветы.(Ответы детей: картофель, бархатцы, календула, шиповник, одуванчик. Учитель крепит названия и верхнюю часть постера на доске )

2 группа:( в конверте – фото цветка с названием, задание, на парте – нижняя часть постера)

Прикрепите цветок возле времени его закрытия( когда засыпает).

Картофель

Засыпают в 13-14.

Бархатцы

Засыпают в 19-20.

Календула

Засыпают в 16-17.

Шиповник

Засыпают в 19-20.

Одуванчик

Засыпают в 19-20.

Вопрос группе после работы:

- Какой цветок раньше всех засыпает?( Ответ детей: картофель. Учитель крепит нижнюю часть постера на доске.)





3 группа:

Прочитайте народные приметы. Выберите и подчеркните те, которые касаются цветов.
Жаворонки летят  — к теплу, зяблик — к стуже.

Если цветок календулы не раскроется до семи часов утра — будет дождь или гроза.

Облака плывут высоко — к хорошей погоде.

В пятницу дождь — в воскресенье ясно.

Одуванчик не открывает цветы –скоро гроза. Пушинки его в хорошую погоду можно легко сдуть, а перед дождём они словно приклеены.

(После зачитывания детьми примет, учитель крепит приметы на доску)

4 группа:

Прочитайте народные приметы. Выберите и подчеркните те, которые касаются цветов.

Лягушки по берегу прыгают — к дождю.

Пушистые инеи — к ветру.

Туман падает— к ветру, поднимается — к ненастью.

Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля наклоняются, и цветки поникают.

В ожидании дождливой погоды не раскрывают бутонов розы и шиповник. А сами цветы начинают усиленно выделять аромат.

(После зачитывания детьми примет, учитель крепит приметы на доску)


Итог: вы познакомились с цветами– часами и узнали, как цветы-синоптики предсказывают погоду.


Применение знаний и способов действия

-Этот постер и народные приметы, а также знания ранее выученных лекарственных свойств растений, помогут вам выполнить следующее задание в группе. Вам необходимо по описанию цветка определить его название.


Задание для групп:

1 ГРУППА:

Прочитайте внимательно с 1 по 4 задание. Запишите ответ на 5 . Устно ответьте на 6 задание. Озвучьте 5 и 6 задания.

Узнай по описанию название цветка:

1. Я просыпаюсь в 4 утра.

2. Я засыпаю в 20-21.

3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду:

В ожидании дождливой погоды не раскрываю бутонов, как и роза. А мои цветы перед дождём начинают усиленно выделять аромат.

4. Я имею лекарственные свойства : из моих плодов при простудах заваривают чай, потому что я прекрасно укрепляю иммунитет.

5. Меня зовут____________________________

6. Мы думаем так, потому что (ответы детей: это шиповник, потому что это растение перед дождём не раскрывает бутонов, а при простуде из его плодов заваривают чай. Это растение- часы.)



2 группа:

Узнай по описанию название цветка:

1. Я просыпаюсь в 7 утра.

2. Я засыпаю в 13-14.

3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду: Перед наступлением ненастной погоды мои цветоножки наклоняются и цветки поникают.

4. Я имею лекарственные свойства:  меня называют «вторым хлебом». Я содержу много крахмала.

5. Меня зовут____________________

6.Мы думаем так, потому что(ответы детей: Это картофель, потому что перед наступлением дождя цветки картофеля наклоняются. В картофеле много крахмала. Это растение-часы.)


3 группа:

Узнай по описанию название цветка:

1. Я просыпаюсь в 7 утра.

2. Я засыпаю в 16-17.

3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду: Если мой цветок не раскроется до семи часов утра — будет дождь или гроза.

4. Я имею лекарственные свойства: Мною лечат раны, воспаления глаз, полости рта, носа

5. Меня зовут____________________________

6.Мы думаем так, потому что ( ответы детей: По выученной народной примете - это календула. Календула снимает воспаления. Календула – растения – часы)


4 группа:

Узнай по описанию название цветка:

1. Я просыпаюсь в 6 утра.

2. Я засыпаю в17-18.

3. По состоянию моего цветка можно предсказать погоду:Если я не открываю цветы –скоро гроза. Пушинки мои в хорошую погоду можно легко сдуть, а перед дождём они словно приклеены.

4. Я имею лекарственные свойства: Я- хорошее снотворное, очищаю кровь, меня назвали «эликсиром жизни»

5. Меня зовут____________________________

6.Мы думаем так, потому что (ответы детей: Это одуванчик, потому что его пушинки перед дождем словно приклеены. Это одуванчик называли «эликсиром жизни». Это – растение – часы.

Итог: Вы хорошо поработали, и точно знаете - какие растения помогают определить время и предсказать погоду.


Гимнастика для глаз.

А сейчас глазками нарисуйте свой любимый цветок.

Оценивание.

Молодцы!

Рефлексия. Подведение итогов

- Что же мы сегодня спрашивали у природы?

Методика «Микрофон»

- Получили ли вы ответы на вопросы?

- Какое твоё ожидание исполнилось?

Много разных тайн природы мы разгадали. Молодцы, все сегодня работали хорошо. Со всеми заданиями справились, это здорово!

Домашнее задание

Тема нашего урока может заинтересовать и родителей. Дома родителям расскажите о том, как растения помогают узнать время и погоду.

Экскурсия в теплицу.

Сообщение темы и цели экскурсии

- Какой из цветов- часов является цветком- символом Украины? Правильно – бархатцы. На экскурсии в теплице, куда мы с вами сейчас пойдём, ребята из кружка селекционеров вместе с учителем Касперчук Евгенией Олеговной расскажут нам о способах высаживания этих цветов (бархатцев), а также летних цветов - петунии.

Повторение правил поведения на экскурсии.

- Для того, чтобы отправиться на экскурсию, необходимо повторить правила поведения на экскурсии.

Инструктаж(слайд)

-Выходить на экскурсию только парами

- По лестнице спускаться со стороны перил и осторожно

- Не отставай от класса

- Не бери руками никаких посторонних предметов

- В школьной теплице места мало, стоять надо так, чтобы не мешать другим детям смотреть

- Категорически запрещается: толкаться, кричать, бегать.

- Спасибо нашим гостям, И мы сегодня дарим Вам эти цветы.(подарить гостям цветы- конфеты) и приглашаем пройти в теплицу, Вас проводит….

В теплице

-Сегодня мы пришли на экскурсию в школьную теплицу, где старшеклассники вместе с учителем биологии Касперчук Е. О. выращивают рассаду различных растений, которые потом будут украшать клумбы нашей школы. А также проводят различные опыты и наблюдения.

Вот о таком опыте нам расскажет один из селекционеров, ученица 9 класса - Снежко Анастасия.

-Мы решили провести опыт и попробовать вырастить бархатцы в теплице. К сожалению у нас ничего не получилось: они не набрали нужного роста(до 5 см), были вялыми и вскоре пожелтели. И хоть бутоны цветов у них появились, но раскрыться они не смогли – слишком мало сил. Бархатцы выращивают высеванием семян сразу в открытый грунт в мае (показать семена бархатцев.) А собирают эти семена в сентябре.

- Какие же цветы выращивают в теплице и высаживают рассадой?

2 селекционер – ученица 9 класса- Подвинская Алина.

- В теплице выращивают петунью. Её высевают в теплице в марте-апреле, потом в июне высаживают в открытый грунт.

- Какие ещё растения вы выращиваете в теплице?

- Это огородные растения салат, укроп, петрушка, редис. И много комнатных. Я хочу познакомить вас с комнатным цветком – часами кислицей, который ложится спать с заходом солнца.

Подведение итогов экскурсии

- Куда же девают рассаду цветов, выращенную в теплице?(высаживают на клумбы)

-Зачем они это делают?(чтобы украсить наш город)

-Что же мы с вами делаем для того, чтобы наш город стал красивее и чище?

( принимаем участие в акции «Чистый четверг»;

заботимся о птицах, изучаем природу, бережно относимся к природе)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Непомнящая Елена Валентиновна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства