10.Дзырдбаст конд вæййы арæзт у иу кæнæ къорд дзырдтæй.
11.Хуымæтæг хъуыдыйады ис 2 ГБ
12.Хъуымæтæг хъуыдыйад вазыгджынгонд нæ вæййы.
Уæлæмхасæнæн:
Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского
"Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание"
"Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться"
- Как вы понимаете эти слова? Какой главный вывод можно сделать из прочитанного?
(В письменной речи для точной передачи смысла употребляются различные знаки препинания. Они, говоря словами писателя, "твердо держат текст, не дают ему рассыпаться". Поэтому правила постановки знаков препинания надо знать и умело ими пользоваться)
Учитель:
Самая лаконичная в истории переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были напечатаны “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял один знак, и получил ответ от издателя тоже с одним знаком. Так Гюго узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
- Внимание! Вопрос Какие это были знаки?
(Ответ: “?”, “!” (вопросительный и восклицательный знаки)
Учитель:
Собственные значения знаков препинания складывались в течение многих десятилетий в результате обобщения миллионов примеров употребления того или иного знака. Всё случайное, неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось.
- Внимание! Вопрос:
Этот знак ставят, когда хотят сказать: “Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше”. С одной стороны этот знак противопоставлен точке (сообщение не закончено), с другой – многоточию (Пишущий не намерен прерывать своё сообщение)
- Что это за знак) Ответ: “,” (запятая
Учитель:
Учёные полагают, что раньше всех появилась точка(.). Затем по времени идет этот знак, который встречается в рукописях 80-х годов XV столетия; его ставят, если хотят сказать: “Я собираюсь пояснить сделанное сообщение”. Этим объясняется и употребление его перед рядом однородных членов, после обобщающего слова; в бессоюзных сложных предложениях перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину; и перед прямой речью.
Внимание! Вопрос : - Что это за знак? (Ответ: : (двоеточие),