kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»;  привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение);     формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;

развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.

Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» »



Литературное чтение

Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)



Цели: - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;

развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.

Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.



Ход урока

Этапы урока, их содержание

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет.

Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке.

- Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.

- А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки.

II. Работа с текстом по биографии писателя.

- У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе.

III. Проверка домашнего задания.

- С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание.

- Кто же является главным героем сказки?

- А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома.

IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.

- Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? - Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»?

- Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении?

V. Целеполагание.

- Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.

(Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд).

- Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь.

(Оформление заголовка)

VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.

- Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.


VII. Работа по содержанию сказки.

- Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.

- Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации.

(«Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», - сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!»)

- Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения)

(Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» - «…расходятся по всему небу»).

- Что же это за городок?

- Это городок Динь-Динь, в котором….

(чтение наизусть отрывка: «…из-за деревьев солнышко выходит…» - «потянулись синеватые лучи»).


VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования.

- Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.

(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)

- Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть.

IX. Работа над системой образов (начало).

- Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране?

X. Физкультминутка.

- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.
(приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)

XI. Работа над системой образов (продолжение).

- Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный?

- Послушайте описание царевны Пружинки.

(чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… - очень удивился»)

- Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь-Динь. Кто из них, по-вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему?

(выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» - «и музыки не было бы!»)

- Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка.

(Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка»)

XII. Работа по содержанию сказки.

- И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию.

(выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)

- Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь)

- Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь)

- Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.

- Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом деле, с каждым их шагом… - а подойдешь – большое»)

- Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка?

- Вывод запишем в тетрадь.

- «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» - «…и все млал-мала меньше»)

XIII. Наблюдение за языком сказки.

- Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со словами, представленными на слайде.

- Что же объдиняет все эти слова?

- Почему автору понадобились слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение).

- Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик-колокольчик?

(чтение отрывка «Это так только мне кажется… - …кто из нас побольше, у того и голос потолще») (Запись вывода в тетерадь)

- «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. «Весело вы живете», - сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики-колокольчики?

(чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» - «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь)

XV. Наблюдение за особенностями стиля автора.

- Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?

- Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического.

XVI. Подведение итогов урока.

- Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».

- А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?

- А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика?

- Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной.

- Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы?

- Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока)

XVII. Рефлексия.

- Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему?


XVIII. Домашнее задание.

- Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский.

XIX. Оценивание работы учащихся.










4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

Автор: Макашеева Гулнара Тулегеновна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства