развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.
Этапы урока, их содержание |
Вступительное слово учителя. - Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет. Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке. - Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина. - А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки. |
II. Работа с текстом по биографии писателя. - У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе. |
III. Проверка домашнего задания. - С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание. - Кто же является главным героем сказки? - А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома. |
IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний. - Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? - Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? - Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении? |
V. Целеполагание. - Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым. (Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд). - Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь. (Оформление заголовка) |
VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа. - Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование. |
VII. Работа по содержанию сказки. - Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны. - Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации. («Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», - сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!») - Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения) (Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» - «…расходятся по всему небу»). - Что же это за городок? - Это городок Динь-Динь, в котором…. (чтение наизусть отрывка: «…из-за деревьев солнышко выходит…» - «потянулись синеватые лучи»). |
VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования. - Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки. (следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…») - Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть. |
IX. Работа над системой образов (начало). - Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране? |
X. Физкультминутка. - Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки. Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания) Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания) Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево) Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны) И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук) |
XI. Работа над системой образов (продолжение). - Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный? - Послушайте описание царевны Пружинки. (чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… - очень удивился») - Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь-Динь. Кто из них, по-вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему? (выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» - «и музыки не было бы!») - Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка. (Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка») |
XII. Работа по содержанию сказки. - И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию. (выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…») - Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь) - Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь) - Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша. - Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом деле, с каждым их шагом… - а подойдешь – большое») - Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка? - Вывод запишем в тетрадь. - «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» - «…и все млал-мала меньше») |
XIII. Наблюдение за языком сказки. - Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со словами, представленными на слайде. - Что же объдиняет все эти слова? - Почему автору понадобились слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? |
XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение). - Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик-колокольчик? (чтение отрывка «Это так только мне кажется… - …кто из нас побольше, у того и голос потолще») (Запись вывода в тетерадь) - «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. «Весело вы живете», - сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики-колокольчики? (чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» - «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь) |
XV. Наблюдение за особенностями стиля автора. - Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное? - Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического. |
XVI. Подведение итогов урока. - Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет». - А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет? - А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика? - Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной. - Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы? - Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока) |
XVII. Рефлексия. - Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему? |
XVIII. Домашнее задание. - Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский. |
XIX. Оценивание работы учащихся. |