Тема урока: Технология изготовления набивной игрушки гриб
Цель урока:
научить технологии изготовления набивной игрушки с использованием ручных швов; познакомить с историей игрушек.
Задачи:
Формировать умение работать по инструкционным картам, совершенствовать навык ручного шитья; повторить ТБ при работе с ножницами и иглой.
Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе; развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики; совершенствовать навык самостоятельной работы.
Воспитать интерес к предмету через использование игровых моментов, расширить кругозор посредством знакомства с историей развития игрушек.
Дидактическое обеспечение:
презентации: «История игрушек», «Технология выполнения игрушки»; иллюстрации, инструкционная карта, звёзды с загадками, звёзды с образцами швов, рисунок ракеты.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
ткань, иглы швейные, нитки швейные, вата, карандаш.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте!
Ребята, готовы к уроку?
На вас я надеюсь, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Садитесь, пожалуйста.
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас не обычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие на планету Игрушек, где узнаем много нового и интересного об истории возникновения игрушек, познакомимся с технологией изготовления набивной игрушки своими руками. Мы закончили изучение темы: «Ручные работы», я надеюсь, что полученные знания и умения помогут вам в путешествии.
Ракета давно стоит на старте
Вот и Путеводная Звезда
И маршруты сверены по карте,
Ну, а Вы готовы к старту? (да)
III. Повторение пройденного материала.
- Все заняли места в нашей ракете? Садимся правильно, полет будет долгим. Теперь проверим, инструменты для ручных работ мы взяли с собой.
Игра «Отгадай название».
Будьте внимательны, я буду загадывать загадки, если вы знаете отгадку, поднимайте руку. За правильный ответ вы получайте звезду, в конце урока количество полученных звёзд поможет оценить ваши знания.
Смекай, считай, отгадывай!
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи,
Будет трудно – не пищи!
ЗАГАДКИ.
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной? (иголка с ниткой)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать. (Ножницы)
Любим нос везде совать:
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаш)
Бела, пушиста, но не снег,
В чести у всех. (Вата)
На пальце одном ведерко верх дном. (Наперсток)
Я иголочки храню, им теряться не даю. (Игольница)
Я люблю прямоту и сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю. (Линейка)
В полотняной стране по реке-простыне
Плывет пароход- то в зад, то вперед.
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)
Обведу лекала ловко,
Будет куколка с обновкой. (портновский мел)
- Молодцы, ребята! С заданием справились. Ракета к старту готова! Пристегните, пожалуйста, ремни! Взлетаем!
Есть у вас и знания,
Умения есть, сноровка.
Большое есть желание
Поможет тренировка.
Игра «Поймай звезду» (Приложение № 1)
- Наша ракета приближается к созвездию «Ручные стежки ». У вас есть возможность заработать ещё звёзды. По очереди подходите к доске, снимаете звездочку, на обратной стороне есть рисунок шва, вы должны определить, как он называется.
(дети выполняют задание)
- Мы с вами благополучно добрались до планеты игрушек. Её жители подготовили для вас рассказ об истории возникновения игрушек. Давайте посмотрим.
IV. Введение в тему урока.
Презентация№1
Слайд № 1
История игрушки имеет очень длинную летопись, так же как и история самого человека. Первобытные дети играли с камешками, веточками, косточками животных. Это время можно назвать началом Истории игрушек.
Слайд №2
С течением времени игрушки стали усложняться, их стали вырезать из камня и дерева. Родиной деревянной игрушки считается лесная полоса, центром ее производства можно считать Московскую губернию Сергеев посад. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров.
Слайд № 3
В все времена первой игрушкой ребенка была погремушка. Первые погремушки, были сделаны в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики или пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.
Слайд №4
Одной из разновидностей деревянной игрушки является матрешка- уникальная игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром.
Слайд №5
Игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Такие игрушки делали в Тульской области, в деревне Филимоново, называли их филимоновской игрушкой.
Слайд №6
Глиняные игрушки делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня звалась Дымковской слободой.
7лайд №7
Самой древней игрушкой человечества является кукла. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик, иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы.
Слайд №8
Самая поздняя игрушка по времени возникновения – мягкая. Мягкие игрушки это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью.
Слайд №9
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки , как правило делались из дерева, в местах, богатых залежами глины – из глины. Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества.
Слайд №10
Иногда игрушкам придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов.
Слайд №10
Долгий путь проделала игрушка к вам, пока не стала вот такой красивой, яркой. Сделана она из различных, современных материалов, но от этого не стала менее любимой. Ведь мастер вкладывает в нее свою душу, умение. С каждым десятилетием игрушки становятся все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, рядом с партами и повторяйте за мной:
Презентация №2 физминутка «Звездочет»
V. Формирование новых знаний.
- Чтобы узнать, какую игрушку мы будем сегодня изготавливать, нужно отгадать загадку. Кто скажет правильный ответ, получит звезду.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
- Правильно. Это гриб. Сегодня мы будем изготавливать набивную игрушку гриб. Рассмотрим последовательность изготовления плоской игрушки. Будьте очень внимательны.
Презентация №3
слайд №2
слайд № 3
Подбор материала и подготовка его к работе.
слайд №4
Раскрой деталей
Положите шаблон на изнаночную сторону материала и обведите ее мелом или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте "зеркальные" детали цифрами 1 и 2.
слайд №5, 6
Соединение деталей
Детали изделия сложите вместе лицевой стороной наружу, сметайте прямыми стежками, а затем сшейте петельным швом . Шов должен быть очень аккуратным, отверстие для набивки минимальным (1-1,5 см).
слайд №7
Набивка игрушки
Лучший материал для набивки – кусочки ваты. Игрушка должна держать форму, но при этом не быть твердой.
слайд №8
Окончательная отделка
VI. Практическая работа
- Сейчас вы самостоятельно начнете делать игрушку гриб. Чтобы вы не запутались, пользуйтесь инструкционной картой, которая лежит у вас на столе.
Во время практической работы Пальчиковая гимнастика
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с тестом. Приложение № 2
- Вам нужно самостоятельно указать в левом столбце правильную последовательность процесса выполнения мягкой игрушки, т.е. расставить в нужной последовательности этапы.
(дети выполняют задание)
- Давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяйтесь тестами с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания.
- У кого нет ошибок, тот получает звезду.
- Наша экскурсия на планету Игрушек окончена. Пристегните ремни, возвращаемся на Землю.
VII. Рефлексия
- Что особенно интересно было на уроке?
- Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?
- С чем познакомились сегодня на уроке?
Подсчет звезд, выставление оценок.
- С каким настроением уходите Вы сегодня с урока?