Тема урока: "Редактирование текста сочинения "Скучен день до вечера, коли делать нечего"
Тема урока: "Редактирование текста сочинения "Скучен день до вечера, коли делать нечего"
Данный урок разработан по написанному сочинению "Скучен день до вечера, коли делать нечего".
Цели и задачи урока: 1. формирование умения определять характер ошибки в тексте и находить способ ее исправления; вносить исправления и дополнения в содержательную сторону текста; использовать в речи различные конструкции предложений, описывающие сходные ситуации.2. Развитие речи, внимания, мышления, взаимоконтроля. 3. Воспитание культуры речи, письма, нормы поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Редактирование текста сочинения "Скучен день до вечера, коли делать нечего" »
будем обязательно!
- Работаем быстро на уроке, чтобы осталось время для дополнительной работы.
2.Общая оценка работ. Постановка учебной задачи. 7 мин.
- Чем занимались на прошлом уроке русского языка? (Писали сочинение.)
- Как называлось ваше сочинение? («Сашин выходной».)
- Что вам нужно было написать в сочинении? Какая задача стояла перед вами при работе над сочинением «Сашин выходной»? (Написать основную часть текста, раскрывающую смысл пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего».)
- Какие части текста помогли правильно составить основную часть? (Вводная и заключительная.)
- А как вы считаете, удалось ли вам раскрыть смысл пословицы? Почему? (Основная часть соответствует пословице.)
- Прочитайте мне, пожалуйста, свои сочинения.
- Спасибо.
- Понравилось ли тебе сочинение соседа по парте. Чем? (Написано понятно…)
- Какую оценку вы бы поставили себе? Согласны ли вы с моей оценкой? Почему?
- Действительно вам удалось придумать ситуации, которые раскрывают смысл пословицы.
- Рассмотрите рукопись писателя. На какой вопрос нужно ответить? (Почему в рукописи много исправлений.)
- Как автор исправлял текст? (зачёркивал.) Для чего он вносил исправления? (Писатель старался сделать текст более точным и выразительным, он искал нужные слова.)
- Тот, кто пишет свой текст, всегда несколько раз его перечитывает и вносит исправления, чтобы сделать текст лучше.
- Скажите, нужна ли нам повторная работа на уроке? Почему?
- Значит, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться исправлять ошибки и недочёты в тексте.) Для чего? ( Чтобы сделать текст лучше.)
-А что помогает исправить ошибки? (Памятка.)
3. Работа по памятке.5 мин.
- Определите по памятке, какие недочёты и ошибки встретились, что у вас вызвало затруднение.
- Как исправить?
4. Анализ типичных ошибок и коллективное исправление. 10 мин.
1) Неоправданное повторение информации вводной части.
- Перечитайте вводную часть и предложения из основной части.
Может, пойти на улицу? Нет, на улице дождь. П
Мог бы посмотреть телевизор. Но папа его чинит. П
- Почему эти предложения отмечены значком «повтор»? (В них повторяется то, что уже сказано во вводной части.)
- Как найти и исправить такие ошибки? (Надо прочитать вводную часть4 проверить, не повторяется ли в основной части то, о чём уже было сказано; исключить эти предложения из текста.)
2) Повторение одной и той же причины.
- Послушайте отрывок из одного сочинения:
Мог бы поиграть, да неохота. Надо сделать уроки, но не хочется. Решил помочь маме, но расхотел.
- Какой недочёт вы заметили? Как обнаружить в тексте такой недочёт? (Надо прочитать основную часть; выделить причины по которым Саша не нашёл себе дела.)
- Какой знак стоит на полях, если указаны одинаковые причины того, почему Саша не нашёл себе дела? (П.)
- Что означает этот знак? Как исправить этот недочёт?
3) Неполное описание ситуации.
- Прочитайте предложение:
Решил поиграть, но расхотел.
- Рядом с такими предложениями написано: Подробнее. Как вы думаете, почему?
- Представим себе эту ситуацию: мальчик решил поиграть. Что нужно для игры? (Игрушки.)
- Что должен сделать Саша, если он решил поиграть? (Подойти к игрушкам.)
- Что дальше происходит? (Взял одну игрушку. Не понравилась. Взял другую. Поставил на место. Расхотелось играть.)
- Что надо сделать, чтобы исправить сочинения, в которых неполно описаны ситуации? (Описать подробно, чтобы было понятно, что решение изменилось не сразу.)
4) Точность употребления слов.
- Мы часто использовали слова можно и надо. В каких ситуациях подходит слово надо? (Если говорить об обязательном деле.)
- Может ли оно быть использовано в таком предложении:
Надо поиграть?
- Каким словом заменить слово «надо» в этом предложении? (Может. Правильно: Может, поиграть.)
5) Разбор ошибок, сделанных в тетради.
5. Физкультминутка. 3 мин. Игра «Назови по другому» (Картина (рисунок, полотно, репродукция, иллюстрация…), фильм, малыш, папа, жёлтый.
6.Индивидуальная работа над ошибками. Работа в тетради.10 мин.
- Запишите: сегодняшнее число, работа над ошибками.
- Поднимите руки, кто самостоятельно справиться, а кому нужна помощь.
7. Проверка. Взаимопроверка. 5 мин.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте все ли ошибки исправлены.
8. Итог урока. Оценивание. 2 мин.
- Чем занимались сегодня на уроке? (Исправляли ошибки в сочинении «Сашин выходной».)
- Для чего это нужно было? (Чтобы уметь правильно строить предложения, грамотно писать.)
1. Написать другой текст о Сашином выходном, чтобы в заключительной части можно было сказать: «Не будет скуки, если заняты руки».
2. Написать сочинение на свою тему.
- Давайте поработаем с руками: возьмём всё хорошее для себя с урока, поделимся хорошим с другими, кулачки распустили свои бутоны и превратили их в цветочки, поставим две ручки, одну уберём, посветим ручкой, как солнышком, помашем.
Презентация к открытому уроку для РМО учителей начальных классов на тему «Редактирование текста сочинения «Скучен день до вечера, коли делать нечего»