kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по системе СРО Л. В. Занкова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»»

Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»

Цель: учить детей анализировать литературное произведение.

Задачи:

предметные

  • – открыть удивительную способность писателя сказочно красиво рассказывать о мире, который нас окружает;

  • – увидеть красоту художественного слова в описании размеров рыбы, островов-кораблей;

  • – открыть тайну Воробьиного озера;

  • – пофантазировать, придумывая историю названия рассказа.


метапредметные

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи;

  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;

  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

  • развивать духовно-нравственные взаимоотношения одноклассников.

  • формировать навыки коммуникативного характера


Оборудование: презентация «Юрий Коваль» ; выставка книг: сборники стихов «Станция Лось», «Слоны на Луне», повесть «Приключения Васи Куролесова»; 5 чистых листов и фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

II. Проверка домашнего задания.

Ч т е н и е п о р о л я м о т р ы в к а из сказки М. Горького «Воробьишко».

– Какие особенности «воробьиного разговора» передает писатель?

– Как это называется в литературе? (Звукоподражание.)

III. Введение в тему урока.

– Вы когда-нибудь слышали такое название: «Заячий остров»?

– Как вы думаете, почему его так назвали? ( высказывания детей)

– А Воробьевы горы? (Высказывания детей)

– О чем, по-вашему, может говориться в рассказе, который называется «Воробьиное озеро»? (Выссказывания детей. Выделение гепотиз, которые записываются на доске)

Учитель читает записанное на доске:

Заголовок – окошко для взгляда вперед

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок – это не просто слова:

Эти слова – всему голова.

- Мы сегодня будем исследователями на уроке. Как вы думаете, что нам предстоит исследовать?

(Дети: Рассказ «Воробьиное озеро»

- Какую задачу мы поставим? (Дети: Узнать, о чем этот рассказ. Почему он так называется? Открыть тайну Воробьиного озера.)

- Приступим к исследованию.

IV. Чтение рассказа учителем (с. 40–41).

– Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. (Высказывания детей)

– Хотели бы вы попасть на это озеро?

– Чем заинтересовало вас это место? (Дети: Там водятся огромные лещи, щуки и черный окунь. Посреди озера есть три острова, похожие на корабли и т.д.)

– Давайте прочитаем этот рассказ еще раз.

V. Чтение рассказа «Воробьиное озеро» детьми (по цепочке).

– Объясняет ли автор, почему озеро названо Воробьиным? (Дети: нет, не объясняется)

– Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает пофантазировать.

VI. Работа над текстом рассказа.

1. С л о в о у ч и т е л я.

– Молодцы. Для этого надо постараться представить себе не только то, что увидел автор, но и то, что он недосказал нам, скрыл. Ведь природа – великая тайна, и открыть ее может только тот человек, который старается увидеть необычное в обычном. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.

2. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.

– Каким увидел автор озеро, когда добрался до него? Зачитайте.

– Что особенно заинтересовало его на озере? Найдите это место в рассказе.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

3. В ы п о л н е н и е и л л ю с т р а ц и й к рассказу. Работа группами по 4 человека.

– Сейчас мы превратились в художников и попробуем нарисовать острова-корабли с парусами-березами.

Дети на листах рисуют фломастерами. Особенно удачные зарисовки прикрепляются на доску.

4. Б е с е д а.

– Почему вы нарисовали острова на одной линии? Докажите словами из текста. (Дети: Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом )

– Почему острова похожи на треугольники? (Узконосые корабли.)

– Ребята, а почему автор сравнивает участки суши с кораблями? (Дети: у автора такое воображение, фантазия. Он по-своему видит окружающий мир)

– Обратите внимание на этот рисунок. Чем он отличается от всех остальных? (Дети: Над березами нарисованы летящие птицы.)

– А что это за птицы? (Дети: Иволги.)

– Могли ли там появиться другие птицы? Какие? (Дети: Могли .Нам кажется, что воробьи, раз и у рассказа такой заголовок.)

– Посмотрите внимательно, на этом рисунке березки наклонились в сторону, стоят не прямо. Объясните, почему? (Дети: Они наклонились под порывами ветра.)

– Давайте найдем это место в тексте и зачитаем, какие слова подбирает писатель, чтобы мы точно представили себе эту картину. (Дети: Бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли.)

– Что же восхитило автора на озере? (Дети: Что есть такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.)

– Так в чем чудесная тайна озера?

– С чем же можно сравнить эту картину? (Дети: Со сказкой.)

– Молодцы! Автор – в одном лице и сказочник, и писатель, который тонко чувствует жизнь природы.

– Предполагал ли увидеть писатель какие-то чудеса на озере? (Дети: Да. Он много слышал про это озеро)

– С какой целью он добирался до Воробьиного озера? Что удивительного он надеялся там увидеть? (Дети: Он хотел поймать огромных рыб, которые не влезают в ведро, таз)

Физминутка.

Рыбки плавали, плескались

В теплой чистенькой воде.

То сжмуться, разожмуться,

То зароются в песке.

– Какие слова описывают сказочно большие размеры рыбы в этом озере?

Зачитывают.

– Как говорится о ее настоящих размерах? (Дети: это преувеличение, гипербола)

– Как вам кажется, был ли огорчен автор, что не оправдались его ожидания? Почему? (Дети: Нет, он увидел там много другого интересного, например, острова, похожие на корабли)

VII. Сообщение об авторе – Юрии Иосифовиче Ковале.

– Кто же этот человек, который побывал на Воробьином озере и рассказал нам о нем?

Рассказ подготовленного ученика с использованием презентации.

Ю. И. Коваль (1938–1995) родился в Москве в семье офицера и врача. После окончания школы поступил на филологический факультет (отделение в институте, где изучают русский язык и литературу) Московского государственного педагогического института.

После окончания института работал учителем русского языка и литературы. Придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Сотрудничал с издательством «Малыш», которое выпустило в свет его первую детскую книжку. Книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Одна из книг – «Избушка на Вишере» – была проиллюстрирована самим автором.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Что особенно понравилось на этом уроке?

– О чем бы вы хотели рассказать родным?

– Закончить урок хотелось бы такими словами:

Фантазия писателя щедра.

Она нам дарит столько неожиданного.

Представьте, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание: прочитать стихотворения и выполнить задания к ним (с. 42–43).





Однажды встретились две книжки.

Разговорились меж собой.

«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки… Оборвал листы.

Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?»

«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки: на них

Чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.



Книгу читай непременно сердцем,

А главное, совестью и делами. Э. Асадов



Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!сергей михалков

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.



● Хлеб питает тело, а книга питает разум.



● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.



● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.



● Ум без книги, как птица без крыльев.



● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.



● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.



● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.



● Книга не пряник, а к себе манит.



● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.



● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.



● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»

Автор: Денисова Екатерина Валерьевна

Дата: 17.05.2016

Номер свидетельства: 327793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства