Оборудование: презентация «Юрий Коваль» ; выставка книг: сборники стихов «Станция Лось», «Слоны на Луне», повесть «Приключения Васи Куролесова»; 5 чистых листов и фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
II. Проверка домашнего задания.
Ч т е н и е п о р о л я м о т р ы в к а из сказки М. Горького «Воробьишко».
– Какие особенности «воробьиного разговора» передает писатель?
– Как это называется в литературе? (Звукоподражание.)
III. Введение в тему урока.
– Вы когда-нибудь слышали такое название: «Заячий остров»?
– Как вы думаете, почему его так назвали? ( высказывания детей)
– А Воробьевы горы? (Высказывания детей)
– О чем, по-вашему, может говориться в рассказе, который называется «Воробьиное озеро»? (Выссказывания детей. Выделение гепотиз, которые записываются на доске)
Учитель читает записанное на доске:
Заголовок – окошко для взгляда вперед
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
- Мы сегодня будем исследователями на уроке. Как вы думаете, что нам предстоит исследовать?
(Дети: Рассказ «Воробьиное озеро»
- Какую задачу мы поставим? (Дети: Узнать, о чем этот рассказ. Почему он так называется? Открыть тайну Воробьиного озера.)
- Приступим к исследованию.
IV. Чтение рассказа учителем (с. 40–41).
– Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. (Высказывания детей)
– Хотели бы вы попасть на это озеро?
– Чем заинтересовало вас это место? (Дети: Там водятся огромные лещи, щуки и черный окунь. Посреди озера есть три острова, похожие на корабли и т.д.)
– Давайте прочитаем этот рассказ еще раз.
V. Чтение рассказа «Воробьиное озеро» детьми (по цепочке).
– Объясняет ли автор, почему озеро названо Воробьиным? (Дети: нет, не объясняется)
– Как вы думаете, почему?
Учитель предлагает пофантазировать.
VI. Работа над текстом рассказа.
1. С л о в о у ч и т е л я.
– Молодцы. Для этого надо постараться представить себе не только то, что увидел автор, но и то, что он недосказал нам, скрыл. Ведь природа – великая тайна, и открыть ее может только тот человек, который старается увидеть необычное в обычном. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.
2. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.
– Каким увидел автор озеро, когда добрался до него? Зачитайте.
– Что особенно заинтересовало его на озере? Найдите это место в рассказе.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
3. В ы п о л н е н и е и л л ю с т р а ц и й к рассказу. Работа группами по 4 человека.
– Сейчас мы превратились в художников и попробуем нарисовать острова-корабли с парусами-березами.
Дети на листах рисуют фломастерами. Особенно удачные зарисовки прикрепляются на доску.
4. Б е с е д а.
– Почему вы нарисовали острова на одной линии? Докажите словами из текста. (Дети:Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом )
– Почему острова похожи на треугольники? (Узконосые корабли.)
– Ребята, а почему автор сравнивает участки суши с кораблями? (Дети: у автора такое воображение, фантазия. Он по-своему видит окружающий мир)
– Обратите внимание на этот рисунок. Чем он отличается от всех остальных? (Дети: Над березами нарисованы летящие птицы.)
– А что это за птицы? (Дети: Иволги.)
– Могли ли там появиться другие птицы? Какие? (Дети: Могли .Нам кажется, что воробьи, раз и у рассказа такой заголовок.)
– Посмотрите внимательно, на этом рисунке березки наклонились в сторону, стоят не прямо. Объясните, почему? (Дети: Они наклонились под порывами ветра.)
– Давайте найдем это место в тексте и зачитаем, какие слова подбирает писатель, чтобы мы точно представили себе эту картину. (Дети: Бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли.)
– Что же восхитило автора на озере? (Дети: Что есть такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.)
– Так в чем чудесная тайна озера?
– С чем же можно сравнить эту картину? (Дети: Со сказкой.)
– Молодцы! Автор – в одном лице и сказочник, и писатель, который тонко чувствует жизнь природы.
– Предполагал ли увидеть писатель какие-то чудеса на озере? (Дети: Да. Он много слышал про это озеро)
– С какой целью он добирался до Воробьиного озера? Что удивительного он надеялся там увидеть? (Дети: Он хотел поймать огромных рыб, которые не влезают в ведро, таз)
Физминутка.
Рыбки плавали, плескались
В теплой чистенькой воде.
То сжмуться, разожмуться,
То зароются в песке.
– Какие слова описывают сказочно большие размеры рыбы в этом озере?
Зачитывают.
– Как говорится о ее настоящих размерах? (Дети: это преувеличение, гипербола)
– Как вам кажется, был ли огорчен автор, что не оправдались его ожидания? Почему? (Дети:Нет, он увидел там много другого интересного, например, острова, похожие на корабли)
VII. Сообщение об авторе – Юрии Иосифовиче Ковале.
– Кто же этот человек, который побывал на Воробьином озере и рассказал нам о нем?
Рассказ подготовленного ученика с использованием презентации.
Ю. И. Коваль (1938–1995) родился в Москве в семье офицера и врача. После окончания школы поступил на филологический факультет (отделение в институте, где изучают русский язык и литературу) Московского государственного педагогического института.
После окончания института работал учителем русского языка и литературы. Придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Сотрудничал с издательством «Малыш», которое выпустило в свет его первую детскую книжку. Книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Одна из книг – «Избушка на Вишере» – была проиллюстрирована самим автором.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что особенно понравилось на этом уроке?
– О чем бы вы хотели рассказать родным?
– Закончить урок хотелось бы такими словами:
Фантазия писателя щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представьте, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
– Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание: прочитать стихотворения и выполнить задания к ним (с. 42–43).
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Книгу читай непременно сердцем,
А главное, совестью и делами. Э. Асадов
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!сергей михалков
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.