Выступление на семинаре
Добрый день, уважаемые коллеги. Я Понкратова Т.В., учитель начальных классов Русскинской школы-интерната, классный руководитель 4 «Б класса. В классе только дети ханты. Поэтому позвольте мне поделиться опытом работы над темой: «Технология деятельностного метода в реализации программы с этнокультурной составляющей»
Слайд1
Современная эпоха требует от учащихся развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности. Северные народы имеют комплексы национальной неполноценности; пассивность, безынициативность или даже некоторую агрессивность. Дети, проживающие в особых природных и социальных условиях, имеют особенности развития национального самосознания. Поэтому особое место в своей работе отвожу деятельностному, практическому содержанию образования. Стараюсь соблюдать этнопространство.
Слайд 2
Развитие личности – смысл и цель современного образования
Слайд 3
Конструктивно выполнять задачи образования помогает деятельностный метод обучения
Цель деятельностного метода развитие и воспитание личности ребенка.
Слайд 4
В работе с детьми ханты первостепенное значение отвожу их воспитанию и социализации, т.к. содержание их деятельности раскрывает перед ними их возможное будущее. А уклад жизни нашей школы-интерната такой, что приводит в соответствие разные виды деятельности учащихся с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Слайд 5 - 18
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями, воспитателями, сверстниками и, по возможности, с родителями.
Слайд 19
Особое внимание отвожу групповой работе – это одна из форм деятельностного метода обучения.
Слайд 20 - 36
Дети получают опыт ролевого нравственного взаимодействия, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, совместной деятельности. Учащиеся приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду посредством презентации учебных и творческих достижений.
Слайд 37
Деятельностный метод предполагает обеспечение различных интересов обучающихся, в том числе этнокультурных;
-овладение личностью родным языком, освоение культуры и сохранение традиций семьи и быта своего народа.
Слайд 38
Приобщение школьников к народной культуре является ядром этнокультурного образования
В Ханты-Мансийском автономном округе принята Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план. Поэтому составила и после утверждения включила в тематическое планирование в моем 4 «Б» классе в этом учебном году образовательный модуль по литературному чтению «Родной край в преданиях и литературных произведениях».
Систематически провожу работу с учащимися по ознакомлению с родным краем, его культурой, что способствует воспитанию у детей любви и уважения к родному краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, знакомству с талантливыми Югорскими творцами прекрасных стихов, фольклорных произведений – сказок, загадок.
В основу Образовательного модуля положен компетентностный подход.
Изменён механизм подачи знаний, преобладает самообучение, взаимообучение.
Изменены формы и организация занятий – обучение приобретает деятельный характер (самостоятельный подбор учащимися в библиотеке произведений местных писателей и поэтов).
Считаю, что на уроке чтения самая «благодатная почва»
Слайд 39
идти от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. 4 марта в этом учебном года у нас в школе прошел окружной семинар «Диссеминация педагогического опыта реализации инновационной программы с этнокультурной составляющей» на котором мы с ребятами провели урок внеклассного чтения по теме
Слайд 40
«Писатели и поэты Югры». Постарались понять и объяснить призыв нашего земляка поэта Ювана Шесталова :
«Милосердно охраняй
Все, что в мире дивно…»
Ребята читали произведения, выполняли к ним рисунки и на уроке рассказали об этом рассказали.
Слайд 41
Девочки исполнили танец под хантейскую песню «Куренька», как приветствие всех гостей на уроке и пожелание друг другу хорошей дружной работы.
Читали стихи югорских поэтов Ювана Шесталова , Микуля Шульгина, Андрея Тарханова, Алексея Сенгепова.
Слайд 42 - 44
Особенно понравилась детям поэма Ювана Шесталова «Клич журавля». Прочитали отрывок из нее. Отметили слова, которые наполняют стерха жизнью. Рассказала ребятам, что для сохранения природы Югры отмечается экологический праздник «День журавля». В Сургуте и Сургутском районе он проходит в сентябре с 2007 года. Ребята сказали, что их родители не охотятся на журавлей.
Ребята мои знают наизусть стихи поэтов Югры, выполняем под них физкультминутки на уроках. Выступаем с ними на конкурсах школьных, а в 2011-2012 учебном году и в районном участвовали. Но особое внимание с первого класса мы с детьми уделяем Алексею Михайловичу Сенгепову – соавтору и составителю 9 учебников грамматики хантыйского языка для начальных классов. Вот один из них. Часть на хантыйском языке и тут же перевод на русский язык и мне это очень удобно. К этому учебнику я часто обращаюсь. А почему? Вот только отрывок из стихотворения «Наказ детям»послушайте и поймете …(Стр. 49)
Поэт учит как беречь, охранять родной язык.
В этом году Русскинской школе исполнилось 55 лет. Было у нас много мероприятий. Прошел школьный конкурс стихов «Школа - пристань детства моего», на котором мои ребята читали стихотворение Алексея Михайловича Сенгепова «Школа». Читали на хантыйском языке Сопочин Владик и Мултанов Вова, а на русском – Русскина Наташа.
Слайд 45
Алексей Михайлович Сенгепов считал, что прекрасное знание своего языка дает возможности духовного развития человека.
Стараюсь быть организатором и координатором
познавательной деятельности учащихся на всех этапах будь то урок или внеклассное мероприятие, на всех этапах подготовки к ним.
Демонстрирую культурные образцы действий;
инициирую пробные действия детей;
консультирую, корректирую действия;
ищу способы включить в работу каждого. Создаю условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей, оказываю адресную педагогическую помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.