- закреплять навыки устного и письменного умножения и деления многозначных чисел;
- учить логически мыслить, рассуждать.
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, понимать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимать личную ответственность за результат.
- закреплять навыки устного и письменного умножения и деления многозначных чисел, объяснять каждую операцию, которая входит в этот прием;
- решать текстовые задачи на движение.
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; искать средства для выполнения учебной задачи;
- понимать причин успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Актуализация необходимых знаний |
* Сообщает, что на уроке мы продолжим работать по балльной системе. на с. 50, вариант 3 на время (2 мин). (Задание высвечивается на экране). * Организует самомопроверку (уч-ся читают только ответы) и подсчет баллов. * Спрашивает, что общего у всех этих примеров, как умножить и разделить числа, оканчивающиеся нулями. Максимальное количество баллов –9 баллов | Выполняют задание на время (2 мин). Проверяют задание и подсчитывают количество правильных ответов (баллов). Отмечают в таблице количество баллов под № 1. |
* Предлагает на время (5 мин) решить задачи из тетради ««Устный счет. Сборник упражнений» на с. 52, «Решаем задачи» (работа в парах) – 2 учащихся работают у доски. (Задания на экране). Организует самопроверку. * Предлагает ответить на вопросы: Как найти скорость? Как найти время? Как найти расстояние? Максимальное количество баллов – 10 баллов | 2 учащихся выполняют задание на доске (записывают только решение задачи), остальные в своих тетрадях Время работы — 3 минуты. Учащиеся проверяют, подсчитывают правильные ответы и заносят результат в свою таблицу под № 2. |
Мотивация познавательной деятельности |
Предлагает вспомнить, чему учились в 4 классе, оценить свои умения: + (усвоил, не испытываю трудностей), +- (иногда испытываю трудности), - (надо поработать). Заполните таблицу (1 мин) Я умею письменно выполнять действия с многозначными числами | | Я умею решать уравнения | | Я умею переводить, сравнивать величины | | Я умею выполнять арифметические действия с величинами | | Я умею решать задачи на движение | | | Участвуют в диалоге с учителем, одноклассниками, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
* Предлагает поставить задачи на урок. | Высказывают свои предположения о задачах на урок. |
Организация познавательной деятельности |
* Организует решение задачи № 7, с. 82. Слабым учащимся дает карточку-помощницу: КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА 1) Зная скорость 1 поезда (45 км/ч) и время в пути (3 ч), найдите расстояние, которое прошел 1 поезд. Используйте формулу: Скорость х время = расстояние 2) Зная, что скорость 2 поезда на 12 км/ч больше скорости первого поезда (45 км/ч), найдите скорость 2 поезда. Найдите расстояние, которое прошел 2 поезд, зная его скорость (см. 2 действие) и время в пути (3 ч). 4) Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить расстояния, которые прошли 1 поезд и 2 поезд и расстояние между городами. 5) Запишите ответ. Предлагает повторить условие и вопрос задачи, сделать чертеж к задаче, написать план решения задачи. ПЛАН РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: х (км) - прошел 1 поезд за 3 часа. + (км/ч) - скорость 2 поезда. х (км) - прошел 2 поезд за 3 часа. + + (км) - расстояние между поездами через 3 часа. 45 х 3 = 135 (км) – прошел 1 поезд за 3 часа. 45 + 12 = 57 (км/ч) – скорость 2 поезда. 57 х 3 = 171 (км) – прошел 2 поезд за 3 часа. 135 + 56 + 171 = 362 (км) – расстояние между поездами через 3 часа. Ответ: 362 километра За такое решение – 2 балла | 1 учащийся у доски с частичным комментированием решает задачу (делает чертеж, пишет план решения задачи), остальные – записывают решение задачи. Проводят самопроверку. Подсчитывают баллы. Записывают в свою таблицу под № 3. |
…. х (… - ….) : …. + ….. ( …. + …..) Вспомните, что мы делаем сначала, потом …. Предлагает выбрать выражение для решения, предварительно, объявив, что за 1 выражение дается 1 балл, за второе выражение — 2 балла. Спрашивает, кто выбрал 1 выражение, кто второе? Пример расписываем по действиям. (3685 — 2785) + 502 х 68 3685 — 2785 = 900 502 х 68 = 34136 900 + 34136 = 35036 Ответ: 35036 71 370 : 234 + 695 х 50 71370 : 234 = 305 695 х 50 = 34750 305 + 34750 = 35055 Ответ: 35055 Предлагает 2 уч-ся решить эти примеры у доски. Организует проверку решения примеров, спрашивая, как они считали. Предлагает подсчитать количество баллов: За 1 правильный пример — 1 балл, за 2 пример — 2 балла. Спрашивает, что надо знать, чтобы решить правильно эти выражения. Спрашивает, кому легко было решать, а кто испытывал трудности. Максимальное количество - 2 балла. | Высказывают свои суждения о порядке выполнения действий. 2 учащихся выполняют вычисления у доски, остальные — самостоятельно. Дети объясняют алгоритм решения выражений. Дети записывают в таблицу количество баллов под № 4. |
Спрашивает, какие еще задания с многозначными числами мы с вами решаем. Задачу решали, примеры решали, что еще можем с вами решить. | Дети дают ответы. |
х : 16 = 80 х = 80 х 16 х = 1280 1280 : 16 = 80 80 = 80 Ответ: 1280 у : 6 = 52 х 5 у : 6 = 260 у = 260 х 6 у = 1560 1560 : 6 = 52 х 5 260 = 260 Ответ: 1560 Предлагает решить одно уравнение. Максимальное количество баллов — 2. * Спрашивает, что надо знать, чтобы решать уравнения. | Учащиеся выбирают уравнение для решения. 2 учащихся решают у доски, остальные самостоятельно. Дети объясняют, как решали. Записывают количество своих баллов в таблицу под № 5. |
«Устный счет. Сборник упражнений», с. 53. Раздел «Работаем с геометрическим материалом». Спрашивает, сколько четырехугольников насчитали. (15) Предлагает показать на доске все четырехугольники. Предлагает вспомнить, как найти периметр и площадь прямоугольника. (6 см 2 мм + 1 см) х 2 = (62 мм + 10 мм) х 2 = 72 мм х 2 = 144 мм = 14 см 4 мм — периметр большого прямоугольника. Ответ: 14 см 4 мм 6 см 2 мм х 1 см = 62 мм х 10 мм = 620 кв. мм = 6 кв. см 20 кв. мм Ответ: 620 кв. мм Оцените свою работу в баллах. Если нашли правильно периметр и площадь — 2 балла, если только что-то одно - 1 балл. * Спрашивает, что проверяли, выполняя это задание. | Учащиеся выполняют подсчет четырехугольников, измеряют стороны большого прямоугольника и находят его периметр и площадь. 1 учащийся решает задание у доски Дети записывают количество баллов в таблицу под № 6. |
Предлагает показать все оси симметрии данных фигур (в тетради «Устный счет. Сборник упражнений», с. 53, задание 7 (2)). Организует проверку через экран. | Выполняют фронтально. 1 тетрадь выставляется как образец. |
Подведение итогов. Рефлексия |
Предлагает подвести итог урока, сказать, чему учились на уроке. Предлагает подсчитать количество баллов и оценить работу на уроке: 22 – 27 баллов – отлично 17 – 21 балл – хорошо 12 – 16 баллов – удовлетворительно неудовлетворительно Предлагает поднять руку — у кого от 27до 22баллов, от 21до 21 балла. Предлагает назвать задания, которые вызывали особые затруднения. | Делают обобщение по теме урока, подсчитывают количество баллов. |
| |
Предлагает записать домашнее задание: С. 82, № 5, № 8 (1), № 9 ( по выбору) | Записывают в дневник домашнее задание |
Дополнительный материал: Предлагает решить ребусы: Учебник, с. 82-83 3870 18 206 36 215 х 25 27 10 3 0 18 +41 2 90 51 5 0 90 0 Учебник, с. 84, № 24 1/3 ч 1/ 2 сут. = 12 ч 1/ 4 года 1/ 12 года Учебник, с. 84, № 21 30 х 48 + 30 х 52 = 1440 + 1560 = 3000 30 х 48 + 30 х 52 = 30 х (48 + 52) = 30 х 100 = 3000 Учебник, с. 84, № 25 (75: 5 + 10) х 2 = 50 75 :(5 + 10 х 2) = 3 75 :(5 + 10)х 2 = 10 | |