УМК «Школа России» А.А. Плешаков
Формировать представление о Средневековье; познакомить с достижениями, особенностями; мировыми религиями
Урок открытия нового знания.
Принятие социальной роли обучающегося.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Формирование готовности к саморазвитию.
Умение оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения
Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.
создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни, основных мировых религиях
Средние века; христианский собор, мусульманская мечеть, буддистский храм, рыцарь, замок рыцаря, ремесленники, торговая площадь, книгопечатание
Окружающий мир, история, ОРКСЭ.
Учебник, дидактические материалы, презентация, компьютер, экран.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества |
1.Самоопределение к деятельности. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. – Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного. | Приветствуют учителя
| | Внутренняя позиция школьников
| |
2.Актуализация полученных знаний. | – История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. – С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? (Первобытный мир, древний мир) Организую самостоятельную работу с целью проверки изученного материала. – Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. - Возьмите лист –тест и выполните задания. Организую самопроверку работ. - История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени»
| Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Самостоятельная работа учащихся.
Осуществляют самопроверку и делают выводы.
| Фронтальная беседа
Самостоятельная работа. | Знание Древнего Египта, Греции и Рима.
Мотивационная основа учебной деятельности;
|
Самооценка. |
3. Открытие новых знаний. | История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. С конца V века началась новая эпоха в истории. Как она называлась, вы сможете узнать, расположив буквы в нужном порядке. (Шифровка) - Что бы вы хотели узнать об этой эпохе? Какая эпоха следует за Древним миром? Отлично! Молодцы!!! Сформулируйте тему урока и цели, которые вы поставите перед собой сегодня на уроке. -Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков». -Что поможет нам ответить на эти вопросы? Правильно! Открываем учебник на странице 15. - Найдите в тексте ответ на первый вопрос: когда была данная эпоха и сколько она длилась? -Какие города появились в эпоху Средневековья? - А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке. - Кто это может быть? Конечно!!! Молодцы! - Кто это такой - рыцарь? - Кого сегодня называют рыцарями? -Чем занимались рыцари? «Рыцарские доспехи» - Перед вами изображение рыцаря. Соедините линией части рыцарских доспехов. |
Работа в парах
Формулируют вопросы- задачи урока. Узнать: 1)Когда была данная эпоха? 2)Какие города возникли? 3)Кто жил в эту эпоху? 4)Чем занимались люди? 5)Во что верили? 6)Какие открытия были сделаны в эту эпоху?
Ищут ответы на вопросы на страницах учебника.
Отвечают на воросы.
Работа с приложением. |
Самостоятельная работа.
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
Выборочное чтение.
Фронтальная работа.
Парная работа. | Формирование представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни Мотивационная основа учебной деятельности формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
|
4. Физкультминутка. | Плывя по “ленте времени”, От древности до наших дней, Мы видим славных рыцарей, И замки, и коней. Тишина стоит вокруг, Вышли рыцари на круг, Шлем одев, закрыв забрало, Выхватив из ножен меч, Стал рубить врага он с плеч, После боя, славный рыцарь, Положив и щит, и меч, Сделав вдох и выдох длинный, Отдохнуть решил присесть. | Выполняют упражнения | | | |
5. Продолжение изучения нового материала. | - В Средние века люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Они верили, что существуют какие – то таинственные силы, которые правят миром и судьбами людей. Эти силы люди приписывали богам. - Как называется вера в бога и сверхъестественные силы? С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги. Это было связано с изменением жизни людей. Все шире стали распространяться 3 основные религии. (Разбить на 3 группы)! Предлагаю вам, ребята, выполнить «Мини-проекты» и защитить их. - Ребята! А вы любите тайны? Замечательно! Тогда мы просто обязаны разгадать тайну этого сундучка. На носу сидим. На Мир глядим. За уши держимся.(очки) Вместо глазок дырочки. Пришей, без растопырочки!(пуговицы) Нет ног, а ходим, Рта нет, а скажем: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.(часы) Салат, макароны, котлеты, картошку Их можно, конечно, покушать и ложкой, Но мною удобней - у меня есть зубчики Правда, невозможно мною кушать супчики.(вилка) - Одно из величайших открытий эпохи Средневековья – это изобретение книгопечатания. -Найдите и прочитайте в учебнике, кто первым изобрел печатный станок? -Какой год считают рождением книгопечатания? - Как назывались металлические буквы? |
Работаю с учебником, готовят сообщения.
Разгадывают загадки
Работают с учебником. |
Групповая работа
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа. Выборочное чтение. |
Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
|
Презентация проекта.
|
6. Закрепление нового материала | Организую коллективную работу по первичному закреплению в учебнике на стр.20. Организую самостоятельную работу, контролирую самопроверку. (тест) - Проверьте. Есть ли учащиеся, которые выполнили работу на отлично? Кто поставил себе хорошо? - Молодцы! | Читают в учебнике на с. 20 вывод.
Проверяют свои работы и оценивают по заданным критериям. | Самостоятельная работа. | |
Самооценка. |
7.Рефлексия. | Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. – В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше. - Подводя итог урока, мы с вами составим синквейн (о Средневековье, о рыцаре, о замке.) | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
В группах составляют синквейн | Фронтальная работа
Групповая работа | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Самооценка и взаимооценка. |
8. Домашее задание. | Учебник с.15- 20. Придумать и нарисовать свой герб. ( по желанию) | Записывают в дневник домашнее задание. | | | |