Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1. Орг. момент. Самоопреде-ление к деятельнос-ти | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Сначала на свое место сядут те, чье имя начинается с гласного звука. - Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука. - А теперь те, у кого имя начинается с твердого согласного звука. Закончите фразу: - На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все… (видят.) - Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.) - Ваши головы хорошо… (думают.) - Молодцы! - Итак, мы начинаем работу. - Ребята, прочитайте эпиграф к уроку… «Не торопись отвечать, торопись думать». - Определите литературный жанр. - Как можно соотнести пословицу с нашим уроком? - Я желаю вам хорошо думать и правильно говорить. Для этого нам надо подготовить …. 1.Звукоподражание: -Порычали, пошипели поквакали… 2.Чистоговорка: Предлагаю вам такое задание: я произношу строчку, а вы повторяете только последний слог три раза. Например: на болоте две лягушки. - Какой последний слог вы будете повторять? - А теперь приготовились!!! Будьте внимательны! - Будем чётко говорить: (ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ) - Рот работает всегда: (ДА-ДА-ДА) - Всем понятные слова? (ВА-ВА-ВА) - Произносим хорошо! (ШО-ШО-ШО) Вывод: Ну что ж вы внимательны и хорошо справились с заданием. 3. Составление скороговорок. А теперь я предлагаю вам следующую работу. У вас на партах лежат конверты со словами, вам необходимо из этих слов составить скороговорку и научиться её читать. - Приступайте к работе. (я хожу проверяю) - Проверяем. - Кто с первого ряда прочитает, что получилось? (Наш Полкан попал в капкан). - Кто со второго ряда прочитает, что получилось? (У осы не усы, не усищи, а усики). - Кто с третьего ряда прочитает, что получилось? (Шесть мышат в камышах шуршат). Вывод: Уберите карточки. Приготовьтесь работать дальше. Ребята 1-го ряда молодцы, 2-го ряда молодцы, 3-го ряда молодцы. (На слайде «Речь льётся») – Прочитайте предложение. - Объясните, почему так говорят. - Итак, речевой аппарат готов. (- Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи | Оценивают свою готовность, настрой на работу. (видят.) (слышат.) (думают.) Один ученик читает: - Это пословица. - Прежде чем ответить, нужно хорошо подумать… - Речевой аппарат. -Порычали, пошипели поквакали… КИ-КИ-КИ
-ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ -ДА-ДА-ДА -ВА-ВА-ВА -ШО-ШО-ШО Из каждого ряда читает тот, кто сделал первым. Дети читают. Объясняют, почему речь сравнивается с ручейком | Личностные: формирование интереса (мотивации) к уроку. Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места. Познавательные: логическое сопоставление пословицы с деятельностью на уроке
|
2. I этап до чтения. Актуализа-ция знаний. | Помогает сформулировать тему и цель урока. Посмотрите на слайд и послушайте пожалуйста, я прочитаю вам стихотворение ,а вы подумайте ,о чём мы будем говорить сегодня на уроке (слайд № 2) Природа говорит с тобой. Опушка леса. Ясный день, Лучи играют по росе, Сосна отбрасывая тень, Волной стелиться по траве. А если взглянешь на просвет, Через сплетения ветвей, Увидишь в мареве рассвет, Предвестник ярких светлых дней. Прислушайся к тиши лесной, И ты услышишь много песен, Природа говорит с тобой, Она поёт, как мир чудесен. | Определяют тему и цель. | Планируемые результаты: Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование темы и познавательной цели урока |
3. Постановка учебной задачи.
| - Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, о природе. Но давайте уточним нашу тему, сделаем её конкретней, уже. - Вы, наверное, все знаете мальчика, который в 4 года научился читать и сам умел варить себе суп. (слайд № 3) Как его зовут? ДЯДЯ ФЁДОР. - И был у него удивительный кот, который раньше жил у профессора, изучавшего язык зверей. И звали этого кота … МАТРОСКИН. Этот замечательный кот умел разговаривать и писать. Вот и вам кот Матроскин написал несколько слов:
«Здравствуйте, ребята! У меня есть галчонок. Он умеет разговаривать. А у кого из вас есть кошка, собака или птички? О чём они вам рассказывают?» (слайд № 4) - Кто написал это письмо? О чём вы узнали из письма? А что хочет узнать Матроскин? У кого из вас есть домашнее животное? Давайте расскажем о них. - Составьте небольшой рассказ о своём питомце: как он появился у вас, что ему нравится, кого он любит больше всех. Но самое главное – рассказ ведите от имени животного, как будто вы это они. (Во время рассказов детей необходимо наблюдать за тем, чтобы рассказ шёл от имени домашнего питомца. Если детям будет что-то непонятно или что-то особенно их заинтересует, то они могут, как и учитель, задавать вопросы.).
| Определяют тему и цель.
(Один из учеников открывает конверт и читает письмо Матроскина).
После каждого рассказа все хлопают, благодарят за рассказ «любимого питомца» | Регулятивные: освоение способов выделения звуков в словах, осознание качества и уровня освоения Познавательные: ориентировка в учебнике, группировка звуков на основе общих признаков. Коммуникативные: участие в диалоге |
4. Динами-ческая пауза
| Предлагает отдых для детей. - Встаньте около парт. Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося под кустом; тигра, который пробирается по джунглям; умывающуюся кошечку; кипящую кастрюлю | Дети изображают предметы пантомимой
| Личностные: принятие таких базовых ценностей, как «природа» Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности |
5. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | - Так о чём мы будем сегодня говорить и читать? (Дети предполагают, какая будет тема урока) - Значит, мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа?» (слайд № 5). Откройте Азбуку на стр. 84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочитайте тему по учебнику все вместе. - А какая будет цель урока? (Научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит) - А что такое природа? А домашние животные – это природа? Мы уже знаем, что они умеют разговаривать. Как вы думаете, только домашние животные могут разговаривать? - Посмотрите на доску (разминка артикуляционного аппарата), прочитайте, что там написано. (слайд № 6) Пи-пи-пи Ш-ш-ш Шур-шур-шур Кар-кар-кар - Кто так говорит? (мыши, змеи, листья, вороны). Мы сейчас прочитаем это так, как будто мы маленькие мышки, сердитые змеи, лёгкие листочки на земле, огромные вороны. О чём они могут нам рассказать? (Предположения детей) | Рассматривание иллюстрации к тексту, слайда, чтение заголовка. На основании заголовка и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании стихотворения. Готовность к чтению и обсуждению текста.
| Планируемые результаты: Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока. Предметные: рассматривание портрета писателя. Регулятивные, познавательные. |
6. Открытие нового знания
| - Мы много говорим, мы много участвуем в беседах, много читаем и слушаем из разных источников информации потоки слов и предложений, но при этом остаемся глухи к истинным звукам мира. Природа ищет пути донести до нас смысл нашего бытия, мы отмахиваемся, заглушая эти попытки электронной музыкой, телевизорами, шумами деланного веселья и рокотом моторов. Тогда Вселенная находит свои способы вернуть нас к пониманию: морской прибой нашептывает нам мудрые мысли, Луна своими фазами подсказывает правильные ритмы жизни, цикличность суток и времен года настраивают нас на нужный режим. Мы же в суматохе не обращаем на это внимание, демонстрируя ей полное непонимание процессов, происходящих во Вселенной, частью которой является каждый из нас.
| | |
7. Построение проекта выхода из затруднения
| - Посмотрите на нижнюю картинку на стр. 85 и прочитайте рядом заголовок. О ком будет стихотворение? (о воробьях) - А что вы знаете о воробьях? Каких птиц вы ещё знаете? А кто автор этого стихотворения? (слайд № 7) - Как вы думаете, что мы узнаем в этом стихотворении? А о чём могут петь воробьи? (Предположения детей) Чтобы проверить наши предположения, что надо сделать? (Прочитать стихотворение).
| | |
8. II этап во время чтения. | Организует коллективную работу. - Читаем шёпотом.
| Самостоятельное чтение. | Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность). Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст. Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте.
|
9. Беседа после чтения. | - О чём же поют воробушки? Чьё предположение оказалось правильным? Какое время наступает? Как вы догадались? Прочитайте ту строчку, которая вам в этом помогла. - Сейчас вы прочитаете это стихотворение вполголоса, чтобы понять, как надо прочитать его, чтобы выразить настроение воробушек. Перечитывание текста. - Как же надо читать это стихотворение? (Весело, радостно) Почему? А чему они радуются? - Кто хочет нам прочитать стихотворение выразительно? Дети, а что надо делать, чтобы все птички, которые зимуют с нами, могли радоваться весне?
| | Планируемые результаты: Личностные: эмоциональное переживание. Коммуникативные: умение выразительно читать текст.
|
10. Динамическая пауза. | Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Тише, мыши, тише, Рыжий кот сидит на крыше! Мяу! | | Планируемые результаты: Личностные: умение эмоционально «проживать» песню. Выражать свои эмоции в движениях
|
11. | - А сейчас посмотрите на доску (слайд № 8). Вы видите портрет И.Токмаковой. Как выдумаете, почему портрет этой женщины появился на уроке? (Она пишет о природе)
| | Планируемые результаты: Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: соотносить автора с темой урока
|
12. Первичное закрепление. Работа в группах | - На стр. 84 есть стихотворение И.Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрацию к нему. Как вы думаете, кто главные герои? Что такое ива? А что они будут делать? О чём же могут говорить Ива и Дождь? (слайд № 9) - Сейчас в группах попробуйте обсудить и составить рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». Кого вы определите на роль ивы и дождя, те артисты и будут выступать перед нами. В помощь вам я включу шум дождя (слайд № 10). Не забудьте изобразить характер и настроение героев. Желаю вам удачи! (Три группы. Во время работы групп я помогаю детям, предлагая варианты тем, на которые могут разговаривать Ива и Дождь. Но решают сами дети, о чём будет идти разговор героев, и кто будет представлять свой рассказ) Выступление артистов. Аплодисменты. - Чем похожи были дождики и ивы? Чем отличались?
| | Планируемые результаты: Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого рассказа в форме диалога); слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; выполнять различные роли. Личностные: умение эмоционально «проживать» свою роль, выражать свои эмоции; понимать эмоции других. Познавательные: воспринимать на слух рассказы в исполнении обучающихся. Коммуникативные: учиться работать в парах
|
13. Самостоятельная работа с проверкой. Работа в парах. | - На партах у вас есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению. 1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, тревожный, радостный 2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, тревожная 3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное (На интерактивной доске те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами). (слайд № 11) - Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
| | |
14. Домашнее задание
| - А кто хочет узнать, о чём действительно говорили Ива и Дождь? Что для этого надо сделать? А если кто-то захочет ближе познакомиться с Ивой, тот может прочитать стихотворение «Ива» на стр. 85.
| | Планируемые результаты: Регулятивные: определять цель с помощью учителя. Познавательные: умение ориентироваться в учебнике. Предметные: умение осмысленно, правильно читать
|
Подведение итогов
| - Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей). | | Планируемые результаты: Предметные: демонстрация главного итога: ответы на вопросы учителя
|
Рефлексия деятельности
| - Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? А что-то не понравилось, может кому-нибудь? Почему? Оцените свою работу и настроение. У каждого из вас есть смайлики. Улыбающийся – всё понравилось на уроке, унылый – было грустно, скучно. (слайд № 12) (Подводится общий итог в зависимости от того, какой цвет использовали дети) - И я вместе с вами оценю нашу работу (слайд № 13) Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. | | Планируемые результаты: Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения
|
Плакучая ива вызывает спорные эмоции. С одной стороны – большое, массивное, объемное и красивое дерево. А с другой, ива – некая загадка, тайна, обладающая завораживающим внешним видом. Образ ивы напоминает печальную девушку, которая склонила голову, и ветер развевает ее волосы-ветви. Вы заметили, что ивы растут преимущественно около водоемов? Так вот «слезки» от дерева, попадая на гладь воды, образуют многочисленные следы – расходящиеся в стороны круги. Слезы попадают на ствол и корни, падают на землю. Как будто ивушка оплакивает несбывшиеся мечты и тоскует. Интересно, что плачет ива ночью или рано утром, вызывая опять же ассоциации с девушкой, которая днем бодрится и шикарно выглядит, а с наступлением сумерек начинает грустить.
Существует легенда, по которой в давние времена ива поднимала свои ветви высоко в небо. Под ветром шелестела зеленая листва, зазывая птиц к себе вить гнезда. Дерево тянулось повыше к солнцу, расставляя свои ветви не только в сторону, но и ввысь. Для ивы было неважно, почему небо голубое, ведь растения больше заботит хорошая земля при корнях и теплые лучики при ветвях.
В ту пору одна прекрасная девушка влюбилась в молодого охотника. Их свидания проходили под ивой, которую было видно издалека в любую погоду. Чувства у пары были взаимными, поэтому парень послал сватов к родителям суженой. Обе стороны обрадовались предстоящей свадьбе, ожидая с нетерпением заветного дня.
На беду, красавица давно привлекала разбойника, который рассердился новости о ее скором замужестве. Решив, что никто не смеет препятствовать его желаниям и чувствам, он разработал коварный план. Вместе со своими приспешниками бандит подкараулил охотника, чтобы убить соперника, а затем спокойно украсть девушку.
Молодой парень получил тяжелое ранение, но смог вырваться от разбойников. Из последних сил он старался успеть к своей возлюбленной, чтобы предупредить ее о предстоящей опасности. Умирая на руках девушки, охотник попросил красавицу укрыться в надежном месте.
В поисках защиты несчастная бросилась к той самой иве, где прошли самые лучшие мгновения жизни. Горькие молитвы сотворили чудо: девушка превратилась в молодое дерево. Теперь ей не были страшны разбойники, ведь в таком виде они не узнали красавицу.
Когда ушел страх перед надругательством со стороны бандитов, девушка принялась оплакивать своего возлюбленного. Слезы все не заканчивались, стекая по ветвям зеленой ивы. В результате, рядом образовался водоем, напоминающий о событиях минувших дней.
Вот с тех самых пор повсеместно передавались слухи о том, почему ива плачет. Каждое новое дерево поддерживало несчастную возлюбленную в ее обиде на жизнь.