1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | - Три вещи никогда не возвращаются назад: время, слово и возможность. Следите за временем, выбирайте слова и не упускайте возможности. - Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? -Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает сделать прогноз на предстоящий урок. | Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. Приветствуют друг друга и гостей урока. Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока. | Л:Проявлять устойчивый интерес к общению Р:Прогнозирова ние- предвосхищение результата и уровня его освоения. |
2. | Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие. | -Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете? - Посмотрите отрывок из мультфильма «Что такое счастье». Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Откуда оно пришло? Давайте проведем микроисследование на эту тему. -Первая группа найдет толкование слова в словаре, вторая- на интерактивной доске распределит слова в две группы в зависимости от значения, третья- найдет информацию о происхождении слова в этимологическом словаре, четвертая- подберет фразеологизмы и фразеологические обороты с этим словом, пятая- найдет пословицы и поговорки по теме, шестая- опросит присутствующих «Что для вас является счастьем?» -Подведем итог вашей работе. Толковый словарь говорит, что счастье – это…., слово «счастье» произошло от…., у этого слова есть синонимы…., антонимы…., с этим словом есть такие фразеологизмы и крылатые выражения…., народ отобразил понятие счастья в пословицах и поговорках…., а присутствующие гости на уроке думают, что счастье – это…. - Когда господь бог создал человека из глины, у него остался маленький кусочек, и он спросил у человека: что ему еще слепить? Человек попросил счастье. Тогда господь просто вложил этот кусок в руки человека. Что он этим хотел сказать? (у каждого свое собственное счастье) - Действительно, у каждого человека свое понимание счастья и ваше исследование это подтвердило. | Задает вопросы. Организует просмотр отрывка из мультфильма. Организует работу в группах по поиску и сбору информации о понятии «Счастье». Помогает группам в работе в зависимости от необходимости. Начинает фразу и предлагает детям окончить ее, используя собранный материал. Рассказывает детям притчу и предлагает объяснить ее смысл. | Отвечают на вопросы. Работают в микрогруппах со справочной литературой, проводят опрос присутствующих. Объясняют смысл притчи. | П:Понимать и воспринимать информацию. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: Учет разных мнений. П: Извлечение необходимой информации из текстов. Р: выполнение пробного учебного действия. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:Понимать и воспринимать информацию. |
3 | Формулирование темы и постановка цели урока. | - Каким будет предмет нашего учебного разговора? (речь пойдет о счастье) -О чьем счастье пойдет речь на уроке? Свяжите предмет разговора с материалом прошлого урока. (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко») -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («В чем заключается счастье Варюши?») - Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье» -Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»? | Предлагает сформулировать тему урока и объяснить смысл эпиграфа. | Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал и связывая его с темой предыдущего урока. | К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: Целеполагание П:Самостоятель ное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
5 | Построение проекта выхода из затруднения и постановка учебных задач. | - Давайте составим блок-схему, которая поможет нам последовательно найти путь к решению нашей проблемы и поможет сформулировать учебные задачи, которые мы должны будем решить. - На партах лежат опорные слова, составьте при помощи них блок-схему и, опираясь на эти слова, поставьте учебные задачи. («Название»- мы должны будем объяснить смысл названия; «Герои»- мы должны будем дать характеристику героям и объяснить их поступки; «Сюжет»- вспомним все события произведения; «Жанр»- мы должны будем определить жанр этого произведения; «Тема. Идея»- определить о чем рассказывается в произведении и его главную мысль) -Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею ставить учебные задачи и формулировать учебную цель», оцените свои умения. У кого сегодня это получилось сделать хорошо? | Предлагает составить на доске блок-схему по опорным словам и на ее основе сформулировать учебные задачи. Организует проведение этапа самооценки и промежуточной рефлексии. | Составляют блок-схему анализа произведения и по опорным словам формулируют учебные задачи. Принимают учебные задачи. Оценивают свои умения по постановке учебных задач. | Р: Планирование. П:Моделирование алгоритма поиска решения. П: Построение логической цепи рассуждения. К: Инициативное сотрудничество в поиске информации. Л:самооценивание Р:рефлексия. |
6 | Реализация построенного проекта. | -Дома вы были внимательными читателями. Как это можно проверить? - Задайте тонкие вопросы одноклассникам. - На доске иллюстрации к произведению. Придумайте задания. (расставить в правильном порядке, озаглавить, пересказать по эпизодам и т.д) - Расставьте в правильном порядке. Как можно назвать каждую часть? Что у нас получилось? (картинный план, который помогает нам вспомнить сюжет) - Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Я знаю содержание произведения». Оцените свои умения. -Почему произведение называется «Стальное колечко»? (потому что Варюше солдат подарил это колечко) - Почему именно колечко? Что мы знаем о кольцах? Поможет найти ответ информация из научных статей, которые лежат у вас на партах. - Что узнали о происхождении слова? -Из чего было сделано колечко? Что такое сталь? Значит, каким было кольцо? - Что символизирует кольцо? - Какую роль кольцо играет в сказках? - Когда, согласно преданию, появилась традиция носить кольцо? - Значит, колечко появляется неслучайно в произведении. Оно должно выполнить свое волшебное предназначение. И неслучайно оно именно стальное, так как символизирует силу духа солдата, подарившего его, и придает сил и мужества девочке, получившей его. - Найдите этот эпизод в учебнике. -Где происходит действие? (на станции) -Как Варюша там оказалась? (захотела посмотреть на поезда) -Какое задание можно предложить к этому эпизоду? (чтение по ролям) Сколько человек нам нужно? Почему? - Как солдат называет девочку? Почему? Как называется этот прием? (это скрытое сравнение- метафора) -Как называет второй солдат своего товарища, подарившего девочке колечко? (колдун) -Кто такой колдун? Замените синонимами. -Он на самом деле колдун? Почему же его так называет товарищ? - Что сказочного в этом отрывке и что реального? - Можно ли на данном этапе определить жанр произведения: сказка это или рассказ? (пока нет) - Как думаете, где кульминация этого произведения? (как Варюша потеряла кольцо) - Почему Варюша потеряла колечко? Найдите и зачитайте. -А почему она решила одеть его на мизинчик, ведь боец ничего о нем не говорил? - Автор говорит о том, что Варюша сильно расстроилась, подтвердите это словами из текста. - Почему она так сильно расстроилась? Ей было жаль подарка? (нет, она расстроилась, потому что дедушка не выздоровеет) -И действительно, дедушке с каждым днем становилось хуже и хуже. Найдите это место в тексте и зачитайте. ( до слов: метели кружились…. Заносили избы) -Кажется, что сама природа не хочет и не желает его выздоровления. - Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать с текстом». Оцените свои умения. | Предлагает придумать способ проверить качество домашнего чтения. Предлагает составить «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа. Организует работу по составлению картинного плана. Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. Организует работу в парах с научно-популярными статьями, справочной литературой. Задает вопросы по прочитанному. Предлагает придумать задание к эпизоду. Организует чтение по ролям. Задает вопросы по прочитанному. Задает вопросы, требующие глубокого размышления. Предлагает придумать синонимы к слову. Подводит к пониманию невозможности пока ответить на один из них. Организует выборочное чтение. Задает проблемный вопрос. Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. | Выдвигают предположения о способах проверки качества домашнего чтения. Задают друг другу вопросы, требующие однозначного ответа. На интерактивной доске составляют картинный план, озаглавливают каждую часть. Оценивают свое знание фактического материала текста. В парах работают с научно-популярной статьей и справочной литературой. Осуществляют поиск информации по заданному параметру. Отвечают на вопросы учителя по материалам статей. Формулируют задание к тексту. Читают эпизод по ролям. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала. Подбирают синонимы к слову «колдун». Осознают невозможность однозначного ответа. Отвечая на вопрос, зачитывают текст. Отвечают на проблемный вопрос. Аргументируют свои выводы. Оценивают умения по работе с текстом. | Р: Контроль, осознание качества усвоения. П: Использование знаково-символических средств. П: Построение логической цепи рассуждения. Л:самооценивание Р:рефлексия. К: Инициативное сотрудничество в поиске информации К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. К:координирова ние в сотрудничестве, управление поведением партнера и своим собственным. П: анализ и подведение под понятие. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: Сравнение и аналогия П: Понимать и воспринимать информацию. П: поиск информации в тексте. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Л:самооценивание Р: рефлексия. |
7 | Самостоятельная работа и включение в систему знаний. | - Сейчас вы выполните большое задание, которое мы разделим на всех. - Но случилось, наверно, чудо. А быть может, не чудо, а что-то другое… - 1 группа расскажет, используя опорные слова, как Варюша нашла кольцо. - Давайте напомним, какие желания могло исполнять колечко, зачитайте вслух. (2 группа) - А какое желание, по-вашему, могло исполнить колечко, если надеть его на мизинец? - В произведении есть еще один герой: «Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы как хозяин»- о ком эти слова? - Найдите и зачитайте строки, в которых автор рассказывает о характере Сидора. - Как вы считаете, Сидор- это волшебный сказочный помощник или нет? - Посмотрите отрывок из фильма. Какой эпизод мы увидели? (выздоровление дедушки) -Как вы думаете, что вылечило дедушку: волшебная сила кольца или что-то другое? - Послушайте отрывок из произведения. - Исполнилось ли Варюшино второе желание? - Какое третье желание должно было исполнить колечко? Почему Варюша его не выбрала? Подтвердите словами из текста. - Какой синквейн удалось составить о Варюше 6-й группе? Что в нем удачно? - Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать в группе». Оцените свои умения. -Какое волшебство произошло в сказке? Перечислите. (Выздоровел дедушка, Варя почувствовала радость от приближения весны, Поняла, что лучше родной земли нет) -Благодаря колечку? -А колечко какую роль сыграло? (Варюша верила в волшебство и очень старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края) - А чего девочка хотела больше всего? (Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась о нем) - А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ» -Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю) - Так к какому же жанру все-таки можно отнести это произведение? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но сам Паустовский определил это произведение как сказка, значит, он хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить. | Организует работу по анализу 2 и 3 части текста в группе. Задает вопросы, организует просмотр отрывка из художественного фильма о выздоровлении дедушки. Организует учебную дискуссию. Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. Задает вопросы. Возвращает детей к основополагающему вопросу урока. Обращает внимание на эпиграф и указывает на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа. Подводит учащихся к пониманию того, что вопрос о природе жанра остается открытым. | Работают в группе. 1 группа по опорным словам готовит краткий пересказ эпизода «Поиски кольца» 2 группа выписывает информацию о том, какие желания может исполнить колечко. 3 группа находит информацию о характере Сидора, готовит выразительное чтение отрывка. 4 группа просматривает отрывок из фильма и готовит ответ на вопрос: что вылечило дедушку? 5 группа находит информацию о третьем желании и готовит выразительное чтение. 6 группа составляет синквейн на тему «Варюша». Оценивают умения работать в составе группы. Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы. Возвращаются к основополагающему вопросу урока. Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока. Принимают версию природы художественного жанра произведения в зависимости от своих взглядов и убеждений. | К:Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом. К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения. П: поиск информации в тексте. К:учет разных мнений., координирование в сотрудничестве разных позиций. К: осознание ответственности за общее дело. П: установление причинно-следственных связей. П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия. П: подведение по понятие. Л:самооценивание Р:рефлексия П: установление причинно-следственных связей. К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: подведение по понятие. П: доказательство Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Л: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
8 | Общая рефлексия учебной деятельности. | - Используя ваши листы самооценки поделитесь, что получилось сегодня лучше всего? Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую? - Сбылись ли ваши ожидания от урока? - Кто ожидал чего-то другого? - Какой урок получили вы лично для себя? - Кому бы вы хотели сегодня подарить листы признания? За что? | Организует этап рефлексии по листам самооценивания и рефлексивному экрану. Организует работу с листами признания. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы. Сверяют прогноз на урок с действительностью. | Л: самооценка на основе критерия успешности. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |