kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока К.Паустовский "Стальное колечко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по произведению К.Паустовского "Стальное колечко" по СРО Занкова (учебник Свиридовой). Это второй урок в изучении произведения. Тема урока : "В чем заключается счастье Варюши?". Урок построен на технологии продуктивного чтения. В данном материале отражен третий этап технологии: работа с текстом после чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока К.Паустовский "Стальное колечко"»

Краткое описание

Конспект урока по теме "В чем заключается счастье Варюши?» по произведению К.Д.Паустовского«Стальное колечко» составлен в форме технологической карты и включает в себя деятельность учителя и деятельность ученика, универсальные учебные действия. На уроке используется технология продуктивного чтения , элементы технологии критического мышления. Технологическая карта составлена к учебнику В. Ю. Свиридовой (технология развивающего обучения Л. В. Занкова ) Литературное чтение. 3 класс.(1,2 части).Учебник. Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013год.


Тема: «В чем заключается счастье Варюши?» по произведению К.Д.Паустовского «Стальное колечко» (2-й урок)

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представление о человеческом счастье на основе анализа произведения К.Д.Паустовского «Стальное колечко»

Задачи:

1.Образовательные

-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;

-формировать собственное суждение и высказывания по теме;

-раскрыть нравственный смысл произведения;

-обогащать словарный запас.

2.Развивающие

-развивать умения самостоятельно работать с книгой, со словарными статьями, научно-популярными статьями, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;

-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

3.Воспитательные

показать через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь, воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре, группе.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

– интерес к миру чувств и мыслей Варюши;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам Варюши;

– начальные понятия (основы) об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия-

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная ,парная, групповая

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, видеоотрывки из художественного фильма «Стальное колечко»; учебник; словари, сборники пословиц и поговорок, дидактический материал.

Структура и содержание урока.

п/п

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Три вещи никогда не возвращаются назад: время, слово и возможность. Следите за временем, выбирайте слова и не упускайте возможности.

- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата.

Приветствует

учащихся, проверяет готовность к уроку.


Предлагает сделать прогноз на предстоящий урок.

Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. Приветствуют друг друга и гостей урока.

Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока.

Л:Проявлять устойчивый интерес к общению

Р:Прогнозирова

ние- предвосхищение результата и уровня его освоения.

2.

Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие.

-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

- Посмотрите отрывок из мультфильма «Что такое счастье». Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Откуда оно пришло? Давайте проведем микроисследование на эту тему.

-Первая группа найдет толкование слова в словаре, вторая- на интерактивной доске распределит слова в две группы в зависимости от значения, третья- найдет информацию о происхождении слова в этимологическом словаре, четвертая- подберет фразеологизмы и фразеологические обороты с этим словом, пятая- найдет пословицы и поговорки по теме, шестая- опросит присутствующих «Что для вас является счастьем?»

-Подведем итог вашей работе. Толковый словарь говорит, что счастье – это…., слово «счастье» произошло от…., у этого слова есть синонимы…., антонимы…., с этим словом есть такие фразеологизмы и крылатые выражения…., народ отобразил понятие счастья в пословицах и поговорках…., а присутствующие гости на уроке думают, что счастье – это….

- Когда господь бог создал человека из глины, у него остался маленький кусочек, и он спросил у человека: что ему еще слепить? Человек попросил счастье. Тогда господь просто вложил этот кусок в руки человека. Что он этим хотел сказать? (у каждого свое собственное счастье)

- Действительно, у каждого человека свое понимание счастья и ваше исследование это подтвердило.

Задает вопросы.

Организует просмотр отрывка из мультфильма.


Организует работу в группах по поиску и сбору информации о понятии «Счастье».

Помогает группам в работе в зависимости от необходимости.






Начинает фразу и предлагает детям окончить ее, используя собранный материал.






Рассказывает детям притчу и предлагает объяснить ее смысл.

Отвечают на вопросы.




Работают в микрогруппах со справочной литературой, проводят опрос присутствующих.
















Объясняют смысл притчи.

П:Понимать и воспринимать информацию.

П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: Учет разных мнений.

П: Извлечение необходимой информации из текстов.

Р: выполнение пробного учебного действия.


К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.


П:Понимать и воспринимать информацию.






3

Формулирование темы и постановка цели урока.

- Каким будет предмет нашего учебного разговора? (речь пойдет о счастье)

-О чьем счастье пойдет речь на уроке? Свяжите предмет разговора с материалом прошлого урока. (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко»)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(«В чем заключается счастье Варюши?»)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье»

-Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»?

Предлагает сформулировать тему урока и объяснить смысл эпиграфа.

Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал и связывая его с темой предыдущего урока.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: Целеполагание

П:Самостоятель

ное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

4

Выявление места и причины затруднений.

-Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? (нет)

-Что нужно сделать, чтобы найти точный, полный ответ на него? (проанализировать произведение)

Предлагает выявить место и причину затруднения.

Осознают недостаточность знаний и невозможность немедленного решения проблемы.

Р: Фиксирование индивидуального затруднения.

Р: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: Учет разных мнений.

5

Построение проекта выхода из затруднения и постановка учебных задач.

- Давайте составим блок-схему, которая поможет нам последовательно найти путь к решению нашей проблемы и поможет сформулировать учебные задачи, которые мы должны будем решить.

- На партах лежат опорные слова, составьте при помощи них блок-схему и, опираясь на эти слова, поставьте учебные задачи.

(«Название»- мы должны будем объяснить смысл названия; «Герои»- мы должны будем дать характеристику героям и объяснить их поступки; «Сюжет»- вспомним все события произведения; «Жанр»- мы должны будем определить жанр этого произведения; «Тема. Идея»- определить о чем рассказывается в произведении и его главную мысль)

-Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею ставить учебные задачи и формулировать учебную цель», оцените свои умения. У кого сегодня это получилось сделать хорошо?

Предлагает составить на доске блок-схему по опорным словам и на ее основе сформулировать учебные задачи.












Организует проведение этапа самооценки и промежуточной рефлексии.

Составляют блок-схему анализа произведения и по опорным словам формулируют учебные задачи.




Принимают учебные задачи.






Оценивают свои умения по постановке учебных задач.


Р: Планирование.

П:Моделирование алгоритма поиска решения.

П: Построение логической цепи рассуждения.

К: Инициативное сотрудничество в поиске информации.






Л:самооценивание Р:рефлексия.

6

Реализация построенного проекта.

-Дома вы были внимательными читателями. Как это можно проверить?

- Задайте тонкие вопросы одноклассникам.

- На доске иллюстрации к произведению. Придумайте задания. (расставить в правильном порядке, озаглавить, пересказать по эпизодам и т.д)

- Расставьте в правильном порядке. Как можно назвать каждую часть? Что у нас получилось? (картинный план, который помогает нам вспомнить сюжет)

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Я знаю содержание произведения». Оцените свои умения.

-Почему произведение называется «Стальное колечко»? (потому что Варюше солдат подарил это колечко)

- Почему именно колечко? Что мы знаем о кольцах? Поможет найти ответ информация из научных статей, которые лежат у вас на партах.

- Что узнали о происхождении слова?

-Из чего было сделано колечко? Что такое сталь?

Значит, каким было кольцо?

- Что символизирует кольцо?

- Какую роль кольцо играет в сказках?

- Когда, согласно преданию, появилась традиция носить кольцо?

- Значит, колечко появляется неслучайно в произведении. Оно должно выполнить свое волшебное предназначение. И неслучайно оно именно стальное, так как символизирует силу духа солдата, подарившего его, и придает сил и мужества девочке, получившей его.

- Найдите этот эпизод в учебнике.

-Где происходит действие? (на станции)

-Как Варюша там оказалась? (захотела посмотреть на поезда)

-Какое задание можно предложить к этому эпизоду? (чтение по ролям) Сколько человек нам нужно? Почему?

- Как солдат называет девочку? Почему? Как называется этот прием? (это скрытое сравнение- метафора)

-Как называет второй солдат своего товарища, подарившего девочке колечко? (колдун)

-Кто такой колдун? Замените синонимами.

-Он на самом деле колдун? Почему же его так называет товарищ?

- Что сказочного в этом отрывке и что реального?

- Можно ли на данном этапе определить жанр произведения: сказка это или рассказ? (пока нет)

- Как думаете, где кульминация этого произведения? (как Варюша потеряла кольцо)

- Почему Варюша потеряла колечко? Найдите и зачитайте.

-А почему она решила одеть его на мизинчик, ведь боец ничего о нем не говорил?

- Автор говорит о том, что Варюша сильно расстроилась, подтвердите это словами из текста.

- Почему она так сильно расстроилась? Ей было жаль подарка? (нет, она расстроилась, потому что дедушка не выздоровеет)

-И действительно, дедушке с каждым днем становилось хуже и хуже. Найдите это место в тексте и зачитайте. ( до слов: метели кружились…. Заносили избы)

-Кажется, что сама природа не хочет и не желает его выздоровления.

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать с текстом». Оцените свои умения.

Предлагает придумать способ проверить качество домашнего чтения. Предлагает составить «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа.

Организует работу по составлению картинного плана.

Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

Организует работу в парах с научно-популярными статьями, справочной литературой.

Задает вопросы по прочитанному.













Предлагает придумать задание к эпизоду.

Организует чтение по ролям.

Задает вопросы по прочитанному.

Задает вопросы, требующие глубокого размышления.



Предлагает придумать синонимы к слову.





Подводит к пониманию невозможности пока ответить на один из них.



Организует выборочное чтение.






Задает проблемный вопрос.






Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

Выдвигают предположения о способах проверки качества домашнего чтения.

Задают друг другу вопросы, требующие однозначного ответа.

На интерактивной доске составляют картинный план, озаглавливают каждую часть.

Оценивают свое знание фактического материала текста.


В парах работают с научно-популярной статьей и справочной литературой. Осуществляют поиск информации по заданному параметру.

Отвечают на вопросы учителя по материалам статей.





Формулируют задание к тексту.

Читают эпизод по ролям.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала.

Подбирают синонимы к слову «колдун».



Осознают невозможность однозначного ответа.



Отвечая на вопрос, зачитывают текст.






Отвечают на проблемный вопрос.

Аргументируют свои выводы.




Оценивают умения по работе с текстом.


Р: Контроль, осознание качества усвоения.




П: Использование знаково-символических средств.

П: Построение логической цепи рассуждения.

Л:самооценивание Р:рефлексия.


К: Инициативное сотрудничество в поиске информации

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.







К:координирова

ние в сотрудничестве, управление поведением партнера и своим собственным.

П: анализ и подведение под понятие.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.


П: Сравнение и аналогия


П: Понимать и воспринимать информацию.

П: поиск информации в тексте.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.




Л:самооценивание Р: рефлексия.

7

Самостоятельная работа и включение в систему знаний.

- Сейчас вы выполните большое задание, которое мы разделим на всех.

- Но случилось, наверно, чудо. А быть может, не чудо, а что-то другое…

- 1 группа расскажет, используя опорные слова, как Варюша нашла кольцо.

- Давайте напомним, какие желания могло исполнять колечко, зачитайте вслух. (2 группа)

- А какое желание, по-вашему, могло исполнить колечко, если надеть его на мизинец?

- В произведении есть еще один герой: «Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы как хозяин»- о ком эти слова?

- Найдите и зачитайте строки, в которых автор рассказывает о характере Сидора.

- Как вы считаете, Сидор- это волшебный сказочный помощник или нет?

- Посмотрите отрывок из фильма. Какой эпизод мы увидели? (выздоровление дедушки)

-Как вы думаете, что вылечило дедушку: волшебная сила кольца или что-то другое?

- Послушайте отрывок из произведения.

- Исполнилось ли Варюшино второе желание?

- Какое третье желание должно было исполнить колечко? Почему Варюша его не выбрала? Подтвердите словами из текста.

- Какой синквейн удалось составить о Варюше 6-й группе? Что в нем удачно?

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать в группе». Оцените свои умения.

-Какое волшебство произошло в сказке? Перечислите. (Выздоровел дедушка, Варя почувствовала радость от приближения весны, Поняла, что лучше родной земли нет)

-Благодаря колечку?

-А колечко какую роль сыграло? (Варюша верила в волшебство и очень старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края)

- А чего девочка хотела больше всего?

(Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась о нем)

- А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

-Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

- Так к какому же жанру все-таки можно отнести это произведение?

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но сам Паустовский определил это произведение как сказка, значит, он хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Организует работу по анализу 2 и 3 части текста в группе.

Задает вопросы, организует просмотр отрывка из художественного фильма о выздоровлении дедушки.

Организует учебную дискуссию.






















Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.


Задает вопросы.


Возвращает детей к основополагающему вопросу урока.


Обращает внимание на эпиграф и указывает на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа.







Подводит учащихся к пониманию того, что вопрос о природе жанра остается открытым.

Работают в группе.

1 группа по опорным словам готовит краткий пересказ эпизода «Поиски кольца»

2 группа выписывает информацию о том, какие желания может исполнить колечко.

3 группа находит информацию о характере Сидора, готовит выразительное чтение отрывка.

4 группа просматривает отрывок из фильма и готовит ответ на вопрос: что вылечило дедушку?

5 группа находит информацию о третьем желании и готовит выразительное чтение.

6 группа составляет синквейн на тему «Варюша».

Оценивают умения работать в составе группы.



Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы.

Возвращаются к основополагающему вопросу урока.

Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока.




Принимают версию природы художественного жанра произведения в зависимости от своих взглядов и убеждений.

К:Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.

К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

П: поиск информации в тексте.

К:учет разных мнений., координирование в сотрудничестве разных позиций.

К: осознание ответственности за общее дело.

П: установление причинно-следственных связей.

П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

П: подведение по понятие.

Л:самооценивание Р:рефлексия

П: установление причинно-следственных связей.

К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.



К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: подведение по понятие.

П: доказательство

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.



Л: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

8

Общая рефлексия учебной деятельности.

- Используя ваши листы самооценки поделитесь, что получилось сегодня лучше всего? Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую?

- Сбылись ли ваши ожидания от урока?

- Кто ожидал чего-то другого?

- Какой урок получили вы лично для себя?

- Кому бы вы хотели сегодня подарить листы признания? За что?

Организует этап рефлексии по листам самооценивания и рефлексивному экрану.


Организует работу с листами признания.




Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы.

Сверяют прогноз на урок с действительностью.

Л: самооценка на основе критерия успешности.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.









Список использованной литературы

1.В. Ю. Свиридова. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение" 1-4 классы . Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013.

2.В. Ю. Свиридова. Литературное чтение. 3 класс.(1,2 части).Учебник. Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013

3.Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М.: Изд-во «Баласс», 2010.

4. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2008 – № 8.

5. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:

6. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова :

пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока К.Паустовский "Стальное колечко"

Автор: Иликаева Гульнара Зинатулловна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства