Цель: создание общего представления о странах Северной Европы | Задачи: 1.Научить правильно показывать на карте Северную Европу и страны, расположенные на севере Европы. 2. Организовать работу в группах по составлению характеристики стран, пользуясь маршрутным листом. 3. Обеспечить защиту результатов групповой работы перед классом. 4. Выявить, что общего между странами Северной Европы, чем они отличаются. |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Планируемые результаты. | Предметные: умеют показывать на карте Северную Европу и территории скандинавских государств; называют страны северной Европы и их столицы, описывают страну по плану. Метапредметные: понимают учебную задачу, вступают в диалог, сотрудничают со взрослыми и сверстниками, умеют задавать вопросы, извлекают информацию из разных источников: с карты, атласа… Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют уважительное отношение к истории и культуре народов других стран; формируют самостоятельность, инициативность, ответственность. |
Методы и формы обучения | Объяснительно – иллюстративный, проблемный, поисковый; фронтальная, групповая. |
Оборудование: | Интерактивная доска, компьютер, политическая и физическая карта Европы, учебник, раздаточный материал. |
Этап | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Организация учащихся на дальнейшую деятельность Мотивация на усвоение учебного материала. | -Мысленно пожелайте успехов себе и своим одноклассникам. Мы начинаем с вами урок окружающего мира. Отгадайте загадку: Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Быстро в небе проплывает Серебристый белый дом. - что это? - почему я загадала загадку о самолёте? - хотели бы вы отправиться в путешествие? Я приглашаю вас в заочное путешествие на север Европы. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, загадывает загадку. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Вступают с учителем в диалог. Отвечают на вопросы учителя. | К: планируют учебное сотрудничество с учителем; Л: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к предмету; Р: настраиваются на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Активизация ранее полученных знаний. Выявление места и причины затруднения. | - посмотрите на карту… - как она называется? (политическая) - почему она такая пестрая? - что обозначают эти цвета? -какую ешё карту вы знаете? (физическую) - что можно увидеть на физической карте? - где на карте расположена Европа? (в западной части материка Евразия) - покажите север Европы… - а вот куда будет лежать наш путь, мы узнаем, когда выполним следующую работу: Игра «Да - нет» Верно ли что… -Латвия, Литва и Эстония расположены на берегу Балтийского моря? -Столица Белоруссии – город Киев? - С Японией и США Россия имеет морские границы? - На западе наша страна граничит с Китаем? -Скандинавский полуостров расположен на севере Европы? Проверка. | Организует работу с картой. Проводит игру «Да - нет». Анализирует выполненную работу. Фиксирует затруднение. Слайд | Отвечают на вопросы. Записывают ответы на вопросы игры. Выполняют самопроверку работ, оценивают. | П: систематизируют собственные знания; Р: замечают допущенные ошибки; К: умеют слушать друг друга. |
3.Целеполагание. Постановка учебной задачи. | Проблема. | - почему получились разные ответы? - в чём было затруднение? - у нас возникла проблема выбора правильного ответа… - как будем решать эту проблему? - сначала определим тему урока ( Путешествие на север Европы). - какие задачи мы должны поставить перед собой на урок? - Узнать, какую часть Европы называют Северной? - Какие страны там расположены? - Научиться их показывать на карте? - Научиться по маршрутному листу (плану) составлять описание страны; - знать краткое описание стран; - исследовать нашу границу и выявить, есть ли среди них страны, которые являются нашими соседями? | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Выводит задачи на экран. | Анализируют, формулируют выводы. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | П: осуществляют планирование деятельности; К: умеют оформлять мысли в устной форме; Р: умеют формулировать цель и учебную задачу урока. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах. | Организация работы в группах для изучения нового материала. | Рассказ учителя: На севере Европы есть большой полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра. На нём расположены Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А далеко к западу, в Атлантическом океане, лежит суровый остров Исландия. Все эти страны называются Скандинавскими. - сейчас я предлагаю объединится в группы, где каждая группа будет изучать отдельно взятую страну, чтобы потом поделиться знаниями со своими одноклассниками… - вспомните правила работы в группе (лежат на столе); - так же на столах вы найдёте маршрутные листы, которые нужно заполнить, опираясь на текст учебника; - так же группа готовит два вопроса по своему выступлению; - время работы в группе 10 минут. | Рассказывает и показывает по карте Скандинавские страны. Напоминает обучающимся, как надо работать в группе. При затруднении оказывает помощь учащимся. | Внимательно слушают. Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группе. Изучают текст учебника, карту. Заполняют маршрутные листы. Готовят вопросы по проверке знаний. Выбирают выступающих от группы. | П: извлекают необходимую информацию из текстов, владеют способами решения задач поискового характера, строят речевое высказывание по плану; К:сотрудничают в поиске и выборе информации, соблюдают правила общения, осуществляют взаимный контроль; Р:осуществляют учебные действия по намеченному плану ; |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Выступления учащихся. | Обмен полученной информацией | - Сейчас группы будут знакомить нас со своей страной, а наша с вами задача – слушать и слышать информацию. - после выступления ребята зададут вам вопросы по своей стране… (после выступления каждой группы звучит два вопроса по содержанию) Итак, вы услышали сообщения ваших товарищей о странах северной Европы. Теперь постараемся обобщить услышанное… - что объединяет эти страны? (морские державы) А есть ли среди них страны, которые являются нашими соседями? - могут ли быть схожими природные условия этих стран с Россией? - чем может заниматься население скандинавских стран? - на чём, кроме самолёта, можно отправиться в эти страны? -Как оцените работу групп? Критерии: Полнота содержания Чёткость Умение показывать по карте Безошибочность | Организует выступления учащихся по плану. Сопровождает рассказы детей показом презентации. Дополняет сообщения. | Рассказывают об изученной стране. Показывают территорию государства на карте. Внимательно слушают. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. | П: систематизируют собственные знания, осознанно и грамотно строят речевое высказывание; Р: осуществляют контроль и самоконтроль; К: полно и точно выражают свои мысли, умеют слушать друг друга. |
6.Подведение итогов урока. | Систематиза-ция новой информации. Ответы на поставлен-ные раннее вопросы | Наше путешествие заканчивается и пора подводить итоги; - вернёмся к поставленным задачам урока: 1) узнать… - о каких странах узнали сегодня? (о странах северной Европы: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии) 2) изучить - что изучили на уроке? (географическое положение, природные условия, достопримечательности) 3) чему научились? (работать в группе, показывать страны на карте) | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного; Р: оценивают собственную деятельность на уроке; соотносят результаты своей деятельности с целью; Л: осуществляют самооценку на основе критерия успешности, адекватно понимают причины успеха |
7.Рефлексия деятельности | Подведение итогов урока. Самоанализ.Самооценка | Закончите предложения: Я узнал… Я научился… - над чем ещё нужно поработать? Северная Европа – это небольшая, но очень интересная часть планеты. И одного урока недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями. Если вам интересно, вы можете выполнить домашнее задание разного уровня: Вопросы в учебнике Творческая тетрадь Мини-сочинение Спасибо за работу. Урок окончен. | Организует рефлексию. Объясняет домашнее задание. | Дополняют предложения. | Л: осуществляют самоанализ; сохраняют мотивацию к познанию и саморазвитию; |