Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организует эмоциональный настрой на урок.. (Слайд 1) Психологическая гимнастика. - Какое время года наступило? - Покажите, что вы замёрзли и съёжились зимой; - Покажите, что вы отогрелись и расслабились. - Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. - Представьте, что вы лепите снеговика, играете в снежки, катаетесь на санках с горки. Покажите улыбкой какое у вас настроение? - Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Познавательные УУД Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Формулирование познавательной цели. | Личностные УУД Жизненное самоопределение |
II.Речевая разминка Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | -На доске написано предложение. Прочитайте его, выделяя голосом, то слово на которое я показываю. «Падают с неба снежинки» «Падают с неба снежинки» «Падают с неба снежинки» На слайде № 1появляется стихотворение. Учитель выразительно читает стихотворение Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; А.Пушкин. - Почему зимнее время года называют волшебным? | Читают предложение. Дети слушают и отвечают | Познавательные УУД Умение структурировать знания. | Коммуникативные УУД Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. |
III. Актуализация знаний Цель Усвоение литературоведческих понятий. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Вспомните стихотворение с которым мы знакомились два урока назад. - Расскажите стихотворение З. Александровой «Зима» - С каким произведением о зиме мы знакомились на прошлом уроке? - Перескажите по плану. Зайцы-беляки. По первой пороше.. Медведь в берлоге.. | Дети называют произведения З. Александровой «Зима». Соколов-Микитов «Зима в лесу» Пересказывают по плану. | Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию | Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV.Самоопределение к деятельности. Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | - Сегодня мы познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме. Слайд № 2 - Как зовут писателя? Слайд № 3, 4 Прочитайте названия книг, которые написал Эдуард Шим и скажите о чём любил писать этот человек? - Э. Шим рассказывает детям о природе в занимательной форме, с помощью необычных образов. - Хотите прочитать такое произведение? | Ответы детей. Дети читают названия книг на слайде.- Э. Шим пишет о природе. | | Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
|
V. Знакомство с новым произведением. (20 мин) Цель: - включение новых знаний в систему знаний ребенка | - Слушайте! Слайд № 5 - Э. Шим "Всем вам крышка!" - Какое необычное название! - Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"? Слайд № 6 - В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно. -Объясните значение этих слов. | Ответы учащихся. - Кого-то накажут, всем вам конец. | Познавательные УУД Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
Vl. Постановка проблемы. Цель: -поставить проблему и искать её решение | Учитель читает самое начало: "Шёл Морозко первый раз по лесу:" -Ребята, кто такой Морозко? -В каких произведениях встречается? -Каким он обычно бывает в сказках? -Слушайте дальше. Учитель читает 1 и 2 абзац текста -Ребята, Морозко весёлый, добрый, справедливый? -Да ещё обещает: "Всем вам крышка!". - А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко? -На какой вопрос нам надо найти ответ? 7 слайд (проблемный вопрос) -Кому Морозко грозит? | -Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз. - В сказочных. - Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов: -Злой, сердитый. - Птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым. - Кому грозит Морозко? | Познавательные УУД определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (логические) Анализ с целью выделения существенных признаков Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
VIl. Проверка гипотезы. Физминутка | -Что нам нужно делать, чтобы найти ответ на этот вопрос. 8 слайд План работы. 1.Читать. 2.Наблюдать. 3.Рассуждать. 4.Вывод. - План наших действий наметили? Читает произведение учитель с учеником (по ролям) - Понравилось это произведение? -Кто главный герой этого произведения? -Положительный это персонаж в сказке или отрицательный? Каким вам представляется Морозко? Теперь вы читаете сказку, а потом будем искать ответ на наш вопрос (учебник, стр.135) - Почему Морозко рассердился? - Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать? На экране появляются замороженные лужицы. Слайд 9 - Какие поверхности он заморозил? - Для чего он это делал? - О чём просили его обитатели водоёмов? - Зачитайте. - Как поступил Морозко? Послушал ли он просьбы водяных жителей? -Понравились ли вам поступки Морозко? -Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов? -Как жителям удалось спастись? - Чем всё закончилось? | Должны сначала прочитать. - Читая, будем наблюдать. - Обязательно порассуждаем. - В конце сделаем вывод. -Наметили. - Морозко -отрицательный Дети читают по цепочке. Ответы учащихся. -Все остались живы и ждут прихода весны | Познавательные УУД Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуника.тивные УУД Уметь работать в коллективе, проявлять активность. |
VIIl. Выражение решения. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; | - Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос? - Кому Морозко грозит? - А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не покрывались льдом?" - Так правильно поступил Морозко, приготовив на зиму ледяные крышки для водоёмов или неправильно? - Так Морозко по-прежнему остаётся сердитым и злым персонажем? - В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом. -О каком явлении в природе рассказал Э. Шим? - Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов - ледоставе. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. - А теперь работа в группах. Каждому ряду я дам слова, из них вы должны будете составить предложение. 1.Морозко рассердился и стал делать ледяные крышки. 2.Морозко запечатал все лужи, болота, озёра, пруды. 3.Водяные жители живы – здоровы остались. | - Нашли. - Обитателям водоёмов: насекомым, земноводным, рыбам. - Все жители водоёмов погибли бы. Ответы детей. нет Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители. Работа в группах. | Познавательные УУД формировать и выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | Личностные УУД формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли |
lX. Реализация продукта. | - Какая группа справилась с заданием? - Интересно было читать такое произведение? | Учащиеся в группе зачитывают составленные предложения. Ответы детей. | Личностные УУД Оценивать собственную и коллективную деятельность. | Коммуника.тивные УУД Уметь работать в коллективе, проявлять активность. |
X. Рефлексия. Цели - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Так какая же тема урока была сегодня? - К какому жанру относится это произведение? - Выполнили ли мы план наших действий? - Работали дружно? - Ну, тогда все кому понравилось работать на уроке, нарисуем на доске одну большую снежинку. Слайд 10 «Спасибо за урок» | - Э Шим "Всем вам крышка". - К сказкам. Каждый ребёнок рисует по одной чёрточке в снежинке. | Личностные УУД формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. | Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли |
Xl. Домашнее задание. Объявление оценок | -Читать сказку выразительно. | Записывают домашнее задание. | | Личностные УУД формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |