Тема | Создатели славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». |
Цели | Образовательные: Создание условий для ознакомления учащихся с произведением В.Крупина «Первоучители словенские». Познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки; формировать четкое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества; совершенствовать свою речь, содействовать развитию навыков выразительного чтения и умения работать с книгой. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД (метапредметные): - ЛичностныеУУД: понимать, что у человека одна Родина, поэтому мы должны любить её, заботиться о ней; проявлять интерес к истории России; знать памятные даты. - Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Коммуникативные УУД: учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. - Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществление анализа содержания текста. |
Планируемые результаты (предметные) | Предметные: осознанное и выразительное чтение познавательного текста; объяснение смысла непонятных слов, обращение к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Личностные: проявление интереса к культуре своего народа. |
Основные понятия | Первоучители словенские, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. |
Образовательные ресурсы: | Презентация «Первоучители словенские», дидактический материал. |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Приветствие учащихся. - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. - А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | (Р) волевая саморегуляция; (К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (П) умение строить речевое высказывание. |
II. Актуализация опорных знаний (2 мин). Цель: актуализировать знания о своей Родине, о своей малой Родине. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. | – Как называется государство, в котором мы живем? – Какой город является столицей нашей Родины? - В какой области мы живём? - Как называется наш район, село? | (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
IIΙ. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: согласовать цель и тему урока. | Отвечают на вопросы, делают предположения. Принимают учебную задачу. | - Откуда мы знаем о нашей старине, о прошлом нашей Родины? - Какие виды речи мы знаем? - Кто создал устную речь? – А вы знаете создателей письменной речи? - Кто догадался о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Какую цель урока мы сегодня поставим перед собой? - Сегодня мы узнаем кого называют первоучителями словенскими, узнаем историю создания славянской азбуки. | (П) самостоятельное создание способов решения задачи творческого и поискового характера; (К) планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками); владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; (Р) определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
IV. Изучение нового (10 мин). Цели: знакомство обучающихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки; совершенствовать свою речь, содействовать развитию навыков выразительного чтения и умения работать с книгой. | Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Воспринимают содержание рассказа на слух. Высказывают свое мнение. Объясняют смысл слов. Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания | 1. Рассказ учителя о славянских просветителях с опорой на презентацию. 2. Чтение рассказа В. Крупина «Первоучители словенские» учителем (учебник, с. 88). 3. Беседа по прочитанному тексту. – Кого называют первоучителями словенскими? Найдите ответ в тексте. – Как вы понимаете слово «равноапостольные»? Найдите ответ в тексте. -Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? Найдите ответ в тексте. – Какой праздник отмечается 24 мая? Найдите в тексте. 4. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 88). - Прочитайте рассказ «цепочкой». | (П) умение находить и выделять необходимую информацию; смысловое чтение; находить ответы на вопросы в тексте; (Р) оценка, контроль, коррекция; (К): учебное сотрудничество со сверстниками; умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. |
Физкультурная минутка | Выполняют упражнения, повторяя за учителем. | На болоте две подружки Две зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. | |
V. Закрепление нового (15 мин). Цели: составление рассказа о Кирилле и Мефодии; работа в группах. | Работа в группах. Вспоминают, что запомнили из презентации и текста, составляют рассказ. Отрабатывают навыки работы с презентацией, извлекают из неё необходимую информацию. | – Составьте в группах рассказ о Кирилле и Мефодии по материалу презентации и текста. | (П) ориентироваться в учебнике; построение речевого высказывания в устной форме; (К) оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); учиться работать в группах; (Р) учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
VΙ. Контролирующее задание (9 мин). Цели: формировать умение применять полученные знания, работать в парах; самоконтроль усвоения знаний. | Работа в паре. В парах читают задания, записывают на карточках правильные ответы. | - Дополни предложение (задания на карточках): Кирилла и Мефодия называют … (первоучителями словенскими). Равноапостальные – равные … (равные апостолам). Они создали … (славянскую азбуку). День памяти первоучителей … (24 мая). | (Р) контроль и коррекция; оценка результата своих действий; (П) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (К) совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
VIIΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают работу на уроке. | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? - Что было особенно интересно узнать? - Заполните таблицы, которые у вас лежат на партах и оцените свою деятельность на уроке. - Спасибо за урок! | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности; (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |