kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: Встреча с одиночеством. В. Г. Распутин «Мама куда – то ушла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового знания

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

Задачи урока: Образовательные: - познакомить учащихся с произведением В. Г. Распутина «Мама куда – то ушла», с жизнью и творчеством писателя. - проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором; - Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; - развитие речи учащихся; - развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся. -Воспитывающие: - воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливого, внимательного отношения к своим близким.

Планируемые образовательные

результаты (личностные,

метапредметные, предметные): Представлены ниже в таблице.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор; аудиозапись 1 части рассказа, презентация, портрет В. Г.Распутина,

Образовательные технологии,

использование программно-

педагогических средств использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в парах, использование учебного сотрудничества

Формы работы обучающихся индивидуальная, фронтальная, парная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: Встреча с одиночеством. В. Г. Распутин «Мама куда – то ушла»»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: Встреча с одиночеством.

В. Г. Распутин «Мама куда – то ушла»

Тип урока:

изучение нового знания

Цель урока:

 определение идейного содержания  произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения  к поднятой писателем  проблеме.                                                   

Задачи урока:

Образовательные: - познакомить учащихся с произведением В. Г. Распутина «Мама куда – то ушла», с жизнью и творчеством писателя.

  - проанализировать содержание   рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

- Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развитие речи учащихся;

- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

-Воспитывающие:

- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливого, внимательного отношения к своим близким. 


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Представлены ниже в таблице.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор; аудиозапись 1 части   рассказа, презентация, портрет В. Г.Распутина,

Образовательные технологии, использование программно-педагогических средств

использование ИКТ на уроке с мультимедийной  поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в парах, использование учебного сотрудничества

Формы работы обучающихся

индивидуальная, фронтальная, парная.




Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию; определять основную мысль произведения, выделять значимые эпизоды и проблемы, поднятые автором

Высказывать свое предположение на основе работы с названием текста, прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно, правильно читать, понимать прочитанное.

Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции людей; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству В. Г. Распутина.




Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап.

1. Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.


Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

 Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Мотивирует к учебному действию.

2.Фиксирует  учебные затруднения.

-Урок наш начнется с музыки.

- Я надеюсь, что эта музыка поможет вам не только успокоиться, но и  вселить в вас уверенность, пробудить ваши  способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

- Ведь музыка – это язык чувств. Закройте глаза и представьте, что вы совсем одни в комнате.

Что вы представили?

 Какие чувства испытывает человек, когда остается без мамы,  родных? (записать на доске)


На уроке мы поговорим о смыслах рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла»  (слайд)

Что можно узнать из заглавия? Куда может уйти мама? А она вернется?

Давайте сделаем предположение, о чем будет этот рассказ (ответы детей записать на доску) Сколько героев будет? Какие у них отношения? Мама - самый близкий человек.

- Так какие цели мы поставим на урок? Что мы должны узнать на урсатоке? Чему научиться? (цели урока формулируют сами учащиеся).


Ставят цель урока(что является целью - тема.

Звучит  живая музыка (ученица класса играет на скрипке)

Слушание музыки.

Отвечают на вопросы.

-(Учащиеся  называют. На доске открывается  портрет В. Г.Распутина.)

Перечисляют знакомые произведения

В. Г.Распутина.





Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.


Высказывают свои предположения о содержании произведения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Актуализация знаний.

Организует построение плана изучения нового знания.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Презентация о творчестве В.Г. Распутина.


Учащиеся выступают с сообщением о В.Распутине. Остальные слушают сообщение.

Ученик 1 марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Ученик 2. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

Ученик 3. В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

Ученик 4. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета,

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь

Ученик 5. В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок».

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска

Ученик 6. Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающнилего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей.

15 марта 2017 года В. Г. Распутину

исполнилось бы 80 лет. Похоронен писатель в Иркутске, на территории Знаменского монастыря.



Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные:

- планирование,

- прогнозирование.

Общеучебные:

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Организация познавательной деятельности



1.Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

4.Организует усвоение детьми нового материала( в группах, фронтально, индивидуально).

Подготовка к художественному восприятию произведения.

- А теперь перейдём непосредственно к рассказу. Но сначала объясним смысл слов, которые встретятся при чтении

2. Восприятие художественного текста.

-Первичное чтение. (аудиозапись).

Первичная проверка понимания.

Беседа по восприятию:


Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Какое настроение после прочтения? Подтвердились ли наши предположения?

- Что вас удивило?

- Что показалось самым интересным? Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).

 - Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ?  ( о мальчике, который остался один)

Кто из вас оказывался в подобной ситуации? Что вы испытывали? Почему?

Читая рассказ, начинаешь ощущать, что мама никогда не придёт, хотя умом понимаешь, что это неправда. Каким образом писатель нагнетает чувство тоски и одиночества? (Обратите внимание и на то, как стала выглядеть квартира во время маминого отсутствия, и на поведение и душевное состояние ребёнка.)

-  Почему для человека так тяжела первая встреча с одиночеством? (весь мир для мальчика – это его мать)

Вернемся к нашему вопросу

 А какие чувства испытал мальчишка, встретившись с одиночеством?

Расставьте в том порядке, в котором мальчик испытал  их  

Работа в  парах.

РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ВИНА, БОЛЬ.

Почему слово боль 2 раза?   (душевная и физическая, А какая сильнее?  Почему?

             




Делают свои предположения.

Знакомятся со словами и их значением.

Слушают,  следят по учебнику за текстом.

Отвечают на вопросы по содержанию текста,

Делают свои предположения.

-Что значит «тишина сомкнулась»,

Тишина «вобрала в себя»


Высказываются, рассуждают.

Регулятивные:

- планирование,

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, делать выводы.

 Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.







Учебное сотрудничество.

Работа в парах.

Самостоятельная работа.

1.Организовывает самостоятельное выполнение уч-ся задания на новый способ действия.

2..По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает  рефлексию деятельности.

Работа в группах

Создание памятки «Когда ты остался дома один»

-Как бы вы поступили на месте героя, оказавшись в такой ситуации?


Работают в группах:

обсуждают совместно, анализируют с помощью учителя, выбирают лучшие варианты.

Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование действий

Итог урока.

1.Организовывает  повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

2.Организовывает  фиксацию неразрешенных затруднений на уроке,  как направлений будущей учебной деятельности.

Ребята, достигли ли мы тех целей, которые поставили на уроке?

Зачем Распутин написал такое произведение?

 О чем он заставил нас задуматься?

Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?


Человеку для счастья в жизни нужен кто-то ещё. При этом он обречён на одиночество – в какие-то моменты он неизбежно остаётся один, со своими проблемами.   Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Но я желаю вам, чтобы рядом с вами был всегда близкий человек.

Пытаются ответить на вопросы, высказывают свои предположения.


Познавательные:

- умение структурировать знания

Рефлексия.



Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Продолжите предложения:

1.На уроке я работал                              

2.Своей работой на уроке я

3.Материал урока мне был понятен/непонятен полезен/бесполезен                   


Делятся впечатлениями, полученными на уроке


Оценивают свою активность на уроке, вклад в работу своей группы, работа в тетради)

Делятся впечатлениями, полученными на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.Организовывает обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание индивидуальное по выбору :

 

1.Выборочный пересказ прочитанного.

2. Нарисуйте иллюстрацию к любому отрывку и приготовьте выразительное чтение этого отрывка.

3. Написать мини-сочинение на тему "Когда тебе одиноко"  

 

Слушают информацию о домашнем задания.

 На перемене выбирают  задания индивидуально для себя.


Познав:- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности) Регулятивные:- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куликова Елена Николаевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства