I. Организация начала урока | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения |
II. Проверка домашнего задания | Демонстрирует весенние пейзажи. – Какие произведения прочитали по этой теме? – Кто их автор? – Что их объединяет? – Что говорит А. Ахматова о приходе весны? – Как описывает его А. Чехов в рассказе «Весной»? – Какой воздух? – Как светит солнце? – Что стало с рекой? – Как вы понимаете предложения: • «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет». • «Деревья голы, но уже живут, дышат»? – А как изображает приход весны А. Пушкин? – Что значит: вешние лучи, потопленные луга, вся все-ленная? | Читают стихи. – Все они о весенней природе. Читают стихотворение. Читают наизусть. Отвечают словами текста. Читают наизусть. Объясняют значения | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
III. Постановка учебной задачи | – Замечательные стихи прочитали ребята. Я думаю, что эти стихи создали нам особое весеннее настроение. Но не только стихи позволяют человеку любоваться красотой весенней природы, но и рассказы. Сегодня на уроке мы и познакомимся с одним из таких произведений. Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку: Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной.) – Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне. Весна – необыкновенное время года: очень радостное, веселое, энергичное, яркое, буйное. Эту красоту мы и попытаемся увидеть в рассказе Георгия Алексеевича Скребицкого | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Умеют внимательно слушать |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ учи-теля о Г. Скребицком | Рассказывает о Г. Скребицком. В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой. Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться | Внимательно слушают учителя | Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Умеют слушать |
2. Чтение произведения | | Один из обучающихся читает произведение (с. 90–91) | Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой, навыками выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Умеют слушать. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
3. Первичное восприятие | – Понравилось ли произведение? – Какое настроение оно вызывает? | Отвечают на вопросы |
4. Моделирование обложки | | Определяют жанр произведения, выбирают фигуру-заместитель, записывают фамилию автора, название рассказа, сличают с образцом модели обложки |
5. Словарная работа | – Понравилось ли произведение? – Какие слова были непонятны? Луговина – луг. Калужница – травянистое растение с желтыми цветами | |
6. Повторное чтение | | Читают про себя |
7. Беседа по содержанию | – О ком или о чем это произведение? – Как автор называет Весну? – Как начинается произведение? Прочитайте. – Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте. – Какой был лес? – Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый? – Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте. – Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски? – Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу. – Подумайте, почему Г. Скребицкий назвал Весну художником? – В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение. Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое | Отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер срывает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Давайте вместе с художником Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски она взяла и какие картины нарисовала. Рассмотрите первую картину. Найдите ее описание | Читают | Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Формируют и аргументируют свое мнение по об- суждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников |
8. Активизация творческого воображения. | – Что сделала Весна? – Подчеркните слова – описания красок. – Попробуйте представить эту картину. – Найдите описание весенней лужи. – Что еще нарисовала Весна? – Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. – Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? – Прочитайте строчки, которые вам понравились больше всего. – Скажите, какие чувства вызвало у вас это произве- дение? – Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор в этом произведении? Нравится ли ему это время года? Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом. – Найдите в тексте сравнения: • «…будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы». • «… И по лесной опушке, все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши». – Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело». – Что же это за дела? – Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? | – «Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки». – Весна идет по лесу и тонкой кисточкой дотрагивается до деревьев. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах повисли длинные розовые и серебряные сережки. – «Лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы». – Цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы. Читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания. – Разукрасила, тронула, поразве- сила, вывела, усыпала, рисует, покрыла. – Весна, как настоящий художник, подумала, потом взяла краски и начала рисовать очень красивые картины. – Восторг, восхищение. – Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями |
9. Беседа об охране природы | – Поэтому птиц надо беречь: не разорять их гнезда и подкармливать зимой. – Почему надо беречь цветы? – Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы дадут вкусный сладкий мед. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе? | – Нельзя срывать цветы: это наносит вред природе |
V. Итог урока. Рефлексия | – Чем занимались на уроке? – Произведение какого автора вы сегодня читали? – Назовите жанр этого произведения. – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Домашнее задание | Прочитать, проиллюстрировать рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |