kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме: Г. СКРЕБИЦКИЙ «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме: Г. СКРЕБИЦКИЙ «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме: Г. СКРЕБИЦКИЙ «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»»

Тема урока. Г. Скребицкий «Весна-художник»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г. Скребицкого, обучения вдумчивому чтению, пониманию, ориентировке в жанрах художественной литературы, нахождению в тексте художественного произведения примеров образных выражений и определению и обоснованию своего отношения к персонажам и событиям художественного произведения, составлению простого плана; способствовать развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы; содействовать воспитанию нравственных качеств

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают различные литературные жанры; контролируют свое чтение

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и характера;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: загадки, сведения о Г. Скребицком, пейзажи на тему «Весна»


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения

II. Проверка
домашнего

задания

Демонстрирует весенние пейзажи.

– Какие произведения прочитали по этой теме?

– Кто их автор?

– Что их объединяет?

– Что говорит А. Ахматова о приходе весны?

– Как описывает его А. Чехов в рассказе «Весной»?

– Какой воздух?

– Как светит солнце?

– Что стало с рекой?

– Как вы понимаете предложения:

• «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет».

• «Деревья голы, но уже живут, дышат»?

– А как изображает приход весны А. Пушкин?

– Что значит: вешние лучи, потопленные луга, вся все-ленная?

Читают стихи.


– Все они о весенней природе.

Читают стихотворение.

Читают наизусть.


Отвечают словами текста.






Читают наизусть.

Объясняют значения

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знаний.

Делают выводы в результате работы

III. Постановка учебной
задачи

– Замечательные стихи прочитали ребята. Я думаю, что эти стихи создали нам особое весеннее настроение.

Но не только стихи позволяют человеку любоваться красотой весенней природы, но и рассказы.

Сегодня на уроке мы и познакомимся с одним из таких произведений.

Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(Весной.)

– Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне. Весна – необыкновенное время года: очень радостное, веселое, энергичное, яркое, буйное. Эту красоту мы и попытаемся увидеть в рассказе Георгия Алексеевича Скребицкого

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Умеют внимательно слушать

IV. Работа
по теме урока.

1. Рассказ учи-теля о Г. Скребицком

Рассказывает о Г. Скребицком.

В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой.

Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться

Внимательно слушают учителя

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Умеют слушать

2. Чтение произведения


Один из обучающихся читает произведение (с. 90–91)

Владеют навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на вопросы учителя.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой, навыками выразительного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Умеют слушать.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности

3. Первичное восприятие

– Понравилось ли произведение?

– Какое настроение оно вызывает?

Отвечают на вопросы

4. Моделирование обложки


Определяют жанр произведения, выбирают фигуру-заместитель, записывают фамилию автора, название рассказа, сличают с образцом модели обложки

5. Словарная
работа

– Понравилось ли произведение?

– Какие слова были непонятны?

Луговина – луг.

Калужница – травянистое растение с желтыми цветами


6. Повторное чтение


Читают про себя

7. Беседа по содержанию

– О ком или о чем это произведение?

– Как автор называет Весну?

– Как начинается произведение? Прочитайте.

– Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте.

– Какой был лес?

– Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый?

– Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте.

– Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски?

– Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу.

– Подумайте, почему Г. Скребицкий назвал Весну художником?

– В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение.

Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


– Давайте вместе с художником Весной войдем в лес
и посмотрим, какие краски она взяла и какие картины нарисовала. Рассмотрите первую картину. Найдите ее описание



Читают

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формируют и аргументируют свое мнение по об- суждаемой проблеме.

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников

8. Активизация творческого воображения.

– Что сделала Весна?





– Подчеркните слова – описания красок.

– Попробуйте представить эту картину.






– Найдите описание весенней лужи.


– Что еще нарисовала Весна?



– Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.


– Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?


– Прочитайте строчки, которые вам понравились больше всего.



– Скажите, какие чувства вызвало у вас это произве-
дение?

– Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор
в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.

– Найдите в тексте сравнения:

• «…будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы».

• «… И по лесной опушке, все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши».

– Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело».

– Что же это за дела?

– Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

– «Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки».


– Весна идет по лесу и тонкой кисточкой дотрагивается до деревьев. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах повисли длинные розовые и серебряные сережки.

– «Лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы».

– Цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы.

Читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания.

– Разукрасила, тронула, поразве-
сила, вывела, усыпала, рисует,
покрыла.

– Весна, как настоящий художник, подумала, потом взяла краски
и начала рисовать очень красивые картины.

– Восторг, восхищение.

















– Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями

9. Беседа
об охране
природы

– Поэтому птиц надо беречь: не разорять их гнезда и подкармливать зимой.

– Почему надо беречь цветы?


– Помните старую истину – цветок намного красивее
в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы дадут вкусный сладкий мед. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе?



– Нельзя срывать цветы: это наносит вред природе

V. Итог урока. Рефлексия

– Чем занимались на уроке?

– Произведение какого автора вы сегодня читали?

– Назовите жанр этого произведения.

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– Как оцениваете работу на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество
и уровень усвоения

Домашнее

задание

Прочитать, проиллюстрировать рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить


Ресурсный материал

Сведения о писателе

Скребицкий Георгий Алексеевич родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.

В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.

Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.

Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи – природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну – писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.

В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.

Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.

Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды – по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.

Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.

Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.

Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике – «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.

Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.

Вершиной творчества Скребицкого и, к сожалению, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и – изданная посмертно – повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчали творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.

Летом 1964 г. Г. А. Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.

18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сурина Екатерина Викторовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства