kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики». Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный, соответствует программе, учебник А.И.Шемшуриной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики». Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новогуровская средняя общеобразовательная школа»














Технологическая карта урока


по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»




«От добрых правил – добрые слова и поступки»













Составитель: Коростелева О.В.,

учитель начальных классов






2016 г.


Аннотация к уроку:

Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Цель:

Сформировать представления о добре и зле

Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему

морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,

чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Технологии, методы:

 Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая



1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

От добрых правил – добрые слова и поступки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.


Познавательные: Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.


Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.

Цель урока

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро и зло

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок,

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Рассказы и сказки В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». В. А. Сухомлинский «Чтобы бабочка не укололась», песня «Доброта». Сл. Н. Тулуповой. Муз. И. Лученка, толковый словарь.



Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности



Вхождение в тему урока

5 минут

Учитель: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек лиц. Коррекция эмоционального состояния. Контроль подготовки к уроку.

Учитель:– Проанализируйте, когда человеку хорошо? Ответы детей.

Учитель: – Подберите синоним к слову «хорошо». Дети: -Добро.

Учитель: – Как вы понимаете смысл этого слова? Дети: Это все хорошее, полезное, положительное.

Учитель: -Подберите антоним к слову добро. Дети: -Зло.

Назовите тему урока.

Чтение сказки.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

Как Белочка Дятла спасла

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: – Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель: - Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств: способность отслеживать свое эмоциональное состояние).












(Представление о добре как жизненной ценности).



Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».


Этап 2. Актуализация знаний УУД и сообщение темы урока через постановку проблемы. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут


Интерактивное упражнение «Продолжи предложение»

Учитель: - Доброта – это … (Ответы детей).

Учитель: - В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель:– Что значит “добрый человек”?  Дети: - Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

Работа с учебником (стр.20) – чтение детьми определений.

Запись определения в тетрадь.

Учитель: - Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми?

Ответы детей: - По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.

Проблемный вопрос.

Учитель: - Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты?

Ответы детей: - Люди стали бы печальные, злые, неприветливые и грубые).

Учитель: - Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

Учитель: - А что такое зло? Ответы детей: (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений.

Запись определения в тетрадь.

Учитель: - Почему же добро всегда побеждает над злом? Ответы детей.

Учитель: - Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям? Ответы детей.

Учитель: - Добро и зло – главные этические категории.

Послушайте притчу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

Ответы детей.

Учитель: – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.


Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».


Этап 3. Первичное восприятие и усвоение новых знаний

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Учитель: - Какими вы себе представляете добро и зло. Изобразите в красках.

Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.

Анализ рисунков.




Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Этап 4. Осмысление обобщение и систематизация полученных знаний.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Учитель: - Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Учитель: - Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» и похлопать. ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».






Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 5. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД


10 минут











Подведение итогов урока







Рефлексия










Учитель: -- Итак, давайте уточним понятия добра и зла. Что они означают, и какими примерами вы можете это подтвердить.


Работа с «корзиной ситуаций». Учитель: -Как бы ты поступил? ( Например: вы видите испуганного ребенка, а взрослых рядом нет; ваш друг в вашем присутствии грубит своей бабушке; твои друзья плохо говорят об учителе; твои одноклассники дразнят и унижают одного из учеников класса, подростки поели на лавочке и тут же бросили мусор; мама усталая пришла с работы и т.д.). Ответы детей.

Прослушивание песни М. Менкова на слова Э. Энтина «Дорогою добра».

Учитель: -- Что вы представляете, когда слушаете эту песню? - Какие к вам приходят мысли? Ответы детей.

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).

  2. Я понял (а)…

  3. Я почувствовал (а)…

  4. Я научился (ась)…

  5. Я смог (смогла)…

  6. Было интересно…

  7. Меня удивило…

  8. Мне захотелось…

  9. Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).


(уровень знания – знакомства и знания – копии).



(Уровень знания – понимания).










(Уровень знания – трансформации).



Познавательные УУД: рефлексия полученной информации в письменной форме.






Познавательные УУД: «Визуализация понятия».


Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»





Литература:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2016.

2.Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2016









Материал к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В. А. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ».

-Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

-Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

-Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

-Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

-А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

-Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

-Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

-Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коростелева Ольга Викторовна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства