Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Ребята, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. | Хлопают ладошкой о ладошку друг другу. | Личностный результат: -формировать мотивацию к обучению. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -Вспомните, какую тему изучали на предыдущем уроке? -Определите границу своего знания и незнания по данной теме. (См. приложение 1) Слайд 1 -Были ли задания, которые вызвали у вас затруднения? -Давайте выясним «болевые» точки и причины их затруднений. -Для этого сверим ваши ответы с моими. (У учителя в 5 задании ошибка. Написано слово – план) | -На предыдущем уроке мы изучали тему « План местности» Дети заполняют индивидуальную таблицу «Экспресс - опрос» по теме «План местности» Самопроверка. (выясняется, что в последнем задании у детей затруднение) -Мы с Вами не согласны, потому что на плане изображают маленький участок земной поверхности, а в определении говорится, что участок большой. | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: -осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -высказывать свою точку зрения и доказывать правоту. Коммуникативные УУД: -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Вам бы хотелось узнать, о чем идет речь в этом определении? -Как можно это сделать? - Можем ли мы воспользоваться энциклопедией? - Приступайте к работе. | -Да. Хотелось. -Ответ на этот вопрос можно найти в энциклопедиях, через поисковые системы сети Интернет, спросить у взрослого. -Нет, т.к. мы не знаем о чем идет речь в определении. Самый удобный способ найти информацию в Интернете. Работая в группах, обучающиеся ищут информацию в Интернете. | Познавательные УУД: -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: -умение работать в группах; - развивать умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: -добывать новые знания, находить необходимую информацию в Интернете. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Проверим правильность ваших ответов. (определение слова карта с помощью звукового сопровождения) Слайд 2 -Определите тему сегодняшнего урока. -Что бы вы хотели узнать о карте? - Поставьте вашу цель урока. - Судя по тому, что бы вы хотели узнать на уроке - добывать знания о карте будем по тому же алгоритму, что применяли при изучении плана местности. -Возьмите оценочные листы и оформите прогноз уровня своих знаний и умений по теме «Карта». (См. приложение 2) -Отметьте самое сложное на ваш взгляд задание. Слайд 3. | Дети находят ответ на вопрос и сверяют правильность выполненной работы - Тема урока « Карта» -Для чего нужна карта, какие условные обозначения есть на карте, какие бывают карты, есть ли масштаб на карте. -Выяснить признаки карты, узнать для чего она нужна. Дети работают по индивидуальным оценочным листам, на которых записан план урока. | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения задания. Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель деятельности на уроке. Регулятивные УУД: -прогнозировать свои знания и умения по теме «Карта». |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Ребята, на какой из вопросов мы уже ответили? Остались 3,4, 5 вопросы. -Для экономии времени работать будем в группах. - Какой из оставшихся вопросов, на ваш взгляд, самый сложный? - Чья группа возьмет этот вопрос? ( распределение заданий для самостоятельной работы) -А теперь обмениваемся полученными знаниями. | -Мы уже знаем ответ на 1 и 2 вопрос из определения слова карта. Группы выбирают задание по желанию всех членов команды. Самостоятельная работа по карточкам в группах по открытию новых знаний. Ребята выступают в роли учителя и учеников. | Личностные результаты: -уметь дорожить временем и ценить его; воспитывать уважительное отношение ко всем членам группы. Регулятивные УУД: - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( линейки, компасы, карты) Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в других источниках, предложенных учителем; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - донести свою позицию до других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Слайд 4. (проверка знаний по 3 вопросу) -Определите стороны горизонта. Слайд 5 (проверка знаний по 4 вопросу) Слайд 6 (проверка знаний по 5 вопросу) | -Работают с интерактивной доской. Проверяют по эталону. | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | - Получили ли вы ответы на все интересующиеся вопросы? -Помогла ли вам работа в группах? Вернемся к оценочному листу. Оцените свою работу в конце урока и сравните с вашими прогнозами. | Дети оценивают свой результат на выходе и сравнивают с прогнозируемым результатом. | Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. |