Работа по учебнику ( Учащиеся читают текст на с. 46-47) Слайд 1. Каким образом история прошлого может предсказать будущее? Слайд 2. В каждой семье есть фотоальбом, интересно ли вам рассматривать в нем фотографии? Почему? Как сделать его еще лучше и интереснее? Слайд 3 Есть ли в вашей семье документальный архив? Нужен ли он? Почему? Как сделать его лучше и интереснее? Ребята, а вы знаете ,почему именно так называется это дерево? Есть специальная наука , которая называется «Генеология» . В переводе с греческого языка – родословная. Эта наука занимается изучением происхождения родственных связей, исторических лиц, фамилий. Родословная – это перечень поколений одного рода. Слайд 4 Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру, будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением –родители этого лица, более мелкими ветвями -дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне -его потомки. Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю,принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся нажелтом фоне, не имеющие детей -на красном. Имена женщин замужние - на лиловом, девушек -на синем. Все лица, находящиеся в живых -на зеленом фоне, мужчины - более темном, женщины -более светлом.. Мужские имена писались в прямоугольниках или ромбах, женские -на кружках или овалах. Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях. Слайд 5 Теперь мы знаем, что такое родословное дерево. А как лучше его представить? 1. Это может быть... 2. Его можно нарисовать... 3. Для его создания можно использовать... 4. В этом нам может помочь... 5. Это лучше сделать с помощью ... Слайд 6. Слайд 7. Семья –начало человека и его продолжение, а значит и продолжение его истории. Физкультминутка Руки на пояс Поставьте вначале. Влево и вправо Качайте плечами. Вы потянулись Мизинцем до пятки? Если сумели – Всё в полном порядке! 2Знакомство с родословной семьи А.С.Пушкина _ Ребята, а что вы знаете о А.С.Пушкине. Рассказ учителя.( слайды 1 – 12) С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша - сподвижник Александра Невского; прадед по матери - А. П. Ганнибал, «арап Петра Великого») и «домашнее» отношение к словесности (среди посетителей родительского дома - Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин - даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери - М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной. Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. В одном из стихотворений Пушкин написал: "Не торговал мой дед блинами, Не ваксил царских сапогов, Не пел с придворными дьячками, В князья не прыгал из хохлов..." У Пушкиных был герб семьи. Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями. В одном из писем 1831 года поэт признается: "... я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с уважением и любовью Пушкин относился к своим родителям, бабушке, дяде, сестре и брату, людям своеобразной индивидуальности. Он также глубоко и нежно любил жену и детей. Прапрадед поэта со стороны его матери, служил в Ростовском пехотном полку и, выйдя в отставку (1712 г.), жил в своих поместьях Рязанской и Ярославской губ. От брака с Ксенией Ивановной Кореневой он имел единственного сына Алексея Федоровича (1717—1777), служившего в военной службе и участвовавшего во взятии крепостей Очакова и Хотина; Алексей Федорович женился на Сарре Юрьевне Ржевской, дочери нижегородского вице-губернатора (1727) Юрия Алексеевича Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал (1698-1781гг) Арап Петра Великого", абиссинский князек. Он умер в 1781г. генерал-аншефом и александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это была "мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура", наклонная "к невообразимой, необдуманной решимости". Осип Абрамович, человек менее крутой и решительный нежели его отец, отличался полным отсутствием нравственных принципов и не признавал никаких семейных обязанностей. Не считая нужным стеснять себя в чем-либо, он, без всякого повода, бросил жену и малолетнюю дочь, будущую мать поэта А.С.Пушкина, и 9-го января 1779 года обвенчался с капитаншей Устиньей Толстой, представив ложное свидетельство о смерти первой жены. Тем не менее, бракоразводное дело, продолжавшееся около пяти лет, кончилось довольно благополучно для Осипа Абрамовича, несмотря на его двоеженство и представленное им подложное письмо. 17 января 1784 года, состоялся указ с окончательной резолюцией, положенной государыней, по которой было велено второй брак Осипа Абрамовича с Толстою "почитать уничтоженным и ее за законную ему не признавать, а за учиненное Ганнибалом преступление, - вступление во второй брак при живой жене, - вместо положенной на него церковной эпитимии, послать его на кораблях в Средиземное море, дабы он там службою с раскаянием своим содеянное им преступление заслужить мог"… Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал Урожденная Пушкина, мать Н.О. Пушкиной. По словам П.И. Бартенева, "...любила вспоминать старину, и от нее А.С. Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии". Женщина умная и по своему времени образованная, она первая пробудила у будущего поэта интерес к русской старине и родной природе. (слайды13- 31 сопровождаются рассказом учителя) | ( Примерный ответ: помогает узнать кто является основателем той или иной семьи0 (ответы учащихся) ( Есть много фотоальбомов ,с красочными фотографиями. А есть альбомы с чёрно – белыми фото, которые можно и приукрасить. Тогда они будут смотреться интересней. Можно сделать как дерево жизни с семьёй А.С.Пушкина) (ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) | Регулятивные: планирование ,прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
- Над чем вам предстоит работать? - Понятна ли вам , как оформить данную работу7
(Класс делится на группы. ) Слайд 8 Для реализации работы вам необходимо: - Прочитать специальную литературу. -Поговорить с родителями, изучить семейный архив. - Составить генеалогическое дерево. - Написать рассказ о своём родственнике. Слайд 9 В результате выполнения проекта мне бы хотелось, чтобы 1. вы научились работать в группе, находить друг с другом компромиссы, уважать чужое мнение; 2. научились сотрудничать со своими родителями, родственниками, друзьями; 3. научились применять знания, полученные на уроках информатики, истории в повседневной жизни; 4. поняли и научились гордиться историей своей семьи, школы; 5. Создали красивый, интересный проект, который наглядно продемонстрирует все выше перечисленные навыки.
| ( Над проектом) (Учащиеся обсуждают проект, распределяют обязанности) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ. |