II.Актуализация знаний | Выполните задание в печатной тетради с. 29 № 42 Прочитайте предложения, заполните пропуски. 1.Дождь, снег, град – это осадки, выпадающие из …(облаков). 2.Роса, иней, изморозь – это осадки, выделяющиеся из … (воздуха) при его соприкосновении с холодной поверхностью тел. Нарисуйте снежинки, если тебе удалось их рассмотреть, или перерисуй со с.19 Заполните таблицу «Что я знаю о воде?» | Учащиеся читают предложения и заполняют пропуски. Форма работы (индивидуальная) Заполняют таблицу «Что я знаю о воде?» Форма работы (групповая) | Знать: понятия «осадки», «туман», «облака», как образуется роса, иней, изморозь; свойства воды - о превращении воды в туман и разные виды облаков Уметь: работать с понятиями «осадки», «туман», «воздух», работать с таблицей. | Регулятивные УУД: - определение, принятие и сохранение учебной задачи при работе с понятиями «осадки», «туман», «облака», «свойства воды»; - составление плана (алгоритма) выполнения учебного задания самостоятельно или совместно в группе; - учет выделенных учителем ориентиров действия (действие по инструкции) при работе с предложениями, с таблицей. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при заполнении пропусков в предложениях, при выделении свойств воды. - умение структурировать знания при работе с понятием «осадки». - постановка и формулирование проблемы при работе с понятиями «осадки», «туман», «облака» Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятиями «осадки», при определении свойств воды. - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями «осадки». |
III. Изучение нового материала 1.Определение темы и целей урока. 2.Постановка учебной задачи 3.Открытие новых знаний. Проведение опытов. Физкульт- минутка IV. Закрепле-ние нового материала. Работа по хрестоматии. | Послушайте древнюю притчу. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Ответьте на вопрос: Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? Сформулируйте тему сегодняшнего заседания клуба. Вместе с нами в заседании клуба принимают участие наши друзья Костя Погодин и Маша Иванова. Они помогут определить цель урока и подскажут, как можно достичь этой цели. Зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба (учебник с.85) Определите цель нашего заседания. Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока, прочитайте слова Маши. Выполните работу в группах. Вспомните правила работы в группе. Назовите правила безопасности, приступая к работе. Проведите опыт 1.(с.85) Ответьте на вопросы, данные в учебнике. 1.Изменилась ли прозрачность воды? А е цвет? 2. Можно ли сказать, что вещество исчезло? Зачитайте результаты исследований. Попробуйте воду на вкус. Ответьте на вопрос: -Можно ли очистить воду от растворенных в ней веществ. Как это сделать? - Прочитайте в инструкции вторую часть задания. Какая общая задача стоит у всех групп? - Как вы думаете, что такое фильтр? Зачитайте, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь. Откройте учебник на стр. 86 и по рисунку изготовьте фильтр. Проведите опыт 2. В пустой стакан вставьте воронку с фильтром и пропустите через нее воду с солью (рисунок 2). Ответьте на вопросы: -осталась ли соль на фильтре? -Удалось ли очистить воду от соли?
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1,2,3,4, вот как славно освежились. Как приятно в речке плавать, Берег - слева, берег - справа. Речка лентой впереди, Сверху мостик - погляди. Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем туками, Кто угонится за нами? Вышли на берег крутой И отправились домой Проделайте такой же опыт ещё раз, только вместо соли возьмите чайную ложку сахарного песка или меда. Прочитайте результаты исследований. Проведите опыт 3. Размешайте в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дайте смеси отстояться. Посмотрите, что происходит с песчинками и с водой? Ответьте на вопросы: -изменилась ли прозрачность воды? А цвет? -исчезли ли песчинки? Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. Понаблюдайте, что будет проходить через фильтр, а что останется на нем? Проведите опыт 4 с кусочком глины. Понаблюдайте, остаются ли кусочки глины на фильтре? Сделайте выводы из всех опытов. Прочитайте статью учебника на с. 87 «цепочкой». Ответьте на вопросы учебника на с. 87. -Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры. Послушайте доклад ученика… Учащийся рассказывает детям о том, то в воде растворяются не только твердые вещества, но и некоторые жидкости (например уксус, спирт), а также газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, морях живут рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Посмотрите на стакан с водой в моей руке. Учитель: -Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. -Поднимите руки, кто со мной согласен? -А у кого другая точка зрения? -Найдите в оглавлении текст «Вода – растворитель», откройте нужную страницу. -Прочитайте статью в хрестоматии, которая поможет нам разрешить наши разногласия. -Ответьте на вопрос, кто же оказался прав? Зачитайте ту часть текста, которая подтверждает мысль о том, что абсолютно чистой воды в природе нет. Послушайте другой рассказ, который подготовила…. Рассказ ученика: Очень важно помнить о том, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Через воду могут передаваться многие опасные болезни. Поэтому народная пословица гласит «Не каждая водица для питья годится». -Как вы думаете, ребята, где в природе самая чистая и прозрачная вода? Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда-то называли «глазами земли», наделяя их даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студёной воды. -А почему родниковая вода чистая?
| Слушают притчу. Форма работы (индивидуальная) Отвечают на вопрос. Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее Вода – растворитель Читают материал учебника. Форма работы (индивидуальная) Проверяют, обладает ли вода свойством растворять разные вещества. Проводят опыты. Называют правила: -Уважай своего товарища. -Умей каждого выслушать. -Не согласен – предлагай! -Обменивайтесь мнением друг с другом тихо, не мешая другим.
Повторяют правила по технике безопасности при проведении опытов. 1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам и материалам. 2. Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять. 3. Работать аккуратно. Наполняют прозрачный стакан кипяченой водой. Насыпают в него чайную ложку поваренной соли. Помешивая воду, наблюдают, что происходит с кристалликами соли. Форма работы (групповая) Записывают ответы на вопросы и результаты опыта в рабочих тетрадях. Зачитывают результаты: -В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Пробуют воду на вкус. Отвечают: -Попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Отвечают на вопросы. Зачитывают определение из словаря. Форма работы (индивидуальная) Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей. Изготавливают фильтр из бумаги по рисунку в учебнике. Выполняют заданиеучебника. Форма работы (групповая) Отвечают( устно): -Пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не смог очистить воду от соли, потому что соль растворилась. Выполняют опыт в такой же последовательности и записывают результат. Форма работы (групповая) Зачитывают результаты исследований: -в стакане нет сахара, прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде. Зачитывают результаты исследований.. Форма работы (групповая) Пропустили содержимое стакана через фильтр. Читают выводы: вода прошла через фильтр, а песок нет, он остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка. Пропустили воду с глиной через фильтр. (Вода прошла через фильтр, а глина осталась на фильтре.С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины). Форма работы (групповая) Учащиеся делают вывод, что вода – растворитель. Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде. Растворимые вещества в воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр. Нерастворимые вещества в воде не растворяются, такую воду можно очистить с помощью фильтра. Читают статью учебника «цепочкой» Отвечают на вопросы, приводят свои примеры. (Вода- растворитель) Завариваем чай, варим компоты, суп, умываемся, стираем, разводим удобрение для цветов, лекарства для уколов и т.д. Форма работы ( индивидуальная) Слушают доклад ученика. Рассматривают воду в стакане, высказывают свою точку зрения. Открывают хрестоматию, находят оглавление и нужную статью. Читают статью «Вода– растворитель». Форма работы ( индивидуальная) Отвечают на вопрос, зачитывают отрывок из текста. Форма работы ( индивидуальная) Слушают доклад ученика.
Отвечают на вопрос. (В родниках)
Форма работы ( индивидуальная)
Отвечают на вопрос. (Вода проходит через природный фильтр – песок). Форма работы (индивидуальная) | Знать: понятие и свойство воды «растворитель», -растворимые и нерастворимые вещества; -значение природных растворов, -о значении воды в жизни человека; -способы очистки воды от морской соли; Уметь: работать с понятиями «растворитель», «вещество», «частица», Уметь: -ставить и проводить опыты; -проводить исследовательскую работу, -сделать фильтр и определять растворимые и нерастворимые вещества; -проводить опыты и определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды; -охранять водные богатства. -работать в печатной тетради; -сравнивать свойства наблюдаемых объектов. | Познавательные УУД: -поиск и извлечение необходимой информации при анализе текста, при установлении причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: - определение цели учебного задания самостоятельно при изучении текста. Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем Личностные: -Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое при проведении опытов. -Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
Регулятивные: -Оценивать результаты своей деятельности при работе с новыми понятиями. -Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: -Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия , классифицировать объекты по существенному признаку) -Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Коммуникативные: -Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, уметь формулировать ответы в устной форме, работать в группе.
-Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
| Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
|