- Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю Ожегова. Кожа – это наружный покров тела живого существа. Кожа является самым большим органом человеческого тела. Общая площадь кожи взрослого составляет около 2 кв. метров, что сравнимо с размером простыни. Весит она 3 кг – от общего веса тела. Кожа состоит из трёх слоев. Самый первый слой называется наружная оболочка или эпидермис, которая предохраняет кожу от повреждений. - Предлагаю работать в парах, будем проводить опыты, наблюдать и делать выводы. 1.Учитель предлагает провести опыт. У вас на столе лежит рабочий лист. В ходе исследования мы познакомимся со свойствами кожи. - Рассмотрите кожу на своей руке, потрогайте ее, потяните, попробуйте сжать, пошевелите пальцами, согните их и разогните, обратите внимание на суставы. Сравните свои наблюдения с приведёнными утверждениями. Найдите утверждение, на которое вы сможете дать ответ. Обведите нужное слово. На какое утверждение вы нашли ответ. Прочитайте. 2. Учитель предлагает провести опыт. - Возьмите лупу, лежащую на парте. Лупа – это прибор, главной частью которой, является увеличительное стекло. Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Через них выделяется жир и пот. Они помогают коже дышать. - Найдите утверждение в таблице, обведите ответ. На какое утверждение вы нашли ответ. Прочитайте. Второй слой называется ДЕРМА - это и есть сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы её высушили, и она бы растрескалась. 3. Учитель предлагает провести опыт: Давайте сейчас проведём небольшой опыт. - Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к предметному стеклу. Обратите внимание на образовавшееся пятно. - Найдите утверждение в таблице, обведите ответ. На какое утверждение вы нашли ответ. Прочитайте. 4. Учитель предлагает провести опыт. - Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Обратите внимание на кровеносные сосуды. Они контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела. - Найдите утверждение в таблице, обведите ответ. На какое утверждение вы нашли ответ. Прочитайте. 5. Учитель предлагает следующий опыт: – Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев. – Расскажите о своих наблюдениях. Что заметили? - Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с отпечатком соседа. - Что вы можете сказать о них? - У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия. В мире нет людей, отпечатки пальцев которых одинаковы! - На какое утверждение мы можем дать ответ. Прочитайте. 6. Поиграем в игру «Волшебный мешочек». У меня есть такой мешочек, попробуйте определить на ощупь, что в нём лежит. (вызываю учеников по очереди) - Возьми один предмет и опиши его. - Предмет гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый? (В мешочке: картон, бархатная, гофрированная, наждачная бумага) - Какой орган чувств вам помог? - Кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим. Мы его ощущаем. Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием. Поэтому кожу называют орган осязания. Благодаря ей, можно почувствовать чье-то прикосновение или удар; можно не рассматривая, определить размер и форму какого-либо предмета, узнать, насколько он твердый или мягкий, горячий или холодный. И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожный жир, самый глубокий слой. Он в основном состоит из жира и помогает телу человека сохранять тепло, смягчать удары. 7.Учитель предлагает следующий опыт. Предлагаю понаблюдать за губкой. Что вы видите? Я могу её отжать. - Вы любите купаться? - Что происходит, когда вы выходите из воды? Может ли кожа впитывать воду как губка? -Как вы думаете почему? - Вспомните утверждения из таблицы. Какое из них поможет вам ответить на вопрос. Пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя защитную плёнку. Это делает кожу человека водонепроницаемой. -Вспомним нашу легенду. Теперь вы можете сказать, почему итальянский мальчик заболел?
- Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган. - А как вы думаете, почему кожа становиться грязной? (На коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает грязь.) - Предлагаю посмотреть мультфильм «Лечение Василия». -Какой главный совет дал доктор Василию? - Какой вывод можно сделать? Давайте обратимся к учебнику на стр.130,131 и прочитаем два первых абзаца. - На рабочих листах найдите вывод. Вставьте пропущенные слова. Прочитайте. Вывод: Кожа – это самый большой и важный орган человека Кожа – надёжная защита организма. Она выделяет пот и жир. Кожа достаточна мягкая и упругая, что позволяет человека совершать движения и достаточна прочная, чтобы защитить его от повреждений. Кожа всегда должна быть чистой. - А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать правильный ответ и записать букву в соответствующие ячейки в нижней части рабочего листа. 1) Сколько слоёв содержит кожа? а) 5 м) 3 г) 2 2) Кожа – это … о) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека 3) Можно ли кожу назвать органом дыхания? а) нет л) да г) не знаю 4) Благодаря чему кожа всегда мягкая? ж) потовым железам т) порам о) сальным железам 5) Пот выделяется, когда человеку… з) холодно и) просто так д) жарко 6) Как называется способность человека чувствовать прикосновения? о) обонянием; ц) осязанием; е) вкусом. 7) Может ли человек обойтись без кожи? н) конечно ы) нет ю) может быть - Посмотрите на буквы, которые вы написали и оцените свою работу. Мы (хором)- Молодцы! |