Цель деятельности педагога | Закреплять знание того, что растения – это часть живой природы; продолжить формирование умения различать растения; выяснить с детьми признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев; развивать внимание, память и речевые умения. |
Тип, вид урока | Урок – экскурсия. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные УУД: Знать общие признаки для всех растений; уметь группировать растения; уметь работать с учебником. Личностные УУД: Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта; оформление своих наблюдений; проявление внимания, удивления, желания больше узнать; применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности. Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания. Познавательные УУД: различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию изученных растений на основе их существенных признаков; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в диалог; уметь строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Формы и методы обучения | Проблемный, игровой, наглядный, практический методы; фронтальная, индивидуальная формы работы. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Подгруппы растений, сходства и различия деревьев, кустарников, трав. |
Образовательные ресурсы | Учебник, мультимедийная презентация, конверты с заданиями (работа в парах), иллюстрации растений. |
Этап урока | Элементы содержания, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
1.Организационное начало урока | Проверка готовности класса и оборудования. Создание позитивного эмоционального настроя на работу. Фронтальный опрос. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, психологически настраивает на работу. На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс Все получится у нас! Девиз нашего урока: «Наблюдай и восхищайся Изучай и береги!» -Как вы думаете что надо беречь? (природу) - А почему природу надо беречь? (она источник жизни) -Какая бывает природа? (живая и неживая) - Приведите примеры живой и неживой природы? | Организуют рабочее место, отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная, фронтальная |
2. Повторение пройденного материала | Отгадывание загадок. Доказывание мнения. | -Послушайте загадки и определите к какой природе относятся отгадки. Над цветком она летала, И пыльцу из цветка собирала. Полосатая она. И зовут её... Ответ: Пчела Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — Он вспорхнул и улетел. Ответ: Бабочка Летит — жужжит, Сядет — молчит. Ответ: Жук -К какой природе относятся названые объекты? (живой) -Как можно одним словом назвать пчелу, бабочку, жука? -Докажите что это насекомые? (шесть пар ног, голова, грудь, брюшко) | Отвечают на вопросы учителя, доказывают собственное мнение | Индивидуальная, фронтальная |
3. Изучение нового материала (начало экскурсии) | Постановка проблемной ситуации. Целеполагание. Работа с учебником. Фронтальный опрос. | -А можно ли насекомых назвать животными? (да) А вот ребята Миша и Маша Ивановы, которые тоже присутствуют на нашей экскурсии, на эту тему поспорили. Помогите разрешить спор1 Маша говорит: животные – это только дикие звери. Ворона - птица, а не животное, да и бабочка – насекомое, а не животное. Миша не согласен с Машей. Он считает, что всё, что движется, питается, даёт потомство, то есть живёт, относится к животным. Кто из детей прав? - Так кого мы называем животными? (все организмы, которые рождаются, двигаются, питаются, растут, дают потомство, дышат, погибают) - Узнайте, о чём так говорят? Дышит, растёт, А ходить не может. - О растениях. -Как вы думаете о каком царстве мы будем говорить уроке? (о царстве растений) -Где мы можем увидеть растения? (в саду, на лугу) -Сегодня мы совершим экскурсию по саду семьи Ивановых. -Как вы думаете, чему мы должны научиться на экскурсии? (различать виды растений) -Итак, начинаем экскурсию! Перед началом экскурсии мы немного разомнёмся с Мишей Ивановым. | отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная, фронтальная |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (РАЗМИНКА С МИШЕЙ) |
| | - Хорошо размялись. Устали? Давайте отдохнём! -Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце. А сад в эту пору в полной красоте. Залюбуешься стройными яблонями, заглядишься на яблоню, а малина так и тянется к тебе длинными гирляндами ягод. А какое разнообразие благоухающих запахов в саду! То густо-смолистые, то сладковато-хмельные, то кисловато-терпкие и многие другие. Ни в одном другом месте не найти такого разнообразия запахов. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю их унести с собой. -Откройте глазки, мы с вами оказались в саду. Но сад волшебный, чтобы его увидеть , нам надо открыть учебники на стр.18-19. -Рассмотрите внимательно сад. - Какие растения вы видите? (яблоню, грушу, березу, рябину, крыжовник, малину, подорожник, землянику (клубнику), (учитель распределяет растении по группам) -Как вы думаете, почему я разделила названые вами растения на группы. Как мы можем назвать эти группы? (деревья, кустарники, травы) - Можем ли мы назвать сходства и различия деревьев, кустарников, трав. - Давайте сверим свои выводы со страничкой учебника. Переверните страницу (20). -Рассмотрите дерево, кустарник, травянистое растение. Назовите их сходства. ( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) -Назовите различия ? ( У дерева один толстый стебель, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков, покрытых корой. У травянистого растения множество сочных стеблей.) -Молодцы, верно назвали сходства и различия! Проверим как вы их запомнили и поиграем в игру «Найди лишнее» -Зачеркните в каждом ряду одно лишнее растение, объясните свой ответ: Тополь, смородина, осина Калина, малина, клевер Одуванчик, слива, мята -Объясните, почему вы исключили каждое из растений! -Еще рас назовите отличия деревьев, кустарников, трав. Молодцы! | | Индивидуальная, фронтальная |
4. Работа в парах | | -Сейчас мы поучимся на основе названых отличий распределять растения по группам. У вас на столах лежат конверты с изображениями растений, которые для вс подготовили Миша с Машей.. Работать вы будете в парах. -Скажите, как должны работать ребята в парах? -Послушайте правила дружной работы в парах. перед работой нужно договориться, кто что будет делать; не спорить зря, а доказывать, объяснять; каждый должен слушать своих товарищей. каждый должен принимать участие в работе. - Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какой ряд какое задание будет выполнять? -Верно! -Маша и Миша такие хитрые, они подготовили нам растения, растущие не только в саду. Поэтому мы сейчас будем работать с растениями, которые могут расти и в саду и в лесу! -Итак,1 ряд из предложенных растений должен выбрать только деревья. (И назвать признаки деревьев) 2 ряд – кустарники (назвать признаки). 3 ряд – травянистые растения. (назвать признаки). (Проверка работы) -Вы сейчас отлично поработали, давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста! | | Парная работа, взаимопроверка |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вышли мы из дома и идём по дорожке во дворе. (Топаем ногами) Сворачиваем на тропинку, заходим в сад, идём тихо, чтобы никого не потревожить. (Руки на пояс, идем на носках) Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит. (Трем ладонью о ладонь) А сейчас по деревянному мосточку переходим реку. (Хлопки ладонями по коленям) Речку перешли, остановимся и искупаемся, поплаваем. (Движение имитирующее плавание) Снова вышли на дорожку, деревья большие вокруг, высокие, от ветра качаются. (Руки над головой, качаемся) А впереди канавка – прыгаем, теперь кустик – прыгаем. Остановились, пришли. Присели. |
| | -Итак, давайте вспомним, какие же признаки растений помогли нам распределить их на группы? | | Индивидуальная, фронтальная |
5.Закрепление изученного материала (работа в тетр. для с/р). | | Работа в тетради, с.15. Обозначить условными знаками растения. - Предложите свои знаки! -Почему у нас одно растение осталось не отмеченное знаком? (это кустарник) -Верно! Я сейчас предлагаю вам взять зеленый карандаш и раскрасить кустарник. -Молодцы, справились! | | Самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка |
6. Итог урока. | | -Итак, наша экскурсия подходит к концу. - Чему мы научились на нашей экскурсии в сад семьи Ивановых? -По каким признакам мы можем разделить растения на деревья, кустарники и травы? (назвать признаки) -Молодцы! Наша экскурсия подошла к концу. А сейчас отметьте на «Барометре настроения» свое настроение после экскурсии. Раскрасьте смайлик, который отражает ваше настроение. -Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. | | Фронтальный опрос |