1 3 3 4 – Сформулируйте тему урока. (Правописание букв согласных в корне слова.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1. Наблюдение над произношением согласных звуков и написанием букв согласных в корнях с чередованием. • Упр. 46. – Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.) – В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.) – Какой звук обозначает каждая выделенная буква? – В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.) – Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.) – А в середине слова? (Тоже оглушается.) – Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с]) – На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой с в слове просьба? ([з]) – Как вы думаете, почему это происходит? Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки. – В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.) – Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.) – Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова? Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок. 2. Ответы на вопросы на с. 46 с выведением общего правила написания букв для обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце и середине слова. Чтобы проверить букву согласного в середине слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук. 3. Проверка выводов. • Упр. 47 – поиск новой орфограммы-буквы согласного в середине слова по признаку – соседству парных по глухости-звонкости звуков в слове. Запись слов с комментированием, обозначение орфограммы. 4. Работа над правилом. – Прочитайте правило (с. 47). – Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать? – Какие именно согласные звуки требуют проверки? – Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры. – Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника. – Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные. 5. Цифровой диктант. – Есть два способа подбора проверочных слов. Прочитайте первый, а затем второй способ. Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру «1» или «2». Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный. В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |