- формировать понятия «периметр многоугольника» (многоугольник – геометрическая фигура; периметр многоугольника – сумма длины всех сторон);
- воспитывать культуру учебного труда, способствовать сохранению здоровья детей.
№ | Этапы учебного занятия | Временные рамки | Деятельность учителя в ходе учебного занятия | Деятельность ученика | Цель на этапе учебного занятия. Перечень УУД, формируемых на данном этапе. | Применяе-мые методы | Формы взаимодей-ствия |
I | Самоопределение к деятельности. | 1-2 мин. | У. –! Начинаем урок математики. -Сегодня к нам на урок пришли гости. -Улыбнитесь гостям. -Прочтите высказывание М.В.Ломоносова «Математику уж за то любить надо, что она ум в порядок приводит». -Как высказывание связано с уроком? Что вы должны делать на уроке как ученики? -Пожелайте успеха друг другу. | Д. Проверяют наличие учебных принадлежностей, приветствуют гостей. - Отвечают на заданный вопрос. Д.– Мы должны сами постараться открыть новое знание. | Цель: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | | Фронтальная |
II | Актуализация знаний и мотивация. | 4-5 мин. | У. – Прежде чем работать над новой темой мы с вами вспомним ранее изученное. Числа на доске. Назовите цифры с помощью которых записаны эти числа. Однозначные, двузначные, круглые. Записать их в порядке убывания. Мы уже изучили с вами геометрические фигуры. Проверим, хорошо ли вы их помните. У.- Рассмотрите чертёж. - Как называются данные геометрические фигуры? Как вычислить длину ломаной линии? - Давайте вспомним алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки. -Можно ли найти длину ломаной, не вычерчивая её? | Выслушиваем ответы детей. Д.- называют фигуры: ломаная линия, многоугольник, прямоугольник. Д.- Измерить длину каждого звена и сложить полученные результаты. Д.-Прикладываем линейку к отрезку, совмещаем конец отрезка с отметкой « 0», при этом другой конец отрезка совпадает с отметкой «3». Д. – Да. Надо сложить известные длины сторон. | Цель: закрепить умение вычислять длину ломаной путем сложения длин её звеньев; совершенствовать вычислительные навыки. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сравнение и сопоставление длин ломаных линий; развитие навыков самоконтроля.) | Поисковый | Индивидуаль-ная |
III | Постановка учебной проблемы. | 4-5 мин. | У. - Где нам пригодятся эти знания? - Какова же тема нашего урока? - Какие цели мы поставим на этот урок? У.-Чем же мы будем заниматься на уроке? - А может, кто уже знает, что такое периметр многоугольника? - А как её найти? | Д.-При изучении нового материала. Открывают учебник, читают формулировку новой темы, отмечают закладкой новую страницу (с.120). Ожидаемый ответ. Д.- Цель нашего урока узнать что такое «периметр многоугольника». Д. - Будем находить периметр многоугольника. Д. –Сумма длины всех сторон. Д.- Измерить длину каждой стороны и сложить. | Цель: формирование умения работать с источником информации; Самостоятельная работа с книгой. Регулятивные УУД. -Целеполагание, планирование (следование точной инструк-ции учителя, поиск и выделение необходимой информации. | Частично-поисковый | Фронтальная |
IV | «Открытие» детьми нового знания. | 7-10 мин. | У. Запишите число. - Прочтите по учебнику диалог Миши и Маши. - Следуйте тем указаниям, которые предлагает Маша. Вслед за Машей выполни и ты указания Маши – найди периметр многоугольника. У.-Предлагает учащимся оформить результаты работы в тетрадях, иллюстрирует образец записи на классной доске. Р=5+11+6+5=27(см) Р= 2дм 7см Ответ: 2дм 7см. У.- Поясняет что буква Р (пэ) – латинская. Такой буквой обозначают в математике периметры многоугольников. | Поиск решения учебной проблемы. Д.-Самостоятельно читают текст. Задание №1 (У.1, стр.120). (Работают в черновиках) Каждый ученик, используя линейку, измеряет длину каждой стороны многоугольника, записывает в черновик свои измерения и вычисляет периметр многоугольника. После окончания работы несколько учащихся докладывают о результатах. | Цель: развивать способность успешно осваи-вать новые зна-ния, поиск ответа на требование задания. Познавательные УУД. -Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели (самостоятельное создание алгорит-мов деятельности при решении практических задач, проблем поискового характера). | Поисковый | Индивидуальная |
V | Физминутка. | 1-2 мин | Музыкальная пауза | | | | |
VI | Первичное закрепление. | 4-5 мин. | У.- Предлагает поработать в паре с соседом по парте. - Расскажите друг другу алгоритм выполнения задания. -Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос? У. Дает время на самостоятельное завершение задания. Проверка - Сравниваем результаты с вариантами, записанными на классной доске. | Задание № 2 (У.1,с.121). Хватит ли шнура с бахромой, чтобы обшить по краю салфетку? Д.-Самостоятельно читают первый абзац формулировки задания. Д .-Измеряют длину шнура с бахромой, вычисляют периметр салфетки и сравнивают длину шнура с периметром салфетки. (Записывают вычисления на черновике). Д. – Сверяют свои записи с проверкой и записы-вают в тетради: Р (салф.)= 6см +5см+6см+5см= 22см Длина шнура = 5см+11см+5см = 21см Ответ: 22см 21см | Цель: показать практическое применение понятия периметр многоугольника; развитие логического мышления. Регулятивные УУД. Планирование (составление плана и последователь-ности действий); контроль (сличение способа действия с заданным эталоном); коррекция (внесение дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона). Коммуникатив-ные УУД. - Планирование учебного сотрудничества. | Поисковый | Парная |
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 4-5 мин. | У.-Прочтите задание №3 (с.113) У.-Вспомните, что вы знаете о прямо-угольнике? У. – Расскажите, как вы выполните пост-роение прямоуголь-ника. У. Дает время на самостоятельное завершение задания Пропедевтика: формулы периметров многоугольников (прямоугольников). | Д. – Читают задание №3(у.1, с.121) -Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 4см. Вычисли периметр этого прямоугольника. Д.-У прямоугольника противоположные стороны равны. Д. –выполняют построение. Вычисляют периметр прямоуголь-ника. Проверяют по эталону. Р = 5 см+ 4см +5см+4см= =18см. | Цель: закрепить умение вычислять периметр многоугольника; совершенствовать вычислительные навыки. Логические УУД. Самоопределе-ние: составление плана и последователь-ности действий; контроль (сличение способа действия с заданным эталоном). | Частично-поисковый | Индивидуаль-ная |
VIII | Включение в систему знаний и повторение. | 7-9 мин. | Закрепляем матери-ал, используя задания №4. Самостоятельная работа учащихся. У.-Выслушивает все предложения. -Предлагает записать учащимся в тетради любой вариант. - На интерактивной доске показывает несколько примеров ответа на такое задание. У. карточки для самостоятельной работы. -Выполните задание Вычислите периметр 1 и 2 многоугольника. У.- Как будете выполнять. Проверка по слайду. | Задание №4 (У.1,с.121). - Существует ли прямоугольник с периметром 20см? Если считаешь, что существует, то запиши длины сторон этого прямоугольника. Начерти его. Д.- Работают в чернови-ках, составляют разные варианты вычисления периметра прямоу-гольника. Д.- Пишут: Р = 4см +6см+4см+6см = =20см. Р = 2см+8см+2см+8см = = 20см. Р = 5см+5см+5см+5см = = 20см. и др. Д. – Пользуясь линейкой, измеряют каждую сторону многоугольника. Вычисляют периметр 1-го, потом периметр 2-го. Р1 = 2см+2см+2см+2см= = 8см. Р2 = 2см+2см+1см+1см+ +1см+1см = 8см. Ответ: 8см. | Цель: развивать логическое мышление. Познавательные УУД. (формулировка правила на основе выделения существенных признаков). Регулятивные УУД. (Проверить вычислением все ли задания выпол-нены точно). | Поисковая | Индивидуальная |
IX | Рефлексия деятельности. | 2-3 мин. | У.- Какова была тема урока? -Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока? - Для чего мы учились вычислять периметр? - Домашнее задание. У. –т.1, №5 - Прочтите задание. - Какие вопросы у вас возникли? | Д.- Высказывают своё мнение. Д. –разбирают домашнее задание. | Цель: формирова-ние личностных УУД: самоопределение, самооценка, проявление внутренней позиции учащихся. | | Фронтальная |