по уроку литературного чтения на тему «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»
- Формировать умение понимать главную мысль сказки.
- Формировать умение характеризовать героев сказки.
- Обеспечить контроль знаний по содержанию прочитанной сказки.
- В процессе анализа произведения формировать умение логически рассуждать, делать выводы, четко и исчерпывающе излагать свои мысли.
- Развивать умение давать оценку событиям.
- Через содержание урока способствовать формированию личного отношения к персонажам.
- Способствовать воспитанию патриотизма на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
- Анализируют произведение с целью характеристики персонажей, - анализируют произведение для определения идеи произведения
- Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, - анализировать произведение для определения идеи произведения
) Организационный этап. ( 1 мин)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.( 1 мин)
3) Актуализация знаний. ( 10 мин)
Оборудование: учебник, интерактивная доска, ручка, таблица, презентация.
Этап урока | Цель этапа | Содержание работы | Формы, методы, приемы и средства | Формируемые УУД |
| | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | |
Орг. Момент (1 мин) | Проверить готовность к уроку и настроиться на работу | Здравствуйте, ребята, проверьте, все ли готово у вас к уроку. На столе должны быть: учебник, пенал, тетрадь и таблица. Все готово? Садитесь. | Проверяют свою готовность к уроку | Форма: фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся (1 мин) | Настроить детей на работу. Сформулировать цель урока | - Сегодня у нас урок необычный, а сказочный. Мы отправимся с вами в путешествие по сказочным местам, встретим знакомых нам героев из лукоморья. С каждым местом будем расшифровывать различные задания, открывать сундуки и преодолевать преграды, чтобы узнать какова же главная мысль сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». | Включаются в работу, мотивируются на выполнение различных видов заданий. | Форма: фронтальная | Регулятивные: -самостоятельно ставить цель урока Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Актуализация знаний (10 мин) | Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. | Путешествие покажет, насколько вы были внимательны при чтении сказки. И первый герой, который нас сегодня встречает: Кот Ученый. -Он предлагает нам три свитка, в которых представлены задания. -Начнем с первого свитка.
А задание в нем выполнит Мария Зинченко.
Задание 1. С помощью текста подтверди, что Иван: не падает духом, не умирает раньше времени. Остальные тоже ищут ответ на этот вопрос в учебнике, в случае затруднения помогают Маше.
-Верно, молодец ( выставляется отметка)
- Второй свиток нам откроет Додух Кирилл. Задание 2. С помощью текста подтверди, что Иван: предусмотрительный. Хорошо, спасибо.
Задание 3. Задания третьего свитка, откроет нам Мадина. С помощью текста подтверди, что Иван: Храбрый. Замечательно, молодец.
| Слушают учителя Ответ 1. Стр. 11 «Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колена в сырую землю вгоняет. А сам посмеивается: « Не хочешь ли малость отдохнуть Иван – крестьянский сын? Ответ 2 -стр.13 «Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел через калиновый мост на тот берег и прокрался незаметно к чудо-юдовы каменным палатам. Полощел к окошку и стал слушать, - не замышляют ли здесь не доброе?» Ответ 3. - стр. 4 «Нет,- говорит Иван, - не хочу дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудо –юдом биться» | Форма: индивидуальная, фронтальная. Метод: беседа Средства: учебник, наглядность. | Коммуникативные: речевая деятельность Познавательные: Извлечение информации, ее переробатывание |
Обобщение и систематизация знаний | Анализ сказки | Что же мы раскрыли все свитки Кота Ученого и отправляемся дальше. А здесь нас поджидает Русалка, которая сидит на ветвях. Она слышала много сказок от кота Ученого и хорошо в них разбирается. Поэтому хочет проверить, разбираемся ли мы в них, также хорошо, как и она. Первый вопрос: « -Как в этой сказке используется такой худ. Прием, как нарастание трудностей, стоящих перед героем? -Прочитайте зачин и концовку сказки. Традиционны ли они, типичны ли для русских народных сказок? -Какие сказочные выражения встретились в этом произведении? Что же, мы ответили на все вопросы | Слушают учителя - учащиеся говорят о том, что у чуда-юда было трое сыновей и бой с ними шёл по нарастающей: с трёхголовым, шестиголовым и двенадцатиголовым чудовищами. -«В некотором царстве, в некотором государстве .. -« И стали они жить да поживать..» -Да, зачин и концовка сказки традиционны и типичны для русских народ. сказок. - чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая | Форма: фронтальная Метод: беседа Средства: наглядность | Личностное: Формирование российской гражданственности; понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; Предметные:; умение охарактеризовать героев сказки; |
Физминутка | Отдохнуть | Ребята, вот беда! За нами следил леший, , а теперь он хочет помешать нам продолжить путь. Но мы сейчас его отпугнем. Встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки Поклонились влево, вправо. Получается на славу! | Повторяют движения за учителем. | Форма: фронтальная Средства: музыка | |
Применение знаний и умений | Выработать умение самостоятельно применять знания | Что же, продолжаем наш сказочный путь. Но вот беда, нам преградила путь избушка на курьих ножках. И, чтобы ее обойти нам нужно заполнить таблицу. («каким предстает в бою чудо-юдо? Какие пословицы это подтверждают? Каким предстает Иван? Какие пословицы это подтверждают» Мы заполнили таблицу и теперь мы можем идти дальше. | Работают учебником, отвечают на вопросы и заполняют таблицу | Форма: фронтальная Метод: беседа, практический Средства: наглядность, таблица | Познавательные УУД: - поиск и выделение информации -доказательство - анализ с целью выделения признаков |
Контроль усвоения | Проверить, как дети усвоили знания | Мы заполнили таблицу и теперь мы можем идти дальше. И перед нами открывается необычный лес с невиданными зверями. Сейчас я попрошу самого смелого ученика подойти поближе к сказочному лесу и помочь мне поймать одну зверушку. «Молодец, поймал, но в лесу я главная. Поэтому отпущу я вас, если вы мне раскроете секрет о том, как Иван смог одержать победу над Чудом-Юдом?» Так как Иван смог победить Чудо-Юдо? Да! Совершенно верно. Но и у меня появился к вам вопрос, ребята: почему Иван не успокоился, победив Чудо-юдо? Какие качества он проявил при этом? | Выходит к доске. Ловит. - Ему помогло желание освободить родную землю от напасти. "Пришёл я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!" - говорит Иван Чуду-юду. Верно, помнил он русскую пословицу: "С родной земли - умри, не сходи!" -Иван предполагал, что со стороны Чудо-юдова царства могут быть ещё какие-то каверзы: ведь убил он только главных воинов, а царство-то осталось... А герою нужна была полная победа. Вот почему он отправился "за Калиновый мост и прокрался незаметно к Чудо-юдовым каменным палатам. Подошёл к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь ещё чего? И оказалось, что не напрасны были его опасения: Чудо-юдовы жёны и мать замыслили погубить братьев. Опять Иван оказался предусмотрительнее и умнее старших братьев и спас их от смерти. | Форма: фронтальная Метод: беседа, Средства: наглядность | Позновательные УУД: - построение логической цепи рассуждений |
Подведение итогов | Раскрыть главную мысль сказки | Можно ли назвать его защитником земли Русской? -Подтвердите это словами из текста. А, как вы себе представляете защитника земли Русской? Сейчас вы закроете ненадолго глаза, я включу вам музыку, а вы представите себе такого защитника, а затем поделитесь с нами. Так, какие главные мысли выражены в этой сказке? - Выполнили ли мы цель, которую ставили на урок? Значит на этом наше путешествие закончено. | - Да - Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить. - Он готов вступиться в бой с любым кто нападет на его Землю. Он храбрый.. и т.п. - Дети отмечают такие мысли, как защита Родины от врагов, торжество справедливости и др. -Да | | |
Домашние задание | Проинформировать детей о домашнем задании | Рабочая тетрадь, страница 7, № 10, приготовьте чтение по ролям, определите, каким голосом нужно читать слова персонажей. | | Форма: фронтальная | |