№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Мотивация и самоопределе-ние к учебной деятельности | Презентация (слайд 2)(СЛОВА УЧЕНОГО) «Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять...» (французский учёный-биолог и писатель Жан Анри Фабр) Верно, путешествуя с героями учебника в историю русской детской литературы, мы открываем её новую страницу – мир природы. Чем же мы занимаемся, читая произведения данного раздела? На какие важные вопросы отвечаем, над чем задумываемся? Судя по ответам, вы уже многое смогли понять и осмыслить. Главное – что нужно учиться видеть и чувствовать красоту природы и от этого становиться другим – добрее, душевнее. | Мы исследуем…. Пополняем свой лексический запас… Учимся у художников слова замечать в обычном что-то необычное, открывать тайны природы… Учимся точно употреблять слова в речи, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, развиваем творческое воображение К природе надо относиться так же бережно, как и к художественному слову |
2 | Актуализация знаний | Выразительное чтение стихов русских поэтов 19 века.(СЛАЙД 3 «ВЕСНА») (ДОСКА СЛАЙД ) Алексея Константиновича Толстого « Теплый пар восходит от земли» Алексея Плещеева « Уж тает снег, бегут ручьи…» Аполлона Майкова «Вон уж пчел рои шумят» Федора Тютчева «Вихрем пыль летит с полей» Какой вывод мы сделали? Каждый поэт по-своему рисует картины родной природы, красавицу Весну, по-своему выражает свои чувства любви. В каждом стихотворении поэты мастерски выражают отношения ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. Ассоциации слова ВЕСНА (СЛАЙД 4) Хотите познакомиться с ещё одним произведением? Значит, мы начинаем. | Творческие импровизации учащихся Читают наизусть по строфе из каждого стихотворения, называют автора |
3 | Работа с текстом до чтения | Стр. 175 второй абзац – авторский текст. Сегодня мы оказываемся уже во второй половине XIX века. На страницы каких писателей приходит мир природы? С творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня? Что узнали о Н.Некрасове из этого отрывка? Кто из вас знаком с этим писателем? Знаете ли вы стихотворение «Дед Мазай»? Какое впечатление осталось от встречи с текстом? Ещё до чтения скажите, о каком герое рассказал Некрасов. Сколько частей в тексте? Просмотровым чтением ознакомьтесь с текстом. Что заметили? «Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... писала о Некрасове его сестра. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. На этом уроке мы поработаем лишь с первой частью стихотворения. Познакомимся с картинами русской природы в данном произведении. (СЛАЙД 5) Какую цель поставите себе на урок? Узнать, какие средства использует автор для создания картин русской природы. В чём секрет яркости и образности картин природы в стихотворении Некрасова Ключевые слова темы (СЛАЙД 6) ТЕМА урока (СЛАЙД 7) | Читают самостоятельно. Выборочное чтение Формулируют тему и цель урока |
4 | Работа с текстом во время чтения | 1. Первичное восприятие стихотворения. Чтение по цепочке. С какой картины начинается стихотворение? Прочитайте описание летнего дождя.(СЛАЙД 8) Как-то (!) особенно тихо(!) вдруг(!) стало, На небе солнце сквозь тучу играло. (Ещё солнце есть в небе, но уже что-то начинает происходить) Тучка была небольшая на нём, А разразилась жестоким дождём! (Уменьшительно-ласкательный суффикс, а дождь разразился – Проявиться сразу с большой силой, внезапно начаться, произойти. Подберите синоним (ударить, возникнуть, вспыхнуть, грянуть – Восклицательное предложение!!!) Какой дождь можно назвать жестоким? С чем сравнивает автор струи дождевые? (как прутья стальные) Как подчёркивается сила дождя? (автор употребляет слово –вонзались) Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории. Какую вторую картину рисует автор? (Деревенька) (СЛАЙД 9) Нравится ли ему это место? -А старый Мазай как относится к своему краю? (Любит до страсти) Поработайте в парах. Найдите подтверждение этой мысли и определите, какими средствами автору удаётся убедить нас в этой «Любви до страсти» Как назовёте вы третью картину? (Каким видит лес Мазай днём и ночью?) О чём пишет Некрасов после описания леса? (Деревенские байки) Кроме указанных картин природы мы попутно узнаём что-то о Мазае: что любит, с кем живёт, чем занимается. Начинаем собирать материал для характеристики главного героя стихотворения. | Прослушивание аудиозаписи |
5 | Работа с текстом после чтения | А теперь мы разделимся на несколько творческих групп: 1 группа «БИОГРАФЫ» вспоминают биографию Некрасова (СЛАЙД 11) 2 группа «ИСТОРИКИ» исследуют значение слов и выражений (СЛАЙД 12) 3 группа «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» исследует описание летней ночи.(СЛАЙД13) 4 группа «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДЕЯТЕЛИ» составляют цитатную характееристику дедушки МАЗАЯ (СЛАЙД 14) 5 группа « ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ» оценивают работу каждой группы и готовятся выразительно читать охотничьи байки. (СЛАЙД 15) ОБЩЕЕ ДЕЛО: работа самых творческих и смелых людей. Написать этюд (небольшую зарисовку) «Летний дождь». Это было домашнее задание. Вот что получилось. (СЛАЙД 16) Что изменилось бы, не будь в 1 части стихотворения картин природы? Что оно потеряло бы? Это стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе. | Представление выполненных в группе работ Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!
|
6 | Рассказ о писателе. Выход на концепт | Что можете сказать о Некрасове? Какие впечатления от знакомства? Он – дворянин, человек богатый. Знатный.Но ещё при жизни его называли «крестьянским поэтом». Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой? В чём секрет выразительности прочитанного сегодня произведения? Какие мысли? Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. Ярчайшие впечатления детства на протяжении всей творческой жизни питали его, вдохновляли на создание лирических произведений | Презентация (слайд 13) |
8 | Рефлексия урока | Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту, выразительность, душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай. Что было важным для каждого из вас? (СЛАЙД 17) Почему Некрасова можно поправу назвать поэтом-гражданином? Достигли ли мы цели на уроке? «ПРИРОДА БУДИТ В НАС ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ» ИВАН ТУРГЕНЕВ (СЛАЙД 19) Дома вы будете читать 2 часть стихотворения и подготовите рассказ о Мазае, опираясь на выбранные из теста цитаты. И ещё: в начале урока мы обратили внимание на то, что стихи 2 части не разбиты на отдельные строфы. Поразмышляйте, почему так решил автор? Спасибо за работу на уроке! | Поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. |