I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать. (русская пословица) Какое произведение читали дома? | Читают, объясняют значение. Называют автора и заголовок произведения, который читали дома. ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА | Личностные УУД: развиваем мотивацию к учебной деятельности; формируем личностный смысл учения, установку на наличие мотивации к труду. |
Вызов. | Мозговой штурм «о чем или о ком это произведение» Фиксирует ответы Одинаковы ли ваши ответы? Какова же цель нашего урока? Какую работу мы можем выполнить, чтобы понять автора Сегодня на уроке мы будем работать с образами главных героев, рассмотрим отношение автора к своим героям и наше отношение | Отвечают на вопросы Сравнивают ответы. Формулируют задачи урока урока. Жанр Главные герои Сюжет идея | Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Ориентируются в своей системе знаний, отвечают на вопросы. Озвучивают тему урока. |
III. Совместное открытие знаний. | Назовите героев произведения Прием логическая цепочка. В таком ли порядке появляются герои в произведении? Организовывает работу в группах. Прочитайте отрывок Выберите из предложенного списка качества, характерные для Вашего героя, схему запишите. Составьте характеристику. 1 группа (ветеринар) 1) Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром до слов -деду будет закуска 2) характеристика ветеринара 2 группа (бабка Анисья) 1) Прочитайте отрывок рассказа со слов Ваня ничего не ответил до слов в город к Карлу Петровичу 2) характеристика бабки Анисьи 3 группа (аптекарь) 1) Прочитайте отрывок рассказа слов –Долго спрашивали прохожих до слов -Три! 2)характеристика бабки 4группа (Карл Петрович) 1) Прочитайте отрывок рассказа со слов –Через минуту Карл Петрович до слов -рассказ деда.. 2)характеристика Карла Петровича 5 группа (Ваня) 1) Прочитайте отрывок рассказа со слов –Ваня вытер слёзы до слов -напиться из озера 2)характеристика Вани 6 группа (дед Ларион) 1) перескажите, какой рассказ, проведал доктору дед Ларион 2)характеристика деда 3)синквейн дед Проверка по эталону Слайд 16-18 | Называют героев. Устанавливают порядок появления героев в произведении Дайте, пожалйста, Дифференцированная работа: Работа в группах по хрестоматии Индивидуальная по карточкам: составляют характеристику герою, выбирая правильный вариант черты характера. Парная по карточкам - текстам Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый; Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая; Аптекарь - нервный, сердитый, раздражённый, но добрый; Ваня - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный; Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый; Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.) Составляют рассказ –характеристику героев | Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из с иллюстраций, текста, вносить данные в таблицу; ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от изученного с помощью учителя Уметь оформлять свои мысли в устной форм |
4. Обобщение и систематизация знаний 7 мин | Кто всё же главный персонаж рассказа? Заяц. Только ли? О чём хотел сказать нам автор произведения? О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Какое отношение к зайцу у героев? Схема Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! - Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.) - Какова его главная мысль? Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. | Уметь ориентироваться в Тексте Выразительное чтение отрывка | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, формировать умение представлять информацию в виде схемы |
5. Рефлексия деятельности 5 мин | Ребята, перед вами лежат листочки с пословицами. Работа в группах. Выберите пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему они относятся к теме рассказа. Час в добре пробудешь - все горе забудешь. Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма
Всякий хлопочет - себе добра хочет. Доброе слово доходит до сердца. Не гони коня кнутом, а гони овсом. Все любят добро, да не всех любит оно. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. От добра добра не ищут. Верная указка - не кулак, а ласка. Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек. Не считай щедрым дарящего чужое. Лучше не дари, да после не кори. Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб. Жизнь дана на добрые дела. | | формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |