1)организовать работу с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.
2) воспитывать у детей чувство сострадания, доброты, милосердия
3) развивать речь детей, наблюдательность
Планируемые результаты:
Предметные: знать литературоведческие понятия,формировать умение работать с дополнительной литературой.
Метапредметные: Осознанно строить высказывание;готовность слушать собеседника и вести диалог;освоение начальных формпознавательной и личностной рефлексии.
Личностные: Формирование духовно–нравственных чувств;принятие и освоение социальной роли обучающегося,развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения; формирование установки на наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к окружающей природе, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к ним,оценка и характеристикагероев произведения и их поступков.
8. Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: Способность принимать,сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;целеустремленность и настойчивостьдостижения цели; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; выделение осознания того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; самооценка результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: Умение аргументировать свое предположение,убеждать и уступать,способность сохранять доброжелательноеотношение друг к другу; умение договариваться, находить общее решение; умение слушать и понимать речь других; умение сотрудничать; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; развитие познавательной инициативы (умения задавать вопросы и участвовать в учебном сотрудничестве); умение выделять новую информацию из текста и сообщений; умение логически рассуждать; умение выбирать, сопоставлять и обосновывать свой выбор; умение сравнивать цель и результат.
Оборудование:
Проектор, ИД, компьютер; слайдовая презентация к уроку; учебник – хрестоматия Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» для 3 класса, сборники Паустовского, текст произведения, тексты для работы в группах, раздаточный материал, бланки таблиц, памятки.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, дискуссия.
Методы обучения:
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный.
Средства обучения:
хрестоматия
мультимедиа проектор
наглядные пособия
карточки
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Парная.
Групповая
Характеристика этапов урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать. (русская пословица)
Какое произведение читали дома?
Читают, объясняют значение.
Называют автора и заголовок произведения, который читали дома.
ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА
Личностные УУД:
развиваем мотивацию к
учебной деятельности;
формируем личностный
смысл учения, установку на
наличие мотивации к труду.
Вызов.
Мозговой штурм
«о чем или о ком это произведение»
Фиксирует ответы
Одинаковы ли ваши ответы? Какова же цель нашего урока?
Какую работу мы можем выполнить, чтобы понять автора
Сегодня на уроке мы будем работать с образами главных героев, рассмотрим отношение автора к своим героям и наше отношение
Отвечают на вопросы
Сравнивают ответы.
Формулируют задачи урока урока.
Жанр
Главные герои
Сюжет
идея
Регулятивные УУД:
определять цель
деятельности на уроке;
определять успешность
выполнения своего задания
в диалоге с учителем;
Ориентируются в своей системе знаний, отвечают на вопросы. Озвучивают тему урока.
III. Совместное открытие знаний.
Назовите героев произведения
Прием логическая цепочка.
В таком ли порядке появляются герои в произведении?
Организовывает работу в группах.
Прочитайте отрывок
Выберите из предложенного списка качества, характерные для Вашего героя, схему запишите. Составьте характеристику.
1 группа (ветеринар)
1) Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром до слов -деду будет закуска
2) характеристика ветеринара
2 группа (бабка Анисья)
1) Прочитайте отрывок рассказа со слов Ваня ничего не ответил до слов в город к Карлу Петровичу
2) характеристика бабки Анисьи
3 группа (аптекарь)
1) Прочитайте отрывок рассказа слов –Долго спрашивали прохожих до слов -Три!
2)характеристика бабки
4группа (Карл Петрович)
1) Прочитайте отрывок рассказа со слов –Через минуту Карл Петрович до слов -рассказ деда..
2)характеристика Карла Петровича
5 группа (Ваня)
1) Прочитайте отрывок рассказа со слов –Ваня вытер слёзы до слов -напиться из озера
2)характеристика Вани
6 группа (дед Ларион)
1) перескажите, какой рассказ, проведал доктору дед Ларион 2)характеристика деда
3)синквейн дед
Проверка по эталону
Слайд 16-18
Называют героев.
Устанавливают порядок появления героев в произведении
Дайте, пожалйста,
Дифференцированная работа:
Работа в группах по хрестоматии
Индивидуальная по карточкам: составляют характеристику герою, выбирая правильный вариант черты характера.
Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;
Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.)
Составляют рассказ –характеристику героев
Познавательные УУД:
выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;
устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам;
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из с иллюстраций, текста, вносить данные в таблицу;
ориентироваться в своей системе знаний,
отличать новое от изученного с помощью учителя
Уметь оформлять свои мысли в устной форм
После того как схема образов произведения будет составлена, начинаем вспоминать поступки героев, выяснять их причины и обобщать всё, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каждого, особенно главных героев рассказа.
Устанавливают связи между героями , выясняют причину поступков
4. Обобщение и
систематизация
знаний
7 мин
Кто всё же главный персонаж рассказа? Заяц.
Только ли? О чём хотел сказать нам автор произведения?
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека
откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а
каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.
Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Какое отношение к зайцу у героев?
Схема
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем
плохих. Благодаря им зайца спасают!
- Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы
вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)
- Какова его главная мысль?
Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди
должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда
приходят на помощь человеку.
Уметь ориентироваться в
Тексте
Выразительное чтение
отрывка
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать других,
формировать умение
представлять информацию в виде схемы
5. Рефлексия
деятельности 5 мин
Ребята, перед вами лежат листочки с пословицами. Работа в группах. Выберите пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему они относятся к теме рассказа.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма
Всякий хлопочет - себе добра хочет.
Доброе слово доходит до сердца.
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
От добра добра не ищут.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек.
Не считай щедрым дарящего чужое.
Лучше не дари, да после не кори.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Жизнь дана на добрые дела.
формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Примерная схема образов произведения:
Забота, помощь, Забота, помощь,
Отзывчивость отзывчивость
Дед Ларион
Ваня Малявин Малявин
Дед Ларион
Заяц
Кричит, но Доброта,
помогает найти доктора душевность
Бабка Анисья
Аптекарь
Понимание, помощь,
сострадание, милосердие Равнодушен к людям и животным
Ветеринар
Доктор Карл Петрович
отзывчивый;
робкий;
добрый;
заботится о зайце.
Ваня Малявин:
упорный;
заботливый;
старательный;
шустрый;
очень добрый;
отзывчивый.
Бабка Анисья:
любопытная;
жалостливая;
душевная;
Добрая.
Ветеринар:
злой;
невоспитанный;
равнодушный;
жестокий;
грубый
Аптекарь:
нервный;
сердитый;
раздражённый, но добрый;
помогает найти доктора.
Доктор Карл Петрович:
интеллигентный;
образованный;
строгий;
добрый;
помогает вылечить зайца;
проявляет сострадание и милосердие.
- Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя. (слайд)