kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Семь Симеонов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Планета знаний»

Предмет: Литературное чтение Э.Э.Кац

Тема: Русская народная сказка «Семь Симеонов»

Типурока: урок комплексного применения знаний и умений

Цели: отличать такой литературный жанр, как сказка на примере русской народной сказки «Семь Симеонов», работать с текстом произведения, понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения, выражать свою точку зрения о героях и их поступках, учить детей анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Семь Симеонов"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Доброходова Ольга Николаевна

Класс: 3 а

УМК: «Планета знаний»

Предмет: Литературное чтение Э.Э.Кац

Тема: Русская народная сказка «Семь Симеонов»

Типурока: урок комплексного применения знаний и умений

Цели: отличать такой литературный жанр, как сказка на примере русской народной сказки «Семь Симеонов», работать с текстом произведения, понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения, выражать свою точку зрения о героях и их поступках, учить детей анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные знания: Владеет содержанием произведения «Семь Симеонов». Знает отличия сказки.

Предметные действия: осознанно читает сказку; понимает главную мысль произведения; строит высказывания на основе прочитанного текста; умеет анализировать прочитанное; моделирует образ героя умельца по имеющимся условным обозначениям (владение приемом схематизации).

Принимает учебную задачу, отбирает способы ее решения, произвольно строит устное высказывание с учетом учебной задачи.

Различает существенную и дополнительную информацию, выделяет главное; применяет схемы как способ представления, осмысления и обобщения информации.

Выражает свои мысли в устной речи, участвует в учебном диалоге; устно и письменно выражает впечатление от прочитанного.

Проявляет основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению.

Ход урока


Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация к учебной деятельности

Настроить на рабочий темп, смотивировать к решению учебной задачи.

Фронтальная

Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия.

(Работа с устойчивыми выражениями)

Готовятся к работе.

Положительная мотивация, активный деловой ритм.

Наблюдение.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности.

Фронтальная и работа в группах

Предлагает детям вспомнить, какое произведение читали дети, проверить результат теста и сопоставить информацию о сказках.


  1. Что такое сказка

  2. Виды сказок

  3. Признаки сказки

  4. Значение числа в сказках

  5. Зачины и концовки сказок

Сопоставляют знакомые данные, выделяют признаки сказки, определяют и фиксируют затруднение в деятельности (незнакомое произведение) определяют тему урока.

Постановка темы урока.

Ответы детей.

3

Постановка учебной задачи, целеполагание.

Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися.

Фронтальная

Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей, дополняя и конкретизируя их.

Формулируют цели урока.

Определение цели урока.

Ответы детей.

4

Беседа по содержанию сказки. Подготовка к выполнению коллективного кластера

Создать условия для осознания и осмысления материала.

Групповая.

Предлагает различные виды деятельности: «Актёры» (инсценирование эпизода), «Художники» (методом словесного описания подобрать слова, чтобы описание картины вызывало восхищение), «Учёные» (найти в тексте доказательства того, что братья превосходно владеют своим ремеслом), «Филологи» (находят устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику)

Читают по ролям, находят отрывок в тексте, подбирают слова и устойчивые выражения.

Правильность и осознанность понимания содержания сказки большинством учащихся на репродуктивном и конструктивном уровнях. Понимание отличий сказок.

Ответы детей поправильности и осознанности понимания содержания рассказа и основных признаков сказки.

5

Игра «Волшебный сундучок

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Групповая

Предлагает наполнить «Сундучок мудрых мыслей»

Собирают пословицу о мастерстве

Правильность и осознанность понимания смысла сказки большинством учащихся на продуктивном уровне.

Опрос. Ответы детей.

6

Итог урока. Рефлексия.

Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

Фронтальная

Направляет учащихся на сопоставление задач урока с уровнем их достижения. Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика.

Определяют уровень выполнения задач, поставленных на урок. Осуществляют рефлексию собственной работы на уроке.

Подведение итогов урока. Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки.

Рефлексивная карта.













              1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответишь ты.

Нас две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

Именно теплотой и добротой пронизаны произведения из раздела, который мы начинаем изучать. Работать вы будете в группах. Пожмите друг другу руки.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы познакомились дома? (русская народная сказка «Семь Симеонов»)

- У вас не возник вопрос, почему автор выбрал число 7? Какие будут предположения?

(Дети предположили, что число 7 в старину считалось магическим, потому что с ним что-то связано).

- Действительно, число 7 в старину рассматривалось, как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления через 7 отверстий в голове (глаза, уши, ноздри и рот). Это число встречается и в других сказках.

-Кроме сказок это число повторяется и в устойчивых выражениях.

На партах лежит конверт, достаньте листочки жёлтого цвета и обсудите в группе, о ком или о чём так говорят.

Догадайтесь, о ком так говорят:

  • Он семи пядей во лбу;

  • У него семь пятниц на неделе;

  • Работал до седьмого пота.

  • Семь шкур спускать с кого-нибудь;

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь

(Дети коллективно приходят к выбору правильного ответа)

Отвечают ребята, по группам.

  • Об умном человеке;

  • О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения;

  • О человеке, который хорошо трудится.

  • Ругать, наказывать не жалея

  • Перед тем, как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри.

- Как вы думаете, какое выражение подойдёт к сказке «Семь Симеонов»?

-Ребята, поскольку мы начинаем новый раздел, то к сегодняшнему уроку вам было дано задание, прочитав сказку, пройти тест. Проверим ваши ответы (проверка с помощью компьютера и приёма игры «Согласен – Не согласен»).

-Также вам было задание по группам найти информацию о сказках.

1 группа искала информацию, что такое сказка. Кто готов ответить? Задание группе: докажите что произведение «Семь Симеонов» это сказка.

(Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Из словаря Ожегова) События и герои вымышлены, есть волшебство, герои наделены необыкновенными способностями)

2. группа искала информацию, какие бывают виды сказок. Слушаем вас. Задание группе: К какому виду можно отнести сказку «Семь Симеонов»? Докажите.

(Виды сказок: волшебные, социально-бытовые, о животных. Волшебство: волшебный рожок, Елена Прекрасная превращается в голубую звезду и обратно в человека)

3. группа - расскажите, какие существуют признаки сказки. Задание группе: какие признаки сказки есть в произведении «Семь Симеонов»

(Признаки сказки: зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает, концовка. «Жили-были..», волшебный рожок, «красавица, ни в сказке сказать, ни пером описать», воевода наговаривает на братьев Симеонов, обманывает Елену Прекрасную, опаивает зельем братьев, братья спасают Симеона-младшенького, «был тут мир на весь мир»)

4. группа - расскажите о значении числа в сказках. Задание группе: назовите сказки, где есть число 7.

(В сказках наиболее часто встречается число ТРИ. Обычно в семье ТРИ сына, ТРЕТИЙ - дурак. Желаний и испытаний тоже три, три богатыря и т.д. ТРИ - очень сильное число, оно имеет огромное влияние на нашу жизнь. Часто говорят, что Бог любит троицу и двет три попытки.

Самые несчастливые цифры - четыре и шесть. Если в сказке загадывалось 4 загадки и ответ требовался за четыре дня – то это было предупреждением беды. Некоторые принцы, которые спасали невесту от злых чар, погибали на шестом по счету препятствии.

Число СЕМЬ символизирует спасение. Семерка - очень счастливое число. Оно символ познания истины, нужно семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать.

За ТРИДЕВЯТЬ земель, в ТРИДЕСЯТОМ царстве… Так начинаются сказки. Мало кто знает, что ТРИДЕВЯТЬ земель – это число 27. Столько дней по древнему календарю продолжительность лунного месяца. То есть пешком нужно идти столько же дней. ТРИДЕСЯТОЕ государство пошло от былых крестьян, которые умели считать только до десяти. Три раза по десять – это так далеко, что добраться туда практически недосягаемо. Получается, что для предков числа 27 и 30 - тот предел, за которым живут и происходят чудеса.

Число ТРИДЦАТЬ ТРИ -33 – роковое в сказках. Две стоящие рядом тройки – это просто огромная сила и одновременно противодействие двух сил. Одна сила при этом мешает другой, противодействует. У Пушкина старуха после 33 лет совместной жизни со стариком стала требовать богатства. Тридцать три богатыря - огромная сила.)

(«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» братья Гримм, «Семь Симеонов», Сказка «Семь королей и одна королева» Е.Пермяк, Сказка «Семьсот семьдесят семь мастеров» Е.Пермяк, Сказка «Мудрая девица и семь разбойников», Сказка «Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст», Сказка «Цветик-семицветик» В.П.Катаев, А. Волков «Семь подземных королей»)

5. группа – какие бывают зачины и концовки сказок. Задание группе: Прочитайте зачин сказки «Семь Симеонов» и попробуйте сочинить свой зачин к этой сказке.

- Посмотрите на рисунок. Но это не просто рисунок, а зашифрованная пословица. Попробуйте прочитать эту пословицу.

Землю красит солнце, а человека – труд.

- Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?

Варианты ответов детей

  • О человеке-труженике;

  • О профессиях человека;

  • О том, как труд важен для человека;

  • О том, что человек красив в труде.



3. Знакомство с темой урока и постановка проблемы.

- Вы все правы. Тема нашего урока «Образ человека-умельца в сказке «Семь Симеонов».

-Как вы думаете, почему в сказке семь братьев, семь работничков, а тема нашего урока предполагает создание одного образа – образа человека-умельца.

- Т.к. все братья – хорошие работники. Автор говорит о них, что «росту они одинакового и на одно лицо, пашут землю дедову и каждый своему ремеслу обучен».

- Как вы считаете, образ человека-умельца - это характеристика конкретного героя (каждого из братьев) или собирательный образ человека труда?

(Дети делают вывод, что это образ собирательный)

- Так какая задача стоит перед нами на уроке?

Выяснить, как выглядит человек-умелец, исходя из содержания сказки?

4. Беседа по содержанию. Составление кластера

1 группа «Актёры»

- Братья очень похожи. Но есть существенное отличие. Как вы думаете, какое?

(Братья отличаются ремеслом, которым каждый из них мастерски владеет и гордится этим).

- Давайте представим братьев по их умению. Нужно прочитать по ролям эпизод встречи братьев с царём, но прочитать так, чтобы мы почувствовали гордость каждого из вас за своё мастерство.

2 группа «Учёные»

- Как автору удаётся убедить нас в том, что братья превосходно владеют своим ремеслом? Найдите доказательства в тексте и дайте ответ, используя авторские выражения.

  • Старший Симеон-кузнец взял молот в 15 пудов и сковал железный столб от земли до синего неба.

  • Второй Симеон на тот столб залез и увидел на море-океане, на острове Буяне во дворце Елену прекрасную.

  • Симеон-мореход взял острый топор, соорудил корабль, снарядил, оснастил, да на воду пустил.

  • Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк.

  • Симеон-звездочёт посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую.

  • Симеон-стрелец пустил в звезду золотую стрелу.

  • Младший Симеон-певец на берестяном рожке так играл, что все в пляс пускались.





3 группа «Филологи»

– Каждый из братьев имеет свою профессию и владеет ею мастерски.

Русский народ про плохого работника говорит: «Работает, спустя рукава». А как мы скажем про хорошего работника?

- Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику.

У них … руки.

На все руки ….

Работает, не … рук.

Работает, … рукава.

Слова для справок: мастер, не покладая, засучив, золотые.

4 группа «Художники»

– Попробуйте представить себя в роли Симеона-певца. Ваша задача подобрать такие слова, чтобы описанная вами картина природы вызвала у нас восхищение. Выберите яркие, образные слова.

Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса.

Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.

Над рекой поднимается лёгкий туман. На траве блестит серебристая роса. Рощу освещают золотые лучи солнца. Дует ласковый ветерок. Вдали стоит задумчивый лес. Раздаются звонкие голоса птиц. Звенит быстрый ручеёк.

5 группа «Знатоки пословиц»

- Много пословиц о мастерстве создано. В вашем задании их тоже семь. Возьмите в конверте листочки, закончите пословицу, соединив правую сторону с левой.

1. Недаром говорится, ….... а само кормит

2. Терпение …... а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, ….. даёт умение.

5. Без дела жить – …... только небо коптить.

6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.

7. Всякому мила ….. родная сторона.

Ответы

1. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Терпение даёт умение.

3. Ремесло пить есть не просит, а само кормит..

4. Работе время, а потехе час.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. Всякому мила родная сторона.

- Так кто же такой человек-умелец?

-человек, отлично владеющий своей профессией;

- человек, которому любая работа по плечу;

- человек, который постоянно совершенствуется в своей профессии;

- человек, которому труд приносит радость;

- человек, который удивляет всех своим творчеством.

- Все вы, несомненно, правы. Если обобщить ваши ответы, то получится следующее: человек-умелец хорошо владеет своей профессией, постоянно в ней совершенствуется и удивляет окружающих своим мастерством.

5. Игра «Волшебный сундучок»

-В конвертах лежат разрезанные пословицы, их надо собрать для «Сундучка мудрых мыслей» и объяснить.

Да, велика Россия наша

И затейлив в ней народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

– Как вы считаете, какая пословица не относится к теме труда? ( «Всякому мила родная сторона».)

- Как бы вы определили её тему? (тема любви к Родине)

- В каком эпизоде автор через описание природы передаёт огромную любовь братьев к Родине?

Ученики находят этот эпизод, и учащийся читает выразительно

Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там Солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая!

- Как мы можем связать между собой понятия: кластер

Дети делают вывод

  • Чтобы стать мастером своего дела, нужно постоянно учиться, совершенствоваться.

  • На всех работы на Руси-матушке хватит, только работай, не ленись.

  • Человек трудится на благо своей Родины.

Учитель

- Всё, о чём мы сегодня говорили, относится только к сказочным персонажам или можно соотнести с нашей реальной жизнью?

( Всегда нужно хорошо выполнять свою работу. Приводят в пример своих родителей, рассказывают об их профессиях.)

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

-Давайте проанализируем свою деятельность

-Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.

- Встаньте те, кто считает, что понял сегодня всё и может это объяснить другому.

-Встаньте те, кто понял материал, но объяснить другому не сможет, потому что есть еще то, что не совсем понятно.

7. Домашнее задание. Разгадать ребус.



Не за своё дело не берись, а своим делом не ленись.

Задание 1. Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику.

У них … руки

На все руки …

Работает, не … рук

Работает, … рукава

Задание 2. Закончите пословицу.

1. Недаром говорится, ….... а само кормит

2. Терпение …... а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, ….. даёт умение.

5. Без дела жить – …... только небо коптить.

6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.

7. Всякому мила ….. родная сторона.

Задание 3. Выберите яркие, образные слова и прочитайте рассказ.

Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса. Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Доброходова Ольга Николаевна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства