I. Организация начала урока | Улыбнемся мы друг другу, Пожелаем: «В добрый час!» И учиться снова будем, Постараемся сейчас. – Сегодня мы продолжаем работу по подгруппам. Давайте вспомним правила работы | Настраиваются на урок, показывают готовность к уроку. – Не перебивать; уважать мнение друг друга; заранее обговорить, кто отвечает; работать вместе | Имеют внутреннюю позицию ученика. Владеют способами самоорганизации |
II. Актуализация знаний | – С какой темой мы сегодня будем работать? – Самое главное для каждого человека – это семья. На свете чудо есть – семья. Семь драгоценных, светлых я. Они, как ноток семь, дружны, И все красивы и важны. Три нотки – папа, мама, я. Еще одна – сестра моя. Еще две – бабушка и дед, Седьмой лишь нотки с нами нет. «Гав-гав!» – да во дворе она. Всем нотка хорошо слышна? Она ведь звонче всех звучит, На месте нотка не сидит. В семье семь ноток – семь цветов, Семь драгоценных голосов, Семь струн, звучащих, как одна, И каждая из них важна. – Как вы понимаете слово семья? Предлагает поучаствовать в игре «Собери пословицу» (работа в парах). – Объясните смысл пословицы: «Вся семья вместе – так и душа на месте». – Родился ребенок. Ему нужны тепло и ласка… Общение мамы с ребенком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас | Слушают. – Семья – это дом, папа и мама, бабушки и дедушки, это любовь и забота, привычки и традиции и т. д. Отвечают на вопрос | Выражают в речи свои мысли и действия. Строят понятные для партнера высказывания. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Проверка домашнего задания | – Дома вы учили колыбельные. С какой интонацией вы будете их рассказывать? – Что вы можете сказать о первой колыбельной? Какая она? – К какому жанру относятся все эти произведения: скороговорка, пословица, песня? – Кому из вас пели колыбельные песни? Какие? | Читают наизусть. – Народная. – Фольклор | Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Работа по теме урока. 1. Работа над произведением М. Лермонтова. 1) Чтение учителя (наизусть) | – Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели ваши бабушки, а теперь и мамы. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской колыбельной песней, которую написал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (показывает портрет) | Внимательно слушают учителя |
2) Беседа | – Какие слова говорят о любви матери к ребенку? – Как автор передает ощущение тишины и покоя? – Какие слова повторяются? Почему? Как их нужно читать? – Можно ли сказать, что это колыбельная песня? | Отвечают на вопросы, выполняют задания |
3) Чтение обучающихся (в парах) | – Найдите в тексте рифмующие слова. • Стану сказывать я… • Песенку… • Ты ж дремли, закрывши… • Баюшки… – Подберите близкие по смыслу слова. • Стану сказывать – … – Что их объединяет? | Читают выразительно. – Говорить, баять… – Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи |
Физкультминутка | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: | Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, | Очень в школу торопясь, К знаниям, к друзьям стремясь | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2. Работа над произведением Е. Пермяка «Случай с кошельком» | – Кто написал это произведение? – Предположите, о чем будет текст. – Рассмотрите иллюстрацию к произведению | Высказывают свои предположения о содержании произведения | Умеют отвечать на вопросы, высказывать свое предположение. Осуществляют общеучебные умения, выбор наиболее эффективных способов решения. Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
1) Прогнозирование содержания произведения | – Что можете сказать? – А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду? | |
2) Словарная работа | Кошелка – сумка, небольшая корзинка. Выронила – роняя, дала упасть. Растеряха – тот, кто постоянно что-то теряет, забывает. Неблагодарная – не проявляющая благодарности. Сунула – вложила небрежно | Объясняют значение слов |
3) Первичное восприятие | – Понравилось ли это произведение? – Какой момент вам запомнился? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы |
4) Беседа | – Назовите автора и заглавие. – Кто главный герой? – Как звали его сестру? – Какой вы представляете Катю? – Каким вы представляете Костю? – Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь? | – Мальчик Костя. – Катя. – Строгая, справедливая. – Честный, умный |
5) Выборочное чтение | – Перечитайте 1-й абзац текста. – Какой была старушка? – Прочитайте 2-й абзац | Отвечают на вопросы |
6) Повторное чтение рассказа по ролям | – Назовите действующих лиц рассказа. – С какой интонацией читаем слова Кости? Старушки? Старшей сестры? – Прочитайте слова сестры Кости. – Объясните, как вы понимаете ее слова? Права ли она? Вывод: честность всего дороже | Отвечают на вопросы |
7) Работа с пословицами | – Восстановите пословицы: Как аукнется, … Не давши слова – крепись, … Не по виду суди, … Будь своему слову … | а давши – держись хозяин так и откликнется а по делам гляди | – Какие пословицы подходят к произведению? – Какая больше нравится? | Выполняют задание |
V. Итог урока. Рефлексия | – Понравился ли вам урок? – Хотелось бы вам выучить колыбельные песни? – Что нового узнали? – Что вам понравилось на уроке? – Что больше всего запомнилось? – Что показалось трудным? – Удалось вам сохранить хорошее настроение? | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку | Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Домашнее задание | Прочитать рассказ Е. Пермяка выразительно | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |