Этап актуализации знаний | «Ребята, на уроках с вами мы познакомились с разными произведениями, поэтому я предлагаю вам узнать некоторых героев, изученных вами произведения, по их описанию». Демонстрация вопросов викторины (3 вопроса. Слайд презентации № 1-3). - Герои этих произведений из прозаических произведений, но в русской литературе есть произведения, написанные не только прозой, но и стихом. А подробнее познакомиться с этим литературным жанром нам поможет раздел ваших учебником под названием «Поэтическая тетрадь №1». - Ребята, а как вы думаете, почему так называется эта тетрадь? - Действительно, в этой тетради собраны произведения поэтов России. - Давайте посмотрим чуть ниже. Скажите мне, с чем мы познакомимся благодаря этой тетради? - Хорошо. А чему научимся? - А чему же будем учиться? - Читать стихи нужно по-особенному: четко, внятно, эмоционально, соблюдая все знаки препинания. И для этого мы проведем речевую разминку. На слайде №4 текст скороговорки: «Перепел перепелку и перепелят Прятал в перелеске от ребят» - Ребята, кто такой перепел? А перепелка? Перепелята? -Верно. А скажите мне, где они прятались? - А что такое перелесок? -Перелесок, ребята, это небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. -Думаю, что этой птичьей семье понравится, если мы прочтем скороговорку быстро-быстро, подобно их бегу от ребят. Давайте еще прочтем вопросительно, весело и радостно! - Ребята, а как вы думаете, почему мы использовали в качестве разминки скороговорку о перепеле? - Наверное, потому что далее пойдет речь о животных, птицах-наших меньших братьях и соседях по планете. А знакомить нашими животными нас будет Саша Черный. На слайде №5 портрет и дата рождения С. Черного. - Всмотритесь его портрет...Открытое лицо, умный и добрый взгляд, линия бровей припущена, что придает миловидность автору. Он, как и все поэты, старался собрать и указать читателям на самые лучшие мысли этого мира – Саша Черный… Рассказ биографии С. Черного (2-3 мин). В ходе рассказа демонстрируется слайд № 6 фотографиями сборников стихов и рассказов Саши Черного. - Ну, что ж, мы подошли к самому главному, но, мне кажется, что вы немного устали. Физминутка. После физминутки: «Присаживайтесь, ребята. А теперь вернемся к нашей теме. Откройте свои учебники на следующей странице. Перед нами стихотворение С. Черного. Есть ли у него название? А как можно узнать название? Что нужно, чтобы узнать? Чтение стихотворения студентом. 3-секундная пауза после прочтения. -Вам понравилось? - И мне тоже… Словарная работа. На слайде №7 презентации появляются слова для совместной разборки их значения. -А кто же герой произведения? Кто автор? - Ребята, а как мы можем узнать в чем смысл стихотворения? «Что ты тискаешь утенка…?» - кто так говорит? - А когда он это говорит? -Давайте прочтем следующие 3 строчки. - Интересно…Вы заметили, что здесь и тире, и точка, и вопросительный знак? -Какое сравнение бросается в глаза? «Он малыш, а ты-большой.». Когда автор приводит такое сравнение, что он чувствует? - Какими словами он передает чувства утенка? - «Ишь, задравши головенку…». А почему? Наверное, потому, что хочет показать, как сильно запрокидывает утенок свою маленькую головку. - «Рвется прочь…». Что объединяет это четверостишье? Какой его общий эмоциональный фон? Чтение второго четверостишья. После прочтения: «А причем здесь бегемот?» - Прекрасно подмечено! Действительно (слайд № 8), масса бегемота в среднем 1,3-1,8 т. Это все равно что, если мы все вместе станем на весы и то, это не гарантирует, что мы сможем перевесить его. -А каков он? - Почему он появляется? Чтение третьего четверостишья. -Что почувствует мальчик в тот момент, когда бегемот возьмет его в свою лапу? -А в каких строчках можно проследить реакцию мальчика? -Как бы вел себя мальчик, если бы его облизали большим шершавым языком? (следующая строчка дает ответ на вопрос) Понравилось бы ему? - Брыкаться, кричать…все ребята умеют и брыкаться, и кричать, а утенок не может. - И снова оно- «…». Обратите внимание! Почему, почему оно появляется? -Не кажется ли вам, что после многоточия должна быть пауза? Ребята, когда мы видим точку, то делаем паузу-1 секунда, а когда многоточие, то аж 3 секунды. -Давайте прочтем 2 первые строчки последнего четверостишья. -Хорошо. Что вы слышите в этих словах? Какие чувства они у вас вызывают, с какой интонацией стоит прочитать эти строки? Кто говорит эти слова? - Вы правы, автор не ругает мальчика, не кричит на него, а как бы просит, мягко, по-отечески, отпустить утенка. -Как вам кажется, автор любит зверей? -А в чем это выражается? - Вы заметили, что автор просит отнести его к пруду, наверняка к его маме-утке…что-то мне подсказывает, что это самое желанное для каждого ребенка, для каждого утенка. Что может быть лучше! Плавать в пруду всей семьей…жить всей семьей…разве не так должно быть… Чтение последних 2-х строчек студентом: «Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь – и капут.» … - Как вам кажется, какой интонации заслуживает это слово? - Я вижу, что вам понравилось это стихотворение. Тогда давайте прочтем его. - Помните о тире, после которого нужно сделать маленькую паузу, о многоточии, где пауза в 3 секунды, точке-1 секунда, вопросительном и восклицательном знаке-это ваши самые главные помощники! После прочтения: «Ребята, а настроение у стиха грустное или веселое? Почему? - Вы верно ответили! Стихотворение и грустное, и веселое одновременно. Веселье и грусть всегда приходят в нашу жизнь, в наши двери жизни и не редкость, когда от нас зависит кто постучится в эту дверь печаль и грусть или радость и веселье. А чтобы поменьше было этой грусти, что нужно делать? - Хороший ответ. Прежде всего нужно самому быть источником радости и добродетели. -Ребята, обратите внимание на иллюстрации. Как, по-вашему, удачно ли нарисован бегемот? Пугает ли вас что-то в бегемоте? - А мальчик? Удачно ли его изобразили? -Вы верно отметили – такой веселый и беззаботный…с утенком в руках, а утенок словно какая-то неживая игрушка. | Отвечают на вопросы. - Она посвящена стихам. - Мы познакомимся со стихотворениями С. Черного, А. Блока, С. Есенина. - Находить в стихотворениях яркие слова и образные выражения. - Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Самостоятельно придумывать стихотворные тексты. - Птица. Это семья! - В перелеске. -… Быстрое чтение скороговорки. -… - Нет. … - Мальчик, тискающий утенка. Автор- Саша Черный. Предлагают свои варианты. -Автор. - Да! -… Читают: «Он малыш, а ты-большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой…». -… - Автор возмущен, автор негодует. - Тревогу, озабочен несправедливостью. - Он большой для мальчика, как мальчик для утенка. -Большой, серый. -Неудобство, ему будет неприятно и страшно. - «Ух, как стал бы звать ты папу, …» -Стал бы брыкаться, кричать. -… - «Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд.» - Просьбу. Нежности, заботы, доброты. Наверное, автор. -Да. -… - Оно и грустное, и веселое. … - Поменьше творить злых дел, ругаться и обижать других. -Его серая кода и большая морда. -Да, такой же веселый и беззаботный! | К УУД: - активное использование речевых средств; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации П УУД: умение работать с учебной литературой, находить самое важное, сохранять учебные цели и задачи. П УУД: обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи. Л УУД: развитие умения чувствовать прекрасное и эстетическое на основе знакомства с отечественной художественной культурой. П УУД: проводить сравнение. П УУД: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных; стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; |