III Формирование новых знаний 1.Подготовка к первичному чтению. 2. первичное чтение текста. 3 эмоционально- оценочная беседа 4.чтение детьми 5 анализ произведения | До того как перейти к теме нашего урока, давайте вспомним из чего состоит план урока? Тема ,закрепление, итог, д/з. Чтобы узнать автора нашего рассказа нам нужно поработать с портретами писателей (на доске) Давайте, вспомните каких писателе мы уже знаем… Какой портрет по счету остался? Михаил Михайлович Пришвин Сейчас мы поработаем в группах , я раздам карточки там будет написана информация о нашем авторе. Ваша задача прочитать и определится о чем идет речь, а затем рассказать нам. 1 группа. Михаил Михайлович Пришвин – русский писатель, автор произведений для детей. Также, писал произведения о природе и охотничьи рассказы. Особенно ценили его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Писатель родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком района в фамильном имении. В детстве он учился в сельской школе, а затем в Елецкой гимназии, откуда его исключили за дерзость учителю. Образование пришлось продолжить в Александровском реальном училище. Дядя Михаила предлагал ему развивать совместно семейный бизнес, однако тот предпочел дальше учиться и поступил в Рижский политехникум. 2группа. Первый рассказ писателя под названием «Сашок» появился в 1906 году. Несмотря на то, что по основной профессии был агрономом, Пришвин предпочитал работать корреспондентом в различных газетах. Параллельно увлекался этнографией и фольклором. По этой причине он решил путешествовать на север, где писал самобытные очерки. Он бывал в Карелии, Норвегии, где знакомился с бытом местных жителей и записывал их сказы. Так, у него появились книги путевых очерков: «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). После успеха в литературных кругах стал общаться с А. Ремизовым, А. Толстым, М. Горьким. 3 группа. В 1908 году писатель предпринял путешествие в Заволжье, о чем потом написал в своей книге «У стен града невидимого». Были поездки и в Крым, и в Казахстан. Первое собрание сочинений писателя относится к 1912-1914 годам. В период Первой мировой войн он выступал военным корреспондентом, а в после Октябрьской революции переехал на Смоленщину, где занимался преподавательской деятельностью. Страстно увлекался охотой, что отразилось в его детских рассказах. 4 группа. С 1923 года работал над автобиографическим романом «Кащеева цепь». Эту работу он писал до последних дней. В 1930-е годы продолжал путешествовать, сначала на Дальний Восток, затем в Костромскую и Ярославскую области. В это время у него появились повести «Жень-Шень» и «Неодетая весна». В последние годы жизни Пришвин много работал над своими дневниками. Почти все его работы связаны с его личными впечатлениями от взаимодействия с природой. Окружающую среду он описывал необычайно красивым языком. Итог : -где родился писатель? -название первого рассказа… -чем увлекался М.М.Пришвин? -какие интересные факты вы запомнили? Ребус с названием рассказа (на доске) Какая тема нашего урока? Цель? Откройте стр. 106 Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»? О чем будет этот рассказ? Чтение учителем. Вопросы после чтения: Какие чувства вы испытываете после чтения? Удалось ли автору поразить вас? Что вас привлекло в этом рассказе? Подходит ли к тексту название? Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (вступление, основная часть, заключение). Чтение первой части. Где заканчивается 1 часть? От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик— мальчик) Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту») Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след.Того гляди на пятки наступишь.) Что значит «созревают одуванчики»? Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава? Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово? Учитель поясняет значение этого слова. Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. От какого слова произошло это слово? Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты) (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка) Например, «Постоянная забава» «Цветы для забавы» Чтение 2-ой части. Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков? Прочитайте. Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте. С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке) Озаглавливание 2 части (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка) Например, «Маленькое открытие» «Секрет одуванчиков» «Тайна золотого луга» Чтение 3-ей части. Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть. В чем главная мысль в этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг) (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.) Как теперь называет одуванчики рассказчик? Как озаглавим эту часть? Цветок моего детства. Беседа об одуванчике Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный. Беседа по содержанию в целом. Оправдались ли наши предположения вначале урока? Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ? (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка). Какое же открытие вы для себя сделали? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться) Проблемный вопрос к тексту. (Мир удивителен и богат чудесами.Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это). А можно ли на ваш взгляд считать это открытием? В чем же поэтичность рассказа «Золотой луг»? Какие эпитеты, сравнения использует автор? В чём проявилась словесная изобретательность автора? Подтвердите примерами из текста | Вспоминают, говорят план урока Работают по портретам писателей Делятся на группы и распределяют роль лидера Каждая группа читает карточки Подводят итог Определяют тему и цель урока. Открывают учебники Отвечают на поставленные вопросы (вступление, основная часть, заключение). Читают рассказ по частям и анализируют каждую из них Совершают словарную работу Обсуждение в микрогруппах Рассматривают иллюстрации Слушаю информацию про одуванчики Анализ произведения в целом | Метапредметные.Регулятивные: определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем ; 1)МетапредметныеКоммуникативные договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, 2) Метапредметные .Регулятивные: прогнозируют 3)Метапредметные.Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре. 2.Предметные: знакомятся с произведениями М. Пришвина Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру Метапредметные .Регулятивные формулируют и удерживают учебную задачу 1)Метапредметные.Познавательные: осуществляют смысловое чтение Метапредметные Коммуникативные: договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, Предметные:выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа. Метапредметные Регулятивные: Осуществляют самоконтроль,взаимоконтроль; 2)Метапредметные. Коммуникативные строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение, 3)МетапредметныеКоммуникативныеумение слушать и понимать речь других Личностные:формируют ценностное отношение к природному миру, |