kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока.Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.Конспект урока русского языка»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Части слова. Корень


Исполнитель:

Макишева Лилия Эньвяровна

учитель начальных классов МБОУ Школа №36 г.о. Самара

Тема: Части слова. Корень.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;

  • Развивать уменние выделять в однокоренных словах корень;

  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.


Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).


Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Ориентироваться на развороте учебника.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.


Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.


Личностные

Регулятивные






II

Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед

упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)


Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.









Выясняет, что дети знают по теме урока.





Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.


Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.







Отвечают на вопросы учителя.


Высказывают собственное мнение.



Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.





Регулятивные






Коммуникативные







Познавательные






Личностные








III

Формулирование проблемы, планирование деятельности


– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.


После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.



Формулируют тему урока, составляют общий план работы.


Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.





Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные






IV


Развитие умений – применение знаний

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.


На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)


– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)


– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

– Что для вас было новым? Непонятным?

2. Работа по учебнику

Упр. 116

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 117

3. Работа в Рабочей тетради

Задание № 2, тема 9.

– Назовите проверочное слово к слову л…пить.

– Какую букву нужно написать в этом слове?

– Какие слова являются проверочными для слова?

– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.


Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)






Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.















Выявляет имеющиеся знания.





Побуждает к самостоятельным действиям.









Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.






Тренирует детей в выделении корня слова.












Побуждает к высказыванию собственного мнения.








Побуждает к самоконтролю.













Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.


Побуждает к выполнению самостоятельной работы.


Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.


Развивает умение находить корень и обозначать его в

Словах, специальным знаком.











Организует работу в микрогруппах.




Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.


Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.


Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.




Побуждает к высказыванию собственного мнения.






Закрепляет умение делать вывод.
















Наблюдают за работой на доске.












Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.





Выслушивают иное мнение.




Тактично высказывают собственное мнение.









Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.




































Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).





Находят в тексте информацию, понятие






Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.




Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.




Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.


Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.









Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.




Делают общий вывод.





Познавательные








Регулятивные














Коммуникативные











Личностные


V

Итог урока


– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.



Побуждает к анализу урока, к самоанализу.



Высказывают собственное мнение






Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке





Познавательные



Регулятивные




Личностные



VІ

Домашнее задание


1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)


Организует и контролирует запись Д/З


Самостоятельно записывают Д/З в дневник


Регулятивные










Литература:


1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2012 ;

(Образовательная система «Школа 2100».)


2. Исаева Н.А.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). –

М.: Баласс, 2012. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


3. Комиссарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.

Прониной. Пособие для учащихся.– Изд. 2-е, перераб. – 128 с., ил.,2012.


4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.

Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс, 2011. — 256 с.

(Образовательная система «Школа 2100»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока.Конспект урока русского языка

Автор: Макишева Лилия Эньвяровна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства