I Мотивация к учебной деятельности . (орг. момент) - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок Начинаем наш урок. - Ребята, вспомните, чему были посвящены наши последние уроки чтения? - Сегодня мы с вами продолжим работу и познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Открою вам секрет – это будет поэтесса. Желаю вам успешной работы. II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. - С чего мы начинаем работать ? - Вспомните, с творчеством какого писателя мы познакомились вчера? - Я прочитаю вам отрывок из воспоминаний М.М.Пришвина « Моя Родина». (Читаю отрывок.) - Что особенно запомнилось М.М.Пришвину из своего детства? - Слушаем следующий отрывок. ( Читаю отрывок.) - В чём заключается охота М.М.Пришвина? - Иногда люди выходят в лес и берут с собой не просто ружьё, а фоторужьё, камеру, фотоаппарат и бродят по лесу, ищут свои замечательные находки в природе, а потом их показывают нам, печатают в журналах, и все наслаждаются этой изумительной красотой. - Кто из писателей так же, как Пришвин, любил природу и писал о ней? - Ребята, давайте вспомним произведение М.М.Пришвина « Глоток молока». Кто готов нам его пересказать? - Какова же главная мысль этого произведения? - Вы хорошо знаете произведения и их авторов и с работой справились быстро и хорошо. II Определение темы урока . - Фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, необходимо отгадать. Первая буква обозначает парный звук для буквы П ? Вторая буква – первая буква алфавита ? Третья буква – последняя в слове « автор» ? Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С ? Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» ? - Что получилось? А зовут эту писательницу и поэтессу – Агния Львовна. Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф -Скажите, как называется произведение и как вы определили его название? -Сформулируйте полностью тему нашего урока. - Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы. III Изучение нового материала. - А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача, кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать ещё в гимназии и продолжила в балетном училище. Учителя В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. - Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто ? - Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики. - Вспомните название произведения, с которым мы должны познакомиться на уроке, как вы думаете, о ком пойдет речь в новом стихотворении и какой это герой. - Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? - Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче. Физминутка (музыкальная) Чтение стихотворения учителем. - Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.) Проверка правильности восприятия стихотворения. - О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»? - Какое чувство вызвало у вас поведение Тани? - Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница» . - Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия? IV Анализ стихотворения, закрепление изученного материала. - Как вы ответите на поставленный вопрос? -Чем вы это можете доказать? Выборочное чтение - Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Выборочное чтение - Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала? - Докажите это словами текста. Выборочное чтение - Можно ли назвать Таню помощницей? - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? - Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония. - Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит). - Почему вы считаете, что автор любит Таню? - Каково ваше отношение к Тане? -Ребята, вы знаете , что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то , чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение? V Итог урока. - Чему учат нас стихи А. Л. Барто? - Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро. Рефлексия Выберите и продолжите любое предложение. а) На сегодняшнем уроке я узнал … б) На этом уроке я похвалил бы себя за … в) Сегодня я сумел … | Знакомству с творчеством писателей. С повторения. М. М. Пришвин. Ответы детей В находках. В.В.Бианки. Пересказ ученика. Ответы детей Б А Р Т О Барто Произведение называется «Помощница». Мы прочитали запись на доске через одну букву. Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведение «Помощница» Детям «Помощница» о девочке, которая совершила не очень хороший поступок, вела себя неправильно. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами. Слушают Рассказывается о девочке Тане Ответы детей Читают Ответы детей Таню привлекли приятные и легкие занятия. Таня пошла помогать брату, который ел конфету. Таня открыла дверь кошке. Таня ела, чай пила. Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму. Да. Таня ,то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала. Нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками. Ответы детей Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит. Автор называет ее Танюша. Ответы Ответы Стихи Агнии Барто рассказывают о добрых делах ребят. |