Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков.
У учащихся класса сформированы следующие УУД:
- определяют жанр произведения;
- дают характеристику героев произведения;
- определяют выбор художественных средств произведения;
- определяют настроение произведения;
- пересказывают, включая в пересказ элементы описания;
- находят в конкретном тексте, понимают и объясняют значение изобразительно-выразительных средств языка, умеют использовать их в речи при описании событий, героев, природы.
- умеют составлять рассказ: от имени одного из героев; с изменением лица рассказчика; с элементами описания и рассуждения;
- выявляют характерные особенности речи героев произведения, делают вывод о характере героя;
- отличают своё отношение к героям и событиям от авторского;
- пользуются оценочной лексикой;
- проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;;
- умеют задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
- осуществляют поиск нужной информации в учебнике и других источниках.
Цели урока:
1. Образовательная: развитие умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль; умения сравнивать героев текста и их поступки; умения сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией, ввести элементы сопоставительного анализа.
2. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть"; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность
3. Развивающая: развивать литературное произношение в соответствии с современными орфоэпическими нормами.
Планируемые результаты
Предметные:
-научатся создавать образы героев через описания поступков, отношения к другим героям;
-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные:
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД:Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, составлять ответы на вопросы
-Ее осмысление ( в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем;
-Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
-Выражение новых идей и информации собственными словами;
-Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.
Индивидуальные и групповые формы работы. Работа в парах.
Выделение главной мысли текста. Составление пословиц (синтез целого из частей). Дифференциация по уровню сложности: индивидуальная и письменная работа, синквейн.
Ход урока:
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Стадия вызова:
Учитель читает притчу.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому, что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку поступить именно так? -Конечно же, это совесть.
Дети слушают притчу, высказывают свое мнение
Мозговой штурм: с чем у вас ассоциируется слово «совесть».
Руководство поисковой деятельностью учащихся.
Выполнение задания по поиску своих слов-ассоциаций, обмен мнениями друг с другом.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Произвольное и осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Руководство формулированием выводов, обобщений:
-Что же такое совесть?
- Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». Это слово связано: - с растениями - с животными - с игрушками - с человеком Это слово можно: - подержать в руках - изготовить - потрогать - почувствовать - Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? - Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать.
-А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение даётся слову «совесть» в словаре.
Выполнение работы по формулированию выводов, обобщений: находят в словаре Ожегова толкование значения данного слова, высказывают своё мнение.
По словарю С.И.Ожегова
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми»
Познавательные УУД: информационный поиск.
2. Стадия осмысления:
Применение ЭОР: демонстрация фотоиллюстрации писателя. А.П. Гайдар прожил недолгую жизнь. Он был смелым и честным, воевал на фронте и совершил много хороших поступков. «Гайдар» в переводе на русский значит «всадник», скачущий впереди». Он написал много произведений для детей.
У Аркадия Петровича Гайдара есть произведение, которое называется «Совесть».
Руководство выдвижением гипотез:
-Попробуйте по ключевым словам определить, о чем пойдет речь в этом произведении:
Не пошла в школу, встретила мальчика, смекнуть, плакать, угрызение совести.
Выдвижение гипотез: ученики прогнозируют содержание произведения.
Регулятивные УУД: прогнозирование.
Руководство словарной работой
– В тексте нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте уточним их лексическое значение.
-Что нам в этом сможет помочь? (Помощь одноклассников, учителя, словарь)
Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений
Руководство работой творческого характера по составлению синквейна (на выбор):
Нина мальчик
Выполнение синквейна, анализируя и обобщая прочитанный материал о героях произведения.
Регулятивные УУД:
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
3.Рефлексия: подбор упражнений по применению новых знаний, руководство выполнением этих упражнений.
-К какому литературному жанру относится произведение?
- Определите вид рассказа: развлекательный
познавательный
поучительный
– Какую мысль хотел донести до нас автор?
- Определите, какой нравственный вопрос поднимает автор в своем произведении? (Дети приходят к выводу, что совесть живет в человеке, ее можно чувствовать, в каждом человеке должна быть совесть.)
Об этом же гласит и народная мудрость в русских пословицах.
-Попробуйте соединить половинки пословиц и объяснить их смысл. (Работа с компьютером, все выводится на экран)
На обмане далеко не уедешь. Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Совесть без зубов грызет
С ложью и обманом трусость рядом живет.
Без совести и при большом уме не проживешь.
- Какая из пословиц подходит к нашему произведению? Почему вы так считаете?
-У А.П.Гайдара много произведений, в которых поднимаются вечные вопросы, которые заставляют задуматься об истинных ценностях. Я думаю, что многие из вас возьмут их в библиотеке и прочитают.
- Можете ли вы назвать себя совестливым человеком?
Выполнение упражнений по применению новых знаний на практике. Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебных и жизненных задач.
Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
Логические УУД: синтез.
Руководство по оцениванию собственной деятельности.
Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Оценивание собственной деятельности.
Регулятивные УУД: оценка.
Инструктирует по вопросам выполнения домашнего задания (дифференцированно):
Подробный пересказ отрывка
Попробуйте придумать своё окончание рассказа.
Записывают задание, выбирая для себя нужный вариант.
-Наш урок я хочу закончить словами:
-Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.