kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта русского языка. Тема: "Слова исконные и заимствованные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный урок по русскому языку соответствуют требованиям ФГОС и предназначен для усвоения знаний по программе 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века"). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта русского языка. Тема: "Слова исконные и заимствованные"»


Класс: 2 класс. 15.03.2017г.

Учебный предмет: Русский язык.

Автор учебника, учебных пособий: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Слова исконные и заимствованные

Цели урока:

Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.

Образовательная – наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря; наблюдать за использованием исконных и заимствованных слов, развивать орфографическую зоркость.

Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: Учебники: С.В. Иванов «Русский язык» 2 класс, тетради учащихся; компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с загадками, иллюстрации, карандаши.

Планируемые результаты

Предметные: наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря; наблюдать за использованием исконных и заимствованных слов, решать учебные и практические задачи - грамотно записывать самостоятельно простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) научатся раскрывать одну из особенностей текста - его тематическое единство;

получат возможность научиться: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: Познавательные: общеучебные - овладение умением составлять простые предложения, применяя исконные и заимственные слова в устной и письменной речи.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, применять освоенные способы действия, осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения учебных операций.

Коммуникативные: строить письменное высказывание на заданную тему с использованием простых предложений, приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных работ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

« Свет солнца в ладони возьму.

И к сердцу положу

И станет всё вокруг

Добрее и светлее».

Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

Открыли тетради, записали число и классная работа.

РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

( отгадывают загадку)

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет» ( Весна)

С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да)

Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое).

Как назовем эти слова? (синонимы).

Слово синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый»

Слова – синонимы отвечают на один и тот же вопрос. Соедини:

Ребята – дети, бежать- мчаться, красный-алый, азбука-алфавит, чудесный- волшебный, дорога-путь, грустить-печалиться, вьюга-метель.

Ребята, прочитайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Учитель: - Как называются эти слова?

Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя».

Учитель: Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют омонимами.

Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».

  1. Одинаково звучат и пишутся

  2. Одинаково звучат, пишутся по разному

  3. Одинаково пишутся, звучат по – разному.

Дети приводят примеры: 1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

3. Сложный код. Пушистый кот.

Словарная работа:

1. По карточкам.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Варвара пишет это слово на доске , а вы - в тетрадях.

- Дерево с белой корой. ( берёза)

- Столица нашей родины.( Москва)

- Страна, в которой мы живём. ( Россия)

- Место, где мы родились и живём).(родина)

- Это плод яблони. ( яблоко)

- Инструмент для копания земли.(лопата)

- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Постановка проблемы

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

- Электронная вычислительная машина. (компьютер)

Учитель:- Ещё совсем недавно в русском языке не было слов пенал, фломастер, компьютер, кроссовки, потому что не было таких предметов.

- Как вы думаете, откуда пришли в русский язык эти слова?

ПУУД

Сотрудничество учителя и детей

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

Определение темы и целей урока

Какая будет тема урока? Тема: Слова исконные и заимствованные

Цель: Сегодня мы научимся использовать слова, которые пришли в нашу речь из других языков и узнаем о словах, которые родились в русском языке.

- Что бы вы хотели узнать об этих словах?

- Чему будем учиться на уроке? (находить и правильно употреблять их в речи)

Шаги деятельности на уроке

– Девизом нашего урока будут слова:

Знаешь – говори, не знаешь – слушай!

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

Работа над правилом. Стр. 72

Упражнение №1.(запись слов в тетрадь).

- Обрати внимание на выделенные слова.

- Понятны ли тебе значения этих слов?

- Уточни их толкование по словарику учебника.

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Открытие нового знания

Творческая работа 
- Для чего в нашей речи нужны заимственные и исконные слова? 
Работа в группах. 

КУУД

Знакомство с новыми действиями по работе с текстом

Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму.











Физкультминутка

- Рассмотрите картинки. (велосипед, ракетка, шорты)

- Назовите предметы по лексическому значению слов

- Работа со словариком учебника

- Почему в русском языке появились эти заимствованные слова?

Вывод: Проще произнести «ракетка», чем «овальная лопатка для игры в теннис»?

Упр. 3, стр. 73 - 74

Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — зежл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. 
Суффикс не является обязательным элементом слова. 
В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — чит-а-тель, напомин-а-тъ — напомин-а-ни[]э]. 
- Почему часть слова, стоящую за корнем, назвали суффиксом?

- Попробуй придумать своё название этой части слова.

КУУД

Разбор задания в группах.

Сотрудничество учителя и ученика

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД)

Развитие коммуникативно-речевых умений

Упр. 4, стр. 74

- Объясни одним словом данные выражения и запиши предложения.

- Из какого языка пришли к нам слова синоним, антоним, омоним?

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

Информация о домашнем задании.

Упр. 5, стр.74, работа со словарём.

Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

– Какая тема урока была?

Расскажите по схеме чему научились на уроке.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.

Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.

А кому не очень? Почему?

Урок окончен.

О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?

Учитель выставляет оценки.

Управление поведения партнера, оценка действия партнера

(Коммуникативные УУД)


Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта русского языка. Тема: "Слова исконные и заимствованные"

Автор: Чарыева Татьяна Владимировна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства