Актуализация субъектного опыта учащихся | Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности. ( отгадывают загадку) «Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет» ( Весна) С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да) Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое). Как назовем эти слова? (синонимы). Слово синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый» Слова – синонимы отвечают на один и тот же вопрос. Соедини: Ребята – дети, бежать- мчаться, красный-алый, азбука-алфавит, чудесный- волшебный, дорога-путь, грустить-печалиться, вьюга-метель. Ребята, прочитайте стихотворение. Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения? Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание? Учитель: - Как называются эти слова? Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя». Учитель: Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют омонимами. Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по разному Одинаково пишутся, звучат по – разному. Дети приводят примеры: 1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками. 2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. 3. Сложный код. Пушистый кот. Словарная работа: 1. По карточкам. Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Варвара пишет это слово на доске , а вы - в тетрадях. - Дерево с белой корой. ( берёза) - Столица нашей родины.( Москва) - Страна, в которой мы живём. ( Россия) - Место, где мы родились и живём).(родина) - Это плод яблони. ( яблоко) - Инструмент для копания земли.(лопата) - Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму.
Физкультминутка | - Рассмотрите картинки. (велосипед, ракетка, шорты) - Назовите предметы по лексическому значению слов - Работа со словариком учебника - Почему в русском языке появились эти заимствованные слова? Вывод: Проще произнести «ракетка», чем «овальная лопатка для игры в теннис»? Упр. 3, стр. 73 - 74 Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — зежл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова. В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — чит-а-тель, напомин-а-тъ — напомин-а-ни[]э]. - Почему часть слова, стоящую за корнем, назвали суффиксом? - Попробуй придумать своё название этой части слова. | КУУД Разбор задания в группах. Сотрудничество учителя и ученика Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД) |