Организационный момент | - Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших смайликах. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга — царица: Может сердцам повелеть. Книга — богиня: Чудо свершает порой. Книга — рабыня: Часто проходит сквозь строй. Е. Баратынский. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний | - Сегодня наш урок – праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком будем сегодня говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд. По горизонтали: 1.Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. 2. Назовите язык, которым овладел А.С.Пушкин. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. По вертикали: Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт – Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». - Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник. | Печаль. Французский. Басня. Лермонтов. Пушкин. Крылов. Толстой. Лермонтов, Пушкин, Крылов, Толстой. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи | -Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы. Задание 1 - Мы сейчас посмотрим, насколько хорошо знаем писателей и их биографию. Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее портрет, список произведений и его биографию. Задание 2 - Скажите, а в каких жанрах работал А.С. Пушкин? И.А. Крылов? Л.Н. Толстой? М.Ю. Лермонтов? А сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в литературных жанрах. Запишите на карточках одним словом что это за жанр. (Работа в группе) 1. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей не прямо, а иносказательно, представляя людей в виде животных или предметов - ________________ 2. Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, особенностью которого является наличие рифмы и ритма - _________________ 3. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором есть сюжет, композиция, сгруппированные вокруг отдельного эпизода, характера -______________________ Задание 3. - Прочитайте произведения. Сравните их по критериям, данным в таблице. Выберите представителя от своей группы для ответа. Критерии | «Тучи» | из «Азбуки» | «Лебедь, щука и рак» | 1. Автор | | | | 2. Форма написания (стих, проза) | | | | 3. Жанр (стих, рассказ, басня) | | | | 4.Герои | | | | 5. Сюжет (о чем?) | | | | 6.Мораль (чему учит) | | | | - Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих жанров? Что особенного у каждого из них? Молодцы! Оцените работу вашей группы смайликами. | Учащиеся выполняют задание, после чего каждая группа зачитывает и показывает свою карточку. Пушкин писал стихотворения, сказки, поэмы и др. Крылов писал басни. Толстой писал стихотворения, сказки, рассказы. Лермонтов писал стихотворения,, поэмы. Басня. Стихотворение. Рассказ. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. Физ. минутка. | Шла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся. И навсегда подружимся, подружимся, подружимся. | | |
5. Первичное закрепление | 1 Конкурс «Назови басню» (Работа в парах). - Из какой басни следующие отрывки? 1) – Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето? 2) «Все про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них». 3) - Что там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа! 2 Конкурс «К какой басне эти иллюстрации» Задание 5 Викторина по сказкам А.С.Пушкина - В каких сказках Пушкина встречаются эти предметы? ( яблоко, корыто, петух, шмель, бочка, лебедь, зеркало, белка) | Дети получают карточки и пишут правильные ответы. Стрекоза и муравей. Мартышка очки. Зеркало и обезьяна. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности)
| Самоанализ и самооценка ученика Сегодня на уроке я: - научился………… - было интересно……… - было трудно………. - мне захотелось………. - понял, что………. | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |