Актуализация знаний
Сообщение темы урока | Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного чтения и снова приоткрываем маленькую дверь в большой мир .Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы и долины. Вот и первая преграда на нашем пути. Чтоб её миновать, надо ребус разгадать. - Чтоб отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображённых на картинках. Ы И Ы (былины) - Что обозначает это слово? (Былина – это русские народные торжественные песни. Это жанр русского народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Пение сопровождалось игрой на гуслях.) Музыкальная заставка (прослушивание былины) - Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово. О А Ы И (богатыри) - Кто такие богатыри? (Мужественные защитники Родины. Они сильные, смелые, мудрые, преданные Родине.) - Каких богатырей вы знаете? - О каком богатыре мы говорили на прошлом уроке? - Кто догадался, кому будет посвящён наш урок? - Сегодня мы вспомним всё, что узнали об этом богатыре земли Русской – Илье Муромце.
- Откройте книгу, найдите «Сказку про Илью Муромца». Интеллектуальная викторина «Былинный герой» - Сейчас мы с вами отправимся в интеллектуальный тур. Каждому из вас предлагается метнуть стрелы ума по любой мишени и ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, то вы зарабатываете один ум. Если нет, право ответа переходит другому.
1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под г.Муромом, в селе Карачарове) 2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич, Ефросинья Яковлевна) 3. Какая беда случилась с Ильёй в детстве? (отнялись ноги) 4. Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки) 5. Кто помог богатырю исцелиться? (странники, они дали выпить водицы) 6. Сколько лет прожил Илья без движения? (33 года) 7. О чём просили странники богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями) 8. Куда пошёл Илья, после того как ушли странники? 9. Что делал богатырь с топорами в лесу? 10. Где взял богатырь доброго коня? (сам выкормил из жеребёночка, 3 месяца кормил) 11. В какой город приехал Илья? 12. Что наказал Илья Муромец царевичам басурманам?
Дружно встали - раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, | | И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! Картинная галерея - К теме «богатыри» обращались многие известные художники. Главный герой их картин – воин-богатырь. Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. 20 лет посвятил художник работе над картиной «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. - Кто изображён на картине? (изображены любимые народом 3 богатыря: - мужественный и сильный Илья Муромец; - отважный и честный Добрыня Никитич; - смешной балагур и хитроумный Алёша Попович. - Куда они выехали?
Интеллектуальная викторина «Былинный герой» - Кто догадался, кому будет посвящён наш урок? |
| Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) Личностные Метапредметные Познавательные
|
Сообщение темы, целей урока
Об авторе
Анализ текста.
Физкультминутка
Выборочное чтение.
Анализ образа главного героя
Итог урока
Рефлексия | - Сегодня мы вспомним всё, что узнали об этом богатыре земли Русской и познакомимся с произведением А. К. Толстого ”Илья Муромец”.
Во многих сочинениях Толстого говорится о богатырях и рыцарях. Сам Алексей Константинович был похож на своих любимых героев – рыцарей и былинных богатырей, оборонявших рубежи Киевской Руси от захватчиков. Он был мечтателем и фантазёром, ходил на охоту на медведя, разгибал руками подковы. Чтение произведения учителем - О каком былинном богатыре рассказывает А. Толстой? Чтение произведения обучающимися. - Как выглядел богатырь? - За что обиделся на Владимира богатырь? Словарная разминка А теперь давайте откроем волшебную шкатулку. Здесь задание. Подбери слова синонимы к словам Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота» Дружно встали - раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, | И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! | - Что ворчал Илья? Прочитайте! - Чем ответил Илья на обиду? - Как относился Илья к богатым харомам? Прочитайте! - Что любил Илья? - Как вы понимаете такие слова: “И старик лицом суровым просветлел опять”? Что происходило в это время в душе богатыря? Давайте найдём антитезы. Что такое антитеза? Давайте найдём это слово в словаре Ожегова. - Каким видят Илью Муромца народные сказители и А. К. Толстой? Сравните их отношение к богатырю Работа с иллюстрацией. - Кто изображён на иллюстрации? - Каким показал художник богатыря? - В какой момент запечатлён богатырь? - Во что одёт богатырь? - О чём говорит выражение лица богатыря? - Озвучьте рисунки, которые вы нарисовали. (рисунки на доске) - Почему эта история прошла такой длинный путь и не умерла? - Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!» - А вы можете стать защитниками земли, родины? - Завершая разговор, вспомним ещё раз строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Дела давно минувших дней Преданья старины глубокой. - Как они могут быть соотнесены с сегодняшним уроком? - Чему вас научили подвиги богатыря? давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам , своим потомкам.(Работа в парах)
1. свою беречь Защищать Родину, ее.
2. бедных Защищать, , стариков слабых и детей.
3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным.
4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину. (Раздать бумажные листочки дуба) В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.
Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.
| В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов – отсюда и фамилия. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В городе Муроме на высоком берегу реки Оки жители установили памятник своему легендарному богатырю. Надпись: «Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» Илья Муромец ушёл в монахи. А погиб защищая Киев. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронению в Киево-Печёрской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие.
обнести (пронести мимо), неприхотливый(довольствующийся малым), бряцать(грешить), изведать(узнать), чара(предмет для питья), чубарый(пестрый, пятнистый, крапчатый)
(Уехал)
(Волю)
(Нужно и важно не только иметь что-то, но и использовать то, что тебе дано во благо всего народа или своих близких)
| Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) Личностные Метапредметные Познавательные
Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) Личностные Метапредметные Познавательные
Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне ром) Личност ные Метапредметные Познава-тельные
Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне ром) Личност ные Метапредметные Познава-тельные
Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне ром) Личност ные Метапредметные Познава-тельные
|