kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по литературному чтению «Сказка про Илью Муромца».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтения 2 класс  Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Программа "Школа 2100"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению «Сказка про Илью Муромца».»

Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний

Образовательная программа «Школа 2100».

Ресурсы: Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.

Задачи урока:

Обучающая:

  • формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые
    подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст.

Развивающая:

  • развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произве­дения.

  • Способствовать развитию интереса к литературному чтению, со­вершенствовать культуру речи, способствовать обогащению сло­варного запаса.

  • Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.


Воспитательная:

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаи­моуважения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Подготовка к восприятию. Мотивация на работу.


Звучит музыка Мусоргского «Богатырские ворота»

- Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию…

Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Урок литературного чтения Словно приключение С книгой в космосе ты побываешь И в сказку поверишь И много узнаешь. Книга с нами всегда А вы урок литературного чтения любите? Да! Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Слушают учителя.

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Личностные

Метапредметные

Познавательные

Актуализация знаний



















































Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного чтения и снова приоткрываем маленькую дверь в большой мир .Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы и долины. Вот и первая преграда на нашем пути. Чтоб её миновать, надо ребус разгадать.

- Чтоб отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображённых на картинках.

Ы И Ы (былины)

- Что обозначает это слово? (Былина – это русские народные торжественные песни. Это жанр русского народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Пение сопровождалось игрой на гуслях.) Музыкальная заставка (прослушивание былины)

- Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово.


О А Ы И (богатыри)

- Кто такие богатыри? (Мужественные защитники Родины. Они сильные, смелые, мудрые, преданные Родине.)

- Каких богатырей вы знаете?

- О каком богатыре мы говорили на прошлом уроке?

- Кто догадался, кому будет посвящён наш урок?


- Сегодня мы вспомним всё, что узнали об этом богатыре земли Русской – Илье Муромце.



- Откройте книгу, найдите «Сказку про Илью Муромца».

Интеллектуальная викторина «Былинный герой»

- Сейчас мы с вами отправимся в интеллектуальный тур. Каждому из вас предлагается метнуть стрелы ума по любой мишени и ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, то вы зарабатываете один ум. Если нет, право ответа переходит другому.



1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под г.Муромом, в селе Карачарове)

2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич, Ефросинья Яковлевна)

3. Какая беда случилась с Ильёй в детстве? (отнялись ноги)

4. Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки)

5. Кто помог богатырю исцелиться? (странники, они дали выпить водицы)

6. Сколько лет прожил Илья без движения? (33 года)

7. О чём просили странники богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями)

8. Куда пошёл Илья, после того как ушли странники?

9. Что делал богатырь с топорами в лесу?

10. Где взял богатырь доброго коня? (сам выкормил из жеребёночка, 3 месяца кормил)

11. В какой город приехал Илья?

12. Что наказал Илья Муромец царевичам басурманам?






Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,


И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!



Картинная галерея

- К теме «богатыри» обращались многие известные художники. Главный герой их картин – воин-богатырь. Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. 20 лет посвятил художник работе над картиной «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

- Кто изображён на картине? (изображены любимые народом 3 богатыря:

- мужественный и сильный Илья Муромец;

- отважный и честный Добрыня Никитич;

- смешной балагур и хитроумный Алёша Попович.

- Куда они выехали?










































Интеллектуальная викторина «Былинный герой»

- Кто догадался, кому будет посвящён наш урок?
















































































































Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Личностные

Метапредметные

Познавательные



Сообщение темы, целей урока

























































Об авторе





























Анализ текста.













Физкультминутка



















Выборочное чтение.



















Анализ образа главного героя



































































Итог урока























Рефлексия

- Сегодня мы вспомним всё, что узнали об этом богатыре земли Русской и познакомимся с произведением А. К. Толстого ”Илья Муромец”.



















































Во многих сочинениях Толстого говорится о богатырях и рыцарях. Сам Алексей Константинович был похож на своих любимых героев – рыцарей и былинных богатырей, оборонявших рубежи Киевской Руси от захватчиков. Он был мечтателем и фантазёром, ходил на охоту на медведя, разгибал руками подковы.  

Чтение произведения учителем

- О каком былинном богатыре рассказывает А. Толстой?    

  Чтение произведения обучающимися.     

 - Как выглядел богатырь?

- За что обиделся на Владимира богатырь?

Словарная разминка

А теперь давайте откроем волшебную шкатулку. Здесь задание.

Подбери слова синонимы к словам

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота»

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!


- Что ворчал Илья? Прочитайте!

- Чем ответил Илья на обиду?

- Как относился Илья к богатым харомам? Прочитайте!

- Что любил Илья?

- Как вы понимаете такие слова: “И старик лицом суровым просветлел опять”?  

  Что происходило в это время в душе богатыря?

Давайте найдём антитезы.

Что такое антитеза?

Давайте найдём это слово в словаре Ожегова.

- Каким видят Илью Муромца народные сказители и А. К. Толстой?   

Сравните их отношение к богатырю

Работа с иллюстрацией.

- Кто изображён на иллюстрации?

- Каким показал художник богатыря?

- В какой момент запечатлён богатырь?

- Во что одёт богатырь?

- О чём говорит выражение лица богатыря?
- Озвучьте рисунки, которые вы нарисовали. (рисунки на доске)

- Почему эта история прошла такой длинный путь и не умерла?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!»

- А вы можете стать защитниками земли, родины?

- Завершая разговор, вспомним ещё раз строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.

- Как они могут быть соотнесены с сегодняшним уроком?

- Чему вас научили подвиги богатыря?

давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам , своим потомкам.(Работа в парах)

1. свою беречь Защищать Родину, ее.

2. бедных Защищать, , стариков слабых и детей.

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным.

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину.
(Раздать бумажные листочки дуба)
В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.


Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.












В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов – отсюда и фамилия. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

В городе Муроме на высоком берегу реки Оки жители установили памятник своему легендарному богатырю. Надпись: «Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Илья Муромец ушёл в монахи. А погиб защищая Киев. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронению в Киево-Печёрской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие.























































обнести (пронести мимо), неприхотливый(довольствующийся малым), бряцать(грешить), изведать(узнать), чара(предмет для питья), чубарый(пестрый, пятнистый, крапчатый)





















(Уехал)



(Волю)





























































































(Нужно и важно не только иметь что-то, но и использовать то, что тебе дано во благо всего народа или своих близких)



Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Личностные

Метапредметные

Познавательные





























Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Личностные

Метапредметные

Познавательные





Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познава-тельные







Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познава-тельные































































Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласо-ванность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познава-тельные



Оборудование: Выставка книг о русских богатырях; ребус. Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: Мусоргский «Богатырские ворота» Видеозапись: Мультфильм «Илья Муромец» Карточки с заданиями для работы по группам. На столах: учебник, тетрадь, карандаш, ручка, задание каждой группе в конверте.

Ход урока.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Технологическая карта по литературному чтению «Сказка про Илью Муромца».

Автор: Савгильдина Дарья Николаевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства