Сегодня мы воспользуемся машиной времени и ответим на вопрос «Когда?». А вот с чем ? В группах вы сейчас и обсудите о чём пойдёт речь? Послушайте подсказку. - Юный спортсмен как-то похвастался, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» . Что это? (Если группы затрудняются, то загадать загадку) «У него два колеса, И седло на раме, Две педали есть внизу, Крутят их ногами» - Что же это? (Щелчок) - Теперь у нас есть слова «когда» и «велосипед». (Слайд 2) Какое же слово нужно вставить, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели..) (Щелчок) - В этом вопросе нам поможет разобраться толковый словарь С.И.Ожегова. У каждой группы есть такой словарь. Откроем его на закладке и прочитаем объяснение значения слов. Выберите одного представителя от группы, который будет читать вслух. Читает 1 группа. Подходит ли данное слово? 2 группа. 3 группа. Подходит слово «изобрели». (Щелчок) На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?» - Что мы должны сегодня узнать? Прочитайте в учебнике. Давайте составим кластер. (Слайд 3) История | | Устройство | | Велосипед | | Применение | | Безопас | ость
|
Велосипед Учащиеся предлагают выбранное слово и объясняют свой выбор Работают в группе. Находят и читают статью в словаре, определяют, подходит ли оно. Выдвигают предположения Читают задачи в учебнике, коллективно составляют кластер | Л – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение П – осуществление поиска информации из собственного опыта, словаря К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение объяснять смысл слова П - умение пользоваться словарем, вычитывать информацию, данную в явном виде. Пред. - умение работать в группе, К - выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, принимать мнение других П - умение пользоваться учебником, вычитывать информацию, данную в явном виде. |
- 1. Нам надо узнать историю изобретения велосипеда. - Итак, мы отправимся путешествовать во времени. Отсчет времени. (прошлое, настоящее, будущее) (Щелчок) - Найдите у себя на партах изображения старинных велосипедов и разместите их на ленте времени. Какой был первый, второй, третий и т.д. (Работа в группах) (Учитель обходит группы и вызывает одного представителя) Проверим. История (Слайды о этих велосипедах) В процессе чтения устанавливается порядок «Костотряс», «паук»(появляется на ленте времени-прошлое) Физкультминутка. Представим, что мы едем на велосипеде. Устройство -2. Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная? - Из каких ещё деталей состоит велосипед? (Называют дети части велосипеда, которые знают) если что-то не назвали, то ищут в книге и дополняют). Выполняем работу по очереди, выходя к доске. Затем сравнивают с образцом. Виды велосипедов 3.- Скажите, а современные велосипеды отличаются от старинных? Можете назвать чем? - Правильно. После изобретения, велосипед менялся. Какие вы знаете? - В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные. (Слайд) Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль. Вы видели такой велосипед? (Слайд ) Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. А такой велосипед вы видели? (Слайд ) Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 км/ч. А этот велосипед вам знаком? - Ребята, а у вас есть велосипед? К какому виду он может относиться? Правильно, ваш велосипед – подростковый. (Слайд) - А на каком велосипеде вы начинали кататься? Опишите его. Такой велосипед называется детским. (Слайд) (Слайд ) Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые, велоколяски. (Слайд ) А ещё есть водные велосипеды. 4.- В каком времени мы сейчас находимся? (В настоящем) Появляются на ленте времени-настоящее) - А теперь пришло время отправиться в будущее. (Слайд ) - И вот задание: помогите придумать велосипед будущего. Возьмите чистый лист и цветные карандаши и пофантазируйте. Но есть одно условие – эту работу нужно сделать быстро. Нам нельзя долго находиться в будущем, чтобы его не изменить. - Посовещайтесь в группе и скажите, чем будут отличаться велосипеды будущего. Рисунки появляется На ленте времени-будущее) - Молодцы, ребята! А теперь вернемся в настоящее и попробуем ответить на вопрос :Для чего современному человеку велосипед? Принесёт ли вам пользу езда на велосипеде? Природе? Городу? (Прием «Мозговой штурм») Обсудите ответы на этот вопрос в группах и дайте свои ответы. - Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше здоровье. Любая вещь должна быть безопасной. Вы знаете правила безопасного использования велосипеда? - Откройте учебник на с.23 и прочитайте. Выезжать на проезжую часть можно только после прохождения обучения с 14 лет; До 14 лет можно ездить во дворах, на стадионах или в парках; - Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Буксировка. Перевозка пассажиров. Езда, не держась за руль. Перевозка крупногабаритных грузов. | Высказывают предположения Высказывают предположения Знакомство с историей изобретения велосипеда. Выделение нужной информации для ответа на вопрос: Сколько механизмов ? Ответы детей. Находят рисунки и размещают на ленте времени
Повторяют движения
Предположения детей. Работают с учебником. Предположения детей
Работа в парах. По одному представителю от группы выходят к доске и выполняют задание Сравнение выполнения задания с оригиналом. Ответы детей на основе полученных знаний и личного опыта Смотрят презентацию и слушают рассказ учителя. Ответы детей в зависимости от личного опыта. Предположения учащихся Находят рисунки с современными велосипедами и размещают их на ленте времени Создают рисунки велосипеда будущего.
Предположения детей Размещают рисунки на ленте времени Работа в группах Высказывание предположений Ответы детей Работают с учебником Обобщают прочитанное | П - определять сходство и различие объектов; получать информацию из текста и рисунка; Пред. - выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять место на ленте времени К - оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки. Пред. - рассказывать об устройстве велосипеда; выдвигать предположения и доказывать их; Р - ориентироваться в учебнике; высказывать свои предположения; сравнивать выполнение своего задания с эталоном; К - работать в парах; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. П - определять части предмета; получать информацию из текста и рисунка в учебнике Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки. |
- Предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю». (Слайд 21) Я буду читать вопросы, а вы хлопаете если «верю» Вопросы: Верите ли вы, что ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-) ….., он был деревянный (+) ….., у велосипеда не было педалей (+) ….., самокат, паук, костотряс – это всё название разные виды транспорта (-) ….., есть велосипед с одним колесом (+) ….., есть двухместные велосипеды (+) ….., для велосипедистов не существует правил езды (-) ….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (-) - Выполнение заданий в рабочей тетради С.18 №3 (Самооценка.) дополнительно, если позволит время. |
Работа в парах с таблицей Выполняют задание и оценивают себя | Р - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; Л – понимать значение знаний для человека и принимать его. |
- Давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот урок. - Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были решены?) В группе обсудите вашу работу и поднимите один сигнал , который соответствует данной характеристике. Каждая группа поднимает сигнал после обсуждения: Зелёный винтик – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой; Желтый – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен; Красный винтик – допущено много ошибок, работой не доволен. К чему же нам надо стремиться? (К зеленому цвету – выполнять работу без ошибок и быть довольным своей работой. А ещё – выполнять правила дорожного движения) - Поднимите руку те, кому сегодня было интересно. - А теперь поднимут руку те, кто узнал что-то новое. - Кому сегодня было трудно? В чем? - Какими знаниями вы поделитесь с родителями, друзьями? - Вам понравился урок? - Вы сегодня поработали очень хорошо! Я говорим вам СПАСИБО! (Слайд ) | Ответы детей Сравнивают кластер со своей работой на уроке Оценивают свою работу на уроке и работу в группе. | Р - оценивать результат своих действий; давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке П - делать выводы в результате совместной работы всего класса. |