2. Актуализация изученного материала. | Проверяет домашнее задание. Организует работу с пословицами. Труд украшает ….. человека. Какие труды, ….. такие и плоды. Терпение и труд всё перетрут. http://learningapps.org/display?v=pf99v2pcc16 Проводит речевую разминку. - Прочитайте пословицу печально, удивленно, радостно. Терпение и труд всё перетрут. - Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе. | Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением. Составляют пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем. |
4. Изучение нового материала. | Знакомство с биографией Н.Н.Носова. - Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов. - Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать? Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! - Сейчас предлагаю вам определить название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. (ЗАЛ – Л) + (ПЛАТОК – О) + А = ? «ЗАПЛАТКА» http://learningapps.org/display?v=p4hfopkta16 - Что такое заплатка? (ЗАПЛАТКА - кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки. В основе слова лежит древнерусское слово «плат», что означает кусок материи. От этого слова образовались слова «платок», «платье», «заплатка»). Проводит словарную работу. - В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма) Чернильный карандаш – карандаш, который при смачивании пишет как чернила. Досада – чувство раздражения, недовольства вследствие неудачи, обиды. http://learningapps.org/display?v=pd9semx1k16 Организует предварительную работу с текстом для побуждения к чтению. - Прочитайте на доске слова шепотом. Досада, штаны, забор, гвоздь, замечательные, зашивать, защитного, солдатские, рассердилась, завидовали. - Найдите слово замечательные, прочитайте слова – соседи. Прочитайте слово, стоящее перед словом рассердилась. Прочитайте слово, следующее за словом зашивать, первое и последнее (Убираю плакат со словами). - Проверим, как вы внимательно читали эти слова. Я называю слово, если оно было, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете. Самокат, забор, солдатские, стыдно, пуговица, зацепился, рассердилась, завидовали. - В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Чтение слов хором по слогам и целыми словами. Объяснение слов. Из ма-те-ри-и, ве-ли-чи-ной, ак-ку-рат-но, не у-ко-лоть-ся, смор-щи-лась, за-но-во, пе-ре-де-лы-вать. http://learningapps.org/display?v=prvsvpgpc16 Организует работу с текстом, после чтения каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста. Первичное прочтение текста (прослушивание аудиозаписи). - Кому понравилось это произведение? Что хотел сказать автор? Работа с текстом І части (чтение цепочкой). - Почему зеленые штаны очень нравились Бобке? Прочитайте как об этом пишет автор. - Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны? - Как встретила его мама? Почему? - Можно ли заменить слова «проворчал Бобка» словами «сказал Бобка». Изменится ли смысл? - Озаглавьте І-ю часть. | Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение партнёра, работать в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения; развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре и в группах. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы. Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
| Работа со ІІ частью (фронтально по абзацам). - Как повел себя Бобка? Что он решил сделать? - Почему Бобке стало стыдно? - Что решил сделать Бобка? Какая получилась заплатка? Покажите мимикой. Вывод: Как важно каждое слово в художественном тексте. Как точно найденное сравнение помогает зримо представить описываемый предмет. - Озаглавьте ІІ часть. Работа с ІІІ частью (чтение про себя) - Почему Бобка стал переделывать работу? - Найдите в тексте слова, которые помогают представить, что работа была нелегкая. - Как выглядела заплатка во второй раз? Прочитайте. Как надо читать эти слова? - Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно. - Озаглавим ІІІ часть пословицей о труде. - Таким образом, мы смогли составить план рассказа. 1. Хвастливый лентяй. 2. Чувство стыда. 3. Терпение и труд все перетрут. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
5. Закрепление изученного материала. | Организует выполнение упражнения «Восстанови слово». - Из слов убежали гласные. Угадайте их. ПЛЬЦ, ЗПЛТК, ГЛК, ПГВЦ, ШТН. http://learningapps.org/display?v=p1vpitr0316 Организует работу с пословицами. - Прочитайте пословицы. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Торопливый дважды одно дело делает. Делано наспех – и сделано насмех. У плохого мастера и пила плохая. http://learningapps.org/display?v=pzz4112rk16 - Выберите пословицы, которые подходят к рассказу. - Как вы их понимаете? - Какова же идея этого рассказа (чему учит)? Чтобы вы посоветовали герою этого произведения? - Расставьте предложения в хронологическом порядке. Все ребята, конечно завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было. Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась. Дело было это нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. http://learningapps.org/display?v=pw93bj0nv16 Организует выполнение тестирования. Мини-тест 1. Какой новой вещью хвастался Бобка? а) штанами б) курткой в) рубашкой г) шортами. 2. Какие штаны были у Бобки? а) школьные б) солдатские в) спортивные г) джинсовые. 3. Обо что порвал новую вещь Бобка? а) о крючок б) о замок в) о гвоздь г) о стекло. 4. Что сделал мальчик с порванной вещью? а) подарил другу б) зашил дырку в) выкинул. 5. Сколько раз перешивал заплатку Бобка? а) 10 раз б) 1 раз в) 2 раза г) 4 раза. 6. Что ещё после качественной работы по зашиванию штанов захотел пришить Бобка? а) воротник б) штанину в) пуговицу г) рукав. http://learningapps.org/display?v=pb7zm2vrn16 | Решают орфографическую задачу | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме |
6.Итог урока. Рефлексия. | – Ребята, перед каждым из вас лежит заплатка. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите заплатку зеленым цветом. Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет. Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный. – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас! | Оценивают свою работу. | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |