1.Организацион ный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. На уроке не болтай, Как заморский попугай. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей! | Самоконтроль готовности, настрой на работу. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
3. Мотивация и целеполагание. | Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известном мультике найдём Помощника весёлого. Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится» - Так кто же оказался нашим веселым помощником? Коротышка озорной В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка И зовут его…Незнайка. - К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.) - А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы. | Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. | Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Изучение нового материала. | Знакомит с биографией Н.Н.Носова. - Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов. - Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать? Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! - Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Сегодня мы познакомимся с рассказом, название которого вам понадобится расшифровать. «АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».) - Как вы думаете, какая тема урока? (Николай Носов и его рассказ «Мишкина каша».) - Какие цели мы можем поставить? Узнаем … (биографию Н. Носова) Познакомимся… (рассказом «Мишкина каша») Проводит словарную работу. - В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Пальцы оближешь – так говорят о чем-то вкусном. Размазня – 1) жидкая каша; 2) нерешительный человек. Растяпа – неловкий человек, делающий всё невнимательно, плохо. Леска – длинная прочная нить, обычно применяемая для ловли рыбы. Пескарь – маленькая речная рыбка семейства карповых. Смрад – отвратительный, мерзкий запах. http://learningapps.org/display?v=p7jk88uit16 Определение вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока; способа выявления первичного восприятия с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? – Выразите своё мнение о рассказе одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – Что вас рассмешило? – От чьего имени ведется рассказ? (Этот рассказ ведется от имени мальчика Коли, друга Мишки.) – Автор рассказа и друг Мишки – один и тот же человек? Почему вы так думаете? Может быть, Николай Носов вспоминает свои детские приключения? – Разные ли характеры у мальчиков? (Мальчики обладают довольно разными характерами.) – Рассмотрите схему на доске и ответьте на вопросы: – С чего начинается история? (Завязка.) – Как продолжается история? (Развитие действия.) – Какой самый острый момент? (Кульминация.) – Как разрешается конфликт? (Развязка.) – Как заканчивается история? (Заключение.) http://learningapps.org/display?v=p4t6ih96n16 | Расшифровка слова Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. Продолжение работы над новым материалом | Организует работу с текстом, после чтения (по цепочке) каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста. 1-я остановка. - Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.) - Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Миша? Докажите словами текста. - Как вы думаете, кашу сварить трудно? Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя. 2-я остановка. - Кто из друзей принимает решение за обоих? А кто полностью рассчитывает на другого? - Уверенно ли действует Мишка? Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. Предположите, получится ли у них каша. Читаем дальше. 3-я остановка. - Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте самые смешные строчки. - От чьего имени ведется повествование? Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения. - Разные ли характеры у мальчиков? - Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легкомысленный, не задумывается о последствиях.) Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуверенность и оптимизм. - Кстати, что такое оптимизм? А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией? - Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.) Прочитайте фразу с правильной интонацией. - А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.) - Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удовольствием перекладывает на друга решение сложной задачи? - Кто из друзей лучше понимает причины неудачи? - Какие это причины? Предположите, как можно выйти из этой ситуации. 4-я остановка. - Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков? - Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный? Какие его высказывания это подтверждают? - А кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца? - Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник? - Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа? - Коля по-прежнему рассудителен и разумен? - В чем главный недостаток его советов? - Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение? - Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки. - Как вы думаете, что заинтересовало Мишу? - Кто из двух друзей обладает чувством юмора? - Смешной или грустной показалась эта история? - Какие чувства вы испытали? | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка | Показывает упражнения. Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад) Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх –вниз) Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд) Как Знайка многому учить, (руки в стороны) И сочинять стихи как Цветик. Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх) «Незнайка, чтобы научиться, Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором) | Выполняют упражнения | Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. |
6. Закрепление изученного материала. | Проводит сравнительный анализ характеров главных героев. - Сравните характеры мальчиков. Миша Коля Сообразительный Осторожный Предприимчивый Сомневающийся Самонадеянный Рассудительный Легкомысленный Разумный Невнимательный Основательный (не умеющий слушать) Оптимист (верит в лучшее) Реалист http://learningapps.org/display?v=p6se5n64t16 -Докажите, что характеры у героев разные. (Нет, они разные. Миша - легкомысленный, но самоуверенный, решительный, а его друг - осторожный, сомневающийся, но разумный.) - Кто из мальчиков вам больше нравится? Почему? Предлагает работу над созданием постера «Хорошее - плохое». - Напишите в один столбик хорошие качества мальчиков, а в другой – плохие. Организует работу с пословицами. - Выбери пословицы, которые подходят к рассказу. 1) Дело мастера боится. 2) Все в руках горит. 3) Каша хвалилась, что с маслом родилась. 4) Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. http://learningapps.org/display?v=ptksn2bhj16 | Сравнивают характеры главных героев. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения. Создание постера «Хорошее – плохое» Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
7.Итог урока. Рефлексия. | – Ребята, перед каждым из вас находятся кастрюли. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно, вы многое усвоили и многое узнали - тогда выберите кастрюлю с кашей и ложкой. Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берите кастрюлю с кашей, но без ложки. Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – то ваш выбор падет на пустую кастрюлю. – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас! | Оценивают свою работу. | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |