kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта. Н.Носов "Мишкина каша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке литературного чтения по теме "Н.Носов."Мишкина каша".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Н.Носов "Мишкина каша"»

Технологическая карта урока


Тема: Н.Н. Носов «Мишкина каша».

Цель: познакомить с содержанием рассказа «Мишкина каша»; способствовать формированию умения открывать секреты смешного; стимулировать развитие умения творчески мыслить и критически оценивать ситуацию. Воспитывать взаимоуважение, коллективизм и самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научится выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений); делить текст на смысловые части; получит возможность научиться понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные УУД: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Фантазёры», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, инфографический плакат, отрывок из мультфильма «Незнайка учится», видео «Незнайка и его друзья» (для физминутки), изображение кастрюль (с кашей и ложкой, без ложки, пустой).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1.Организацион ный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Самоконтроль готовности, настрой на работу.


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация изученного материала.

Проверяет домашнее задание.

Проводит речевую разминку.

- Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением.

Дело мастера боится.


Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением.


Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполагание.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощника весёлого.

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»

- Так кто же оказался нашим веселым помощником?

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

- К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.)

- А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала.

Знакомит с биографией Н.Н.Носова.

- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.

- Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать?

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Сегодня мы познакомимся с рассказом, название которого вам понадобится расшифровать.

«АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».)

- Как вы думаете, какая тема урока?

(Николай Носов и его рассказ «Мишкина каша».)

- Какие цели мы можем поставить?

Узнаем … (биографию Н. Носова)

Познакомимся… (рассказом «Мишкина каша»)

Проводит словарную работу.

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Пальцы оближешь – так говорят о чем-то вкусном.

Размазня – 1) жидкая каша; 2) нерешительный человек.

Растяпа – неловкий человек, делающий всё невнимательно, плохо.

Леска – длинная прочная нить, обычно применяемая для ловли рыбы.

Пескарь – маленькая речная рыбка семейства карповых. 

Смрад – отвратительный, мерзкий запах.

http://learningapps.org/display?v=p7jk88uit16

Определение вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока; способа выявления первичного восприятия с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся.

– Понравилось произведение?

– Выразите своё мнение о рассказе одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– Что вас рассмешило?

– От чьего имени ведется рассказ? (Этот рассказ ведется от имени мальчика Коли, друга Мишки.)

– Автор рассказа и друг Мишки – один и тот же человек? Почему вы так думаете? Может быть, Николай Носов вспоминает свои детские приключения?

– Разные ли характеры у мальчиков? (Мальчики обладают довольно разными характерами.)

– Рассмотрите схему на доске и ответьте на вопросы:

– С чего начинается история? (Завязка.)

– Как продолжается история? (Развитие действия.)

– Какой самый острый момент? (Кульминация.)

– Как разрешается конфликт? (Развязка.)

– Как заканчивается история? (Заключение.)

http://learningapps.org/display?v=p4t6ih96n16














Расшифровка слова





























Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.


Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

















Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах.


Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Физминутка

Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»

Выполняют упражнения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.


5. Продолжение работы над новым материалом

Организует работу с текстом, после чтения (по цепочке) каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста.
1-я остановка.

- Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.)

- Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Миша? Докажите словами текста.

- Как вы думаете, кашу сварить трудно? Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя.

2-я остановка.

- Кто из друзей принимает решение за обоих? А кто полностью рассчитывает на другого?

- Уверенно ли действует Мишка? Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. Предположите, получится ли у них каша. Читаем дальше.

3-я остановка.

- Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте самые смешные строчки.

- От чьего имени ведется повествование? Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения.

- Разные ли характеры у мальчиков?

- Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легкомысленный, не задумывается о последствиях.) Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуверенность и оптимизм.

- Кстати, что такое оптимизм? А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией?

- Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.) Прочитайте фразу с правильной интонацией.

- А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.)

- Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удовольствием перекладывает на друга решение сложной задачи?

- Кто из друзей лучше понимает причины неудачи?
- Какие это причины? Предположите, как можно выйти из этой ситуации.

4-я остановка.

- Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков?
- Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный? Какие его высказывания это подтверждают?
- А кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца?

- Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник?

- Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа?

- Коля по-прежнему рассудителен и разумен?
- В чем главный недостаток его советов?

- Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение?

- Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки.

- Как вы думаете, что заинтересовало Мишу?

- Кто из двух друзей обладает чувством юмора?

- Смешной или грустной показалась эта история?

- Какие чувства вы испытали?

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.


Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).


Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.



Физминутка

Показывает упражнения.

Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад)

Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх –вниз)

Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд)

Как Знайка многому учить, (руки в стороны)

И сочинять стихи как Цветик.

Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх)

«Незнайка, чтобы научиться,

Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором)

Выполняют упражнения

Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья.


Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

6. Закрепление изученного материала.

Проводит сравнительный анализ характеров главных героев.

- Сравните характеры мальчиков.

           Миша                Коля

Сообразительный        Осторожный

Предприимчивый        Сомневающийся

Самонадеянный         Рассудительный

Легкомысленный         Разумный
Невнимательный Основательный

(не умеющий слушать)    

Оптимист (верит в лучшее) Реалист

http://learningapps.org/display?v=p6se5n64t16

-Докажите, что характеры у героев разные. (Нет, они разные. Миша - легкомысленный, но самоуверенный, решительный, а его друг - осторожный, сомневающийся, но разумный.)

- Кто из мальчиков вам больше нравится? Почему?

Предлагает работу над созданием постера «Хорошее - плохое».

- Напишите в один столбик хорошие качества мальчиков, а в другой – плохие.

Организует работу с пословицами.

- Выбери пословицы, которые подходят к рассказу.

1) Дело мастера боится.

2) Все в руках горит.

3) Каша хвалилась, что с маслом родилась.

4) Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

http://learningapps.org/display?v=ptksn2bhj16

Сравнивают характеры главных героев. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 













Создание постера «Хорошее – плохое»



Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.


Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют оформлять свои мысли в устной форме.








Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

7.Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, перед каждым из вас находятся кастрюли. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно, вы многое усвоили и многое узнали - тогда выберите кастрюлю с кашей и ложкой.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берите кастрюлю с кашей, но без ложки.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – то ваш выбор падет на пустую кастрюлю.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз,
 
С великим удовольствием, конечно,
 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Вы уже знаете что для создания мультфильма, нужно много времени, поэтому мы попробуем создать диафильм. Вы разделитесь на группы, каждая группа проиллюстрирует определенный отрывок рассказа. Чтобы нарисовать кадры к диафильму, нужно хорошо знать текст. А для этого его нужно перечитать. Рисованные герои не умеют разговаривать. Такой диафильм будет скучным и непонятным. Поэтому на следующем уроке мы его озвучим, а для этого дома нужно потренироваться пересказывать текст.

Д.з.:

  • подготовить чтение по ролям,

  • сделать иллюстрацию к рассказу,

  • подготовить пересказ.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Перескажите еще раз –

И запомните рассказ.

Записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Технологическая карта. Н.Носов "Мишкина каша"

Автор: Кукурузова Евгения Валериевна, Токаржевская Тамила Доминиковна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства