Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. На уроке не болтай, Как заморский попугай. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей! | Самоконтроль готовности, настрой на работу. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
2. Актуализация изученного материала. | Проверяет домашнее задание. Проводит речевую разминку. - Ребята, вспомним главное правило. Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре, Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим! - Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением. Горькая правда лучше красивой лжи. | Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением. Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем. |
3. Мотивация и целеполагание. | Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известном мультике найдём Помощника весёлого. Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится» - Так кто же оказался нашим веселым помощником? Коротышка озорной В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка И зовут его…Незнайка. - К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.) - А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы. | Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Изучение нового материала. | Знакомит с биографией Н.Н.Носова. - Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов. - Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать? Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! - Прочитайте только красные буквы и вы узнаете название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ – Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова «Фантазёры». Страна Вообразилия- Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать. Словарная работа. – С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали. – Кто такие фантазёры? Из словаря Ожегова: Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать. Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. http://learningapps.org/display?v=pj5ouwirj16 – Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова. Предварительная работа с текстом. - В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). рас-ска-зы-ва-ли рассказывали де-вя-но-сто девяносто пе-ре-плы-вал переплывал по-ду-ма-ешь подумаешь пе-ре-врать переврать иг-ру-шеч-ный игрушечный http://learningapps.org/display?v=p383z7c2a16 -Внимание загадка! (Чтение перевернутого текста). .тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ http://learningapps.org/display?v=p07h9iaqa16 -Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл? - Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором. - Это начало рассказа «Фантазёры». Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми. - Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить. - Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? | Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами: | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию. Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физминутка | Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья» | Выполняют упражнения | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | |
5. Продолжение работы над новым материалом | Выборочное чтение. - Понравилась ли вам история? - Что понравилось больше всего? - Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст? - Прочитайте про «нападение акулы». - Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус? - Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного? - Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром? - Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно? Беседа после чтения. -Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев? -Кого из героев можно назвать вруном? Почему? - Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии? - Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем? -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? Итак, необходимо отличать фантазию и враньё. Игра «Хорошо - плохо» - Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Придумывать ради собственного удовольствия. Обманывать кого-то с выгодой для себя. Сочинять интересную историю. Обманывать, чтобы получить какую-то пользу. http://learningapps.org/display?v=pahdk9whn16 Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка | Показывает упражнения. Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад) Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх – вниз) Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд) Как Знайка многому учить, (руки в стороны) И сочинять стихи как Цветик. Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх) «Незнайка, чтобы научиться, Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором) | Выполняют упражнения | Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. |
6. Закрепление изученного материала. | Игра «Помогите Незнайке». - Мы уже умеем отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья. Давайте же поможем Незнайке разобраться в этом. -Разделите слова на две группы: (врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать). - Объясните своё решение. Врать сочинять Обманывать выдумывать Лгать изобретать Клеветать фантазировать Людям приносит вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать). Людям приносит пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать). Одновременно идет работа над смысловым значением слов. Вывод: если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё. Как гласит русская пословица, «Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает». Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом. Выдумку можно простить, ложь – никогда. Раз соврал – навек лгуном стал. Жизнь дана на добрые дела. http://learningapps.org/display?v=prs2o8pb516 Беседа по вопросам. 1) Чем вам понравился рассказ? 2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? 3) А был ли фантазёром Игорь? 4) Как назвали его ребята? 5) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? 6) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему? 7) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе? 8) Не случилось ли подобное с вами? 9) В чем главная мысль рассказа? Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой. – Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу. Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной: Мы, ученики ___ класса школы № ___, клянёмся и обещаем: Фантазировать, писать и сочинять, Думать много и над текстом размышлять, Но не врать, не лгать никогда Мы клянёмся друг другу всегда! Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся! | Отвечают на вопросы. Решают орфографическую задачу Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
7. Итог урока. Рефлексия. | – Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа фокусника. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда выберите шляпу с кроликом. Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете шляпу с выглядывающими кроличьими ушками. Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – пустую шляпу. – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас! | Оценивают свою работу. | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
8. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. - Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Д.з.: подготовить чтение по ролям, подготовить иллюстрацию к рассказу, подготовить пересказ по плану. Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о том: Что рассказано? О чем? Что зачем произошло? И к чему все привело? Перескажите еще раз – И запомните рассказ. | Записывают домашнее задание | |