kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта. Н.Носов "Фантазеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке литературного чтения по теме "Н.Носов."Фантазеры".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Н.Носов "Фантазеры"»

Технологическая карта урока



Тема: Н.Н. Носов «Фантазеры».

Цель: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазёры», способствовать формированию умения проводить грань между выдумкой и ложью, умения анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика; строить собственные суждения о произведении и его героях, рассуждать, фантазировать, делать выводы; продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; способствовать развитию речи, мышления учащихся, воображения; стимулировать организацию деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; способствовать воспитанию положительных качеств личности учащихся, доброго отношения друг к другу, интереса к литературным произведениям.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Предметные УУД: уметь находить слова из толкового словаря,  различать героя обманщика и героя – выдумщика.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Фантазёры», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, инфографический плакат, отрывок из мультфильма «Незнайка учится», видео «Незнайка и его друзья» для физминутки, изображения шляп фокусника (с кроликом, с кроличьими ушками, пустые).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Самоконтроль готовности, настрой на работу.


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация изученного материала.

Проверяет домашнее задание.

Проводит речевую разминку.

- Ребята, вспомним главное правило.
Каждый день всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Верно, четко говорим, 
Никогда мы не спешим!

- Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением.

Горькая правда лучше красивой лжи.

Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением.


Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполагание.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощника весёлого.

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»

- Так кто же оказался нашим веселым помощником?

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

- К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.)

- А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала.

Знакомит с биографией Н.Н.Носова.

- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.

- Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать?

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- Прочитайте только красные буквы и вы узнаете название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова «Фантазёры».

Страна Вообразилия-

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

Неправда и фантазия.

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

Словарная работа.

– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.

– Кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

  • Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

  • Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.

  • Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

http://learningapps.org/display?v=pj5ouwirj16

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.

Предварительная работа с текстом.

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).

рас-ска-зы-ва-ли рассказывали

де-вя-но-сто девяносто

пе-ре-плы-вал переплывал

по-ду-ма-ешь подумаешь

пе-ре-врать переврать

иг-ру-шеч-ный игрушечный

http://learningapps.org/display?v=p383z7c2a16

-Внимание загадка! (Чтение перевернутого текста).

.тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ

http://learningapps.org/display?v=p07h9iaqa16

-Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл?

- Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором.

- Это начало рассказа «Фантазёры».

Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

- Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить.

- Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?











































Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.









Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами:

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 









Коммуникативные: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.


Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Физминутка

Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»

Выполняют упражнения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.


5. Продолжение работы над новым материалом

Выборочное чтение.

- Понравилась ли вам история?

- Что понравилось больше всего?

- Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст?

- Прочитайте про «нападение акулы».

- Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус?

- Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного?

- Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром?

- Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно?

Беседа после чтения.

-Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

-Кого из героев можно назвать вруном? Почему?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

-Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?

Итак, необходимо отличать фантазию и враньё.

Игра «Хорошо - плохо»

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

http://learningapps.org/display?v=pahdk9whn16

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.


Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).



Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.



Физминутка

Показывает упражнения.

Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад)

Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх – вниз)

Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд)

Как Знайка многому учить, (руки в стороны)

И сочинять стихи как Цветик.

Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх)

«Незнайка, чтобы научиться,

Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором)

Выполняют упражнения

Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья.



Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

6. Закрепление изученного материала.

Игра «Помогите Незнайке».

- Мы уже умеем отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья. Давайте же поможем Незнайке разобраться в этом.

-Разделите слова на две группы: (врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).

Объясните своё решение.

     Врать                                                 сочинять

     Обманывать                                     выдумывать

     Лгать                                                  изобретать

     Клеветать                                          фантазировать

Людям приносит вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать).

Людям приносит пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать).

Одновременно идет работа над смысловым значением слов.

Вывод: если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё. Как гласит русская пословица, «Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает».

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?  

  • Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

  • Выдумку можно простить, ложь – никогда.

  • Раз соврал – навек лгуном стал.

  • Жизнь дана на добрые дела.

http://learningapps.org/display?v=prs2o8pb516

Беседа по вопросам.

1) Чем вам понравился рассказ?

2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? 

3) А был ли фантазёром Игорь? 

4) Как назвали его ребята? 

5) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? 

6) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?

7) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?

8) Не случилось ли подобное с вами?

9) В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.

– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.

Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:

Мы, ученики ___ класса школы № ___, клянёмся и обещаем:

Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Отвечают на вопросы.

 










Решают орфографическую задачу








Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

7. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа фокусника. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда выберите шляпу с кроликом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете шляпу с выглядывающими кроличьими ушками.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – пустую шляпу.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз,
 
С великим удовольствием, конечно,
 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.



Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Д.з.:

  • подготовить чтение по ролям,

  • подготовить иллюстрацию к рассказу,

  • подготовить пересказ по плану.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Перескажите еще раз –

И запомните рассказ.

Записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Технологическая карта. Н.Носов "Фантазеры"

Автор: Кукурузова Евгения Валериевна, Токаржевская Тамила Доминиковна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства