| Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | 
  | 1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.   Прозвенел уже звонок. Начинается урок. На уроке не болтай, Как заморский попугай. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей! | Самоконтроль готовности, настрой на работу. 
 | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | 
  | 2. Актуализация изученного материала. | Проверяет домашнее задание.   Проводит речевую разминку. - Ребята, вспомним главное правило. Каждый день всегда, везде,
 На занятиях, в игре,
 Верно, четко говорим,
 Никогда мы не спешим!
 - Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением.   Горькая правда лучше красивой лжи. | Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением. 
 Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем. | 
  | 3. Мотивация и целеполагание. | Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известном мультике найдём Помощника весёлого.  Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»  - Так кто же оказался нашим веселым помощником?   Коротышка озорной В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка И зовут его…Незнайка.  - К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.)   - А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы. | Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. 
 Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу; уметь оформлять свои мысли в устной форме.   | 
  | 4. Изучение нового материала. |  Знакомит с биографией Н.Н.Носова.  - Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.  - Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать? Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел!  - Прочитайте только красные буквы и вы узнаете название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ    – Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова «Фантазёры». Страна Вообразилия- Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать.  Словарная работа.  – С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.  – Кто такие фантазёры?  Из словаря Ожегова:   Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать. Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.  http://learningapps.org/display?v=pj5ouwirj16    – Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.  Предварительная работа с текстом.  - В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).    рас-ска-зы-ва-ли рассказывали  де-вя-но-сто девяносто  пе-ре-плы-вал переплывал  по-ду-ма-ешь подумаешь  пе-ре-врать переврать  иг-ру-шеч-ный игрушечный  http://learningapps.org/display?v=p383z7c2a16    -Внимание загадка! (Чтение перевернутого текста).  .тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ  http://learningapps.org/display?v=p07h9iaqa16    -Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл?    - Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором.  - Это начало рассказа «Фантазёры».   Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.  - Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить. - Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами: | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
 
 
 
 
 
 
 
 Коммуникативные: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. 
  Познавательные: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию. 
 Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 
 | 
  | Физминутка | Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»   | Выполняют упражнения | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | 
 | 
  | 5. Продолжение работы над новым материалом |   Выборочное чтение.  - Понравилась ли вам история?    - Что понравилось больше всего?  - Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст?  - Прочитайте про «нападение акулы».  - Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус?  - Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного?    - Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром? - Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно?     Беседа после чтения. -Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?  -Кого из героев можно назвать вруном? Почему?   - Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии? - Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?  -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?    Итак, необходимо отличать фантазию и враньё.  Игра «Хорошо - плохо»    - Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.  Придумывать ради собственного удовольствия.   Обманывать кого-то с выгодой для себя.  Сочинять интересную историю.  Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.  http://learningapps.org/display?v=pahdk9whn16   Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. 
 | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). 
 
 Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. 
 
 | 
  | Физминутка   | Показывает упражнения.  Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад)  Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх – вниз)  Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд)  Как Знайка многому учить, (руки в стороны)  И сочинять стихи как Цветик.    Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх)  «Незнайка, чтобы научиться,  Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором) | Выполняют упражнения | Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья. 
 
 Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | 
  | 6. Закрепление изученного материала. |  Игра «Помогите Незнайке».    - Мы уже умеем отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья. Давайте же поможем Незнайке разобраться в этом.    -Разделите слова на две группы: (врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).    - Объясните своё решение.       Врать                                                 сочинять       Обманывать                                     выдумывать       Лгать                                                  изобретать       Клеветать                                          фантазировать  Людям приносит вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать).    Людям приносит пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать).    Одновременно идет работа над смысловым значением слов.  Вывод: если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё. Как гласит русская пословица, «Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает».  Работа с пословицами.    - Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?       Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом. Выдумку можно простить, ложь – никогда. Раз соврал – навек лгуном стал. Жизнь дана на добрые дела.  http://learningapps.org/display?v=prs2o8pb516    Беседа по вопросам.  1) Чем вам понравился рассказ?  2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему?   3) А был ли фантазёром Игорь?   4) Как назвали его ребята?   5) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря?   6) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?  7) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?  8) Не случилось ли подобное с вами?  9) В чем главная мысль рассказа?  Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.  – Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.  Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:  Мы, ученики ___ класса школы № ___, клянёмся и обещаем: Фантазировать, писать и сочинять,Думать много и над текстом размышлять,
 Но не врать, не лгать никогда
 Мы клянёмся друг другу всегда!
 Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
 | Отвечают на вопросы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 Решают орфографическую задачу 
 
 
 
 
 
 
 Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы. | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. 
 Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой. 
 Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. | 
  | 7. Итог урока. Рефлексия. | – Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа фокусника. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда выберите шляпу с кроликом. Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете шляпу с выглядывающими кроличьими ушками.   Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – пустую шляпу.   – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз,
 С великим удовольствием, конечно,
 Поставлю вам оценки я сейчас!
 | Оценивают свою работу.   | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. 
 
 Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. 
 Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | 
  | 8. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. - Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Д.з.:   подготовить чтение по ролям, подготовить иллюстрацию к рассказу, подготовить пересказ по плану.   Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о том: Что рассказано? О чем? Что зачем произошло? И к чему все привело? Перескажите еще раз – И запомните рассказ. | Записывают домашнее задание | 
 |