ГБОУ ООШ пос. Ровно- Владимировка Волжского района Самарской области
Кольниченко Г.А.
Тема | Уравнения |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с понятием «уравнение», научить решать уравнения с неизвестными компонентами-слагаемыми на основе взаимосвязи между частью и целым |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учатся решать уравнения; закрепляют навыки решения простых задач; повторяют термины компонентов при сложении и вычитании; отрабатывают навыки счёта в пределах 10; развивают логическое мышление, аналитические способности, внимание, память. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; осознают эстетические потребности и ценности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают своё поведение и поведение окружающих; проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества; признают возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата, корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения). |
Основное содержание темы, понятия и термины | Понятие «уравнение» |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку с использованием мультимедийной доски; «волшебный квадрат», рисунки, таблички с записью термина «уравнение», таблицы с названием компонентов чисел, таблички для игры «Молчанка», наборное полотно. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивация к учебной деятельности | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. | Настраивает учащихся на работу, раскрепощает их. -Долгожданный дан звонок Начинается урок. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный. Сегодня в классе у ребят урок очень важный. - Ребята, сегодня на уроке я предлагаю отправиться в ИКСпедицию. Мы должны исследовать одну очень важную тему. Вы согласны? Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с предметом изучения. И мы, прежде, чем узнать, что это за тема, должны её рассмотреть, но сначала я предлагаю решить несколько примеров устно. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Устный счёт | Игра «Молчанка» | Слайд № 2 - Первое задание от зайца-моряка Учитель указкой показывает на пример, вызывает ученика к доске, он молча записывает ответ, остальные проверяют и, если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны,- то вниз. Слайд № 3 - Второе задание потруднее «Веер знаков арифметических действий». Учитель говорит математическое предложение, учащиеся показывают арифметический знак. | Выполняют указания учителя (решают примеры, показывают знаки) Показывают знаки |
III. Открытие нового знания и формулирование темы. | Коллективная. Практический. | -Какие качества мы возьмём с собой? Слайд № 4 (смелость, выносливость, ум). - Каждый моряк должен уметь работать с шифрами. На слайде что-то зашифровано. Вы должны расшифровать. Слайд № 5 - Какие слова зашифрованы? Какое слово лишнее? Почему? - Мы будем путешествовать на разных кораблях. Слайд № 6 Разделимся на 2 команды и выберем капитанов. Задание капитанам. 1. Запишите равенство с «окошком» О + 4=9 - Какое число вставили в окошко? Почему? 2. Рассмотрим равенство: Х+5=8 - Сможете ли вы решить его? - Что объединяет эти оба выражения в заданиях 1 и 2? - Как называются числа при сложении? - Что неизвестно и в первом и во втором выражениях? Слайд № 7 -Неизвестный компонент можно обозначить по-разному. Чаще всего используют латинские буквы, например, «х» или «у». - Решим уравнение. - Число 3 (неизвестное слагаемое) нашли с помощью подбора. -Что значит «решить уравнение», как вы думаете? - Вспомните, как найти неизвестное слагаемое; неизвестное вычитаемое, неизвестное уменьшаемое. - Прочитайте текст в учебнике. - Что надо дописать в наше уравнение? | Дети называют качества Расшифровывают слова (боцман, повар, кок, капитан) -Лишнее слово – повар,т.к. повар и кок одна профессия, только повар –на суше, кок-на корабле. Выбирают капитанов в каждой команде -Вставим 5, т.к. 9 состоит из 5 и 4 -В них есть неизвестные числа: компоненты. -Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. -Часть или первое слагаемое Отвечают на вопросы учителя -Ответ: 3 |
IV. Первичное закрепление материала | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Капитаны получают карточки с изображениями кораблей, на них записаны по 2 уравнения. Капитаны читают уравнения для своей команды и решают их у доски. Каждая команда проверяет решение капитана. | Выполняют задания |
V.Самостоятельная работа | Практический | Выполняются 2 задания из учебника самостоятельно, затем первая команда проверяет у второй, вторая – у первой. | Групповая работа-взаимопроверка |
VI. Физкультминутка | Коллективная. Практический. Игра «Море волнуется…», «Рыбаки» | Под мелодию «Танец волн» проходит игра «Море волнуется…», затем игра «Рыбаки». Слайд № 8 Учитель показывает рыбку с примером и называет ответ каждой команде по очереди. Если ответ правильный, то дети хлопают, если нет, то топают. | Выполняют действия под руководством учителя, осуществляя тем самым профилактику утомления, активно участвуя в физкультминутке. |
VII. Усвоение новых знаний и способов действий | Практический | 1. Обратимся к звёздам. - Каждый матрос должен уметь ориентироваться по звёздам. Поэтому обратимся к звёздам. У вас на партах лежат «звёзды» с цифрами. Поделите звёзды между командами и составьте уравнения с этими цифрами. 2. Поднять флаг. - Рассвело. Нам пора отправляться в путь, но на кораблях нет флага. Заяц-моряк предлагает выбрать один из двух вариантов. Слайд № 9 - Как называется первый флаг? - Что означает каждый цвет? - Как называется второй флаг? - Какой флаг мы выберем? - Запишите задание в бортовые журналы: найти периметр флага. Если его длина 11 дм, а ширина 8 дм. 3. Полный вперёд! Слайд № 10 - Перед нами айсберги. Что такое айсберги? - Чтобы миновать опасную зону, надо выполнить 2 задания: 1. Решить уравнения, записанные на айсбергах. 2. Рассмотрите числа, записанные на вершинах «айсбергов» и найдите «лишнее» число. | Составляют уравнения и предлагают решить их другой команде. -Государственный флаг нашей страны – Российской Федерации -Белый - свобода, синий – равенство, красный – братство) -Андреевский. Его поднимают на военно –морских судах. - Российский. Наш путь мирный. Находят периметр - Айсберги –отколовшиеся от ледника глыбы различной формы. Они могут быть на плаву или на мели. Высота над поверхностью воды может достигать до 70 метров. Примеры решают в тетрадях, затем записывают на доске. Анализируют ряд чисел, определяют что их объединяет и какое число не вписывается в найденную закономерность. |
VIII.Творческая страничка «Морская» | Фронтальная. Индивидуальная, словесный, творческий, практический. | - Вижу по курсу что- то странное; это персонаж из стихотворения Бориса Заходера Слайд № 11 - Назовите первый персонаж (он зашифрован) и расскажите о втором. Кто они? - Что вы знаете о ките? - Он нас не пропустит, пока мы не решим задачи. Работа над задачей ведётся следующим образом: -чтение про себя; -решение на черновике; -решение на доске; -решение в бортовых журналах. | -Кот и кит. -Кит – морское млекопитающее. Длина кита до 20 метров, вес – до 70 тонн. Решают задачи из учебника. |
IX. Работа в парах | Фронтальная. Групповая. | -Внимание! За бортом бутылка! Что в ней? Достаёт из бутылки записку с заданием, читает) Слайд № 12 «Волшебный квадрат» - Вставьте подходящие числа в окошки | Работают в парах |
X. Рефлексия учебной деятельности (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Мы продолжим исследование на следующем уроке. На сегодня наша экспедиция заканчивается. - Почему же мы отправились в ИКСпедицию, а не просто в экспедицию? - Закончите предложения: - Я сегодня узнал… - Я научился… - Я рад… | - Мы познакомились с новой темой. Мы не знали, что будем исследовать. Ведь ИКСпедиция (х) и обозначает что-то «неизвестное» Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урок, осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
X.Домашнее задание | Фронтальный. Словесный. | - Дома вы продолжите исследование по этой теме и придумайте уравнения, неизвестное в которых находится сложением и вычитанием. | Слушают объяснения учителя, делают соответствующие записи, принимают учебное задание в соответствии с уровнем развития. |