Знания: - знать символику России (гимн, герб, флаг); - знать главу государства и его функции. Умения: - уметь различать символику России от символики других государств; - уметь показывать на карте границу, столицу страны, свой город; - уметь составить рассказ о Родине с опорой на знания, полученные на уроке. | Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Регулятивные: способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой); умение определять и формулировать цель. Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи; контролировать свои действия в коллективной работе. | -понимание особой роли России в мировой истории; -воспитание чувства гордости за национальные достижения; - способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства. |
Антиципация Звучит фонограмма «С чего начинается Родина» - Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - Какова тема сегодняшнего урока?(«Родина – что это значит») - Какая же цель нашего урока? - Цель урока – понять, что значит Родина для человека. На доске написано «РОДИНА» - Что обозначает это слово? - Подберите родственные слова. Ситуация затруднения Давайте прочитаем слова Василия Пескова, которые имеют очень глубокий смысл. - Как вы понимаете эти слова? - На доске у нас изображено дерево, символизирующее нашу Родину. Но у него нет корней и листьев. - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети кидают мячик друг другу и говорят, что для них значит слово Родина. Ответы детей. Дети читают: «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер». Ответы детей Ответы детей | Регулятивные УУД: определять тему урока. Познавательные УУД: формулировать познавательную цель урока с помощью учителя. Личностные УУД: взаимодействие с участниками учебной деятельности. |
- Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине? - Хватает ли ваших знаний, чтобы заполнить все дерево листьями и корнями? - Гораздо больше вы можете узнать сами, помощник – учебник (с.100). Работа с текстом. - Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек? -Ребята, что- то я запуталась: деревня Жилина – это моя Родина. И страна Россия – это моя Родина. Понятия “малая” и “большая” Родина. – У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина. – Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина. Работа в парах «Собери пословицу» – Как называется наша большая Родина? – Правильно, мы с вами живем в России (Российской Федерации). - Где расположена? И т.д. Много ли народов населяет нашу страну? Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие народы и народности. Как можно одним словом назвать жителей России? | Ответы детей. Первые листочки вешают на дерево. Учебник стр. 100-101. «О чем рассказал папа». Чтение в учебнике текста по ролям. Ответы детей. Ответы детей. Игра в парах «Собери пословицу”. Работа с картой. Ответы детей. | Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные УУД: расширение кругозора и культурного опыта школьника. |
Символика России. - Россия – это не только лес, горы, города, села… Россия – это государство. - Как отличить… - Для чего нужны символы государству? Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн. Вывешивает на доску Конституцию, портрет президента, изображения Герба, Флага, Гимн. -Для чего мы должны знать символы своей страны? Прослушивание гимна России. – Какие чувства возникли? - Когда и где вы слышали гимн? (Вспомнить про олимпийские игры) - Перед вами текст гимна, какими словами автор называет Россию? - Какие признаки он называет? Работа в группах. - Найдите в толковых словарях нужные слова. Флаг России. - Какие цвета составляют флаг России? - Что обозначает каждый цвет на флаге нашей страны. Соотнесите цвета флага со словами символами.(на доске) Игра «Найди флаг» - Найдите российский флаг. - В чём его отличие от других флагов? Задание: - Обведите границы России. Разделите территорию России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага. Герб России. - Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть. Работа в группах. Игра «Собери герб» - В каждом государстве есть главный город. Какой город является столицей России? -Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется? Кто является президентом России? - Можно ли обойтись без президента? -Кто может стать президентом? -Может ли стать президентом женщина? - Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и разрушит его? - Кто из вас быстрее построил свой дом? Другому было труднее. Вот и президенту сложно управлять страной. Задание. Подчеркните те качества, которыми должен обладать президент. Работа с репродукцией в учебнике И. И. Левитана “ Вечерний звон”. -Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник красками. Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наш край. Нам хорошо и привольно здесь… – Что вы чувствуете, глядя на картину? – Почему Левитан дал своей работе такой название? - Можно ли говорить, что космонавт, шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже любят свою Отчизну – Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Работа в группах. 1 – держава 2 – отчизна 3 - отечество Ответы детей. Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Игра «Найди флаг» Детям предлагаются изображения флагов России и других государств Выполнение задания на карточке с изображением границ России Ответы детей. Работа в группах. Дети собирают герб из частей – пазлов (работа в парах). Ответы детей. Ответы детей. Выполнение задания на листочках. Взаимопроверка. Работа в учебниках. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи. Познавательные: умение анализировать информацию, структурировать полученные знания, установка на поиск решения проблем. Личностные: понимание особой роли России в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории. Предметные: формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей творческой деятельности; Предметные: расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования. Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). Личностные УУД: понимание особой роли России в мировой истории; чувство гордости за принадлежность к данной стране. Познавательные УУД: сравнение произведений разных видов искусств. Личностные УУД: оценка личных возникших эмоций: чувства любви к Родине. |