Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе «Глагол как часть речи»
№ | Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Слайд. (1) Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал -Дети, вам тепло? (Да!) В нашем классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!)— Только начался урок? (Да!) А хотите вы учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! - Ну не будем терять времени, начнем наш урок с разминки – это … | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. | Чистописание. Слайд 2 «Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою дружу, На «отлично» напишу». Что это? /чистописание/ Найди закономерность и продолжи запись : Кзк// Кзкк// Кзккк// Слайд3 - Ребята, - Посмотрите на экран. Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый. -Какие задания вы можете предложить? Запишите имена существительные в 1 столбик Запишите имена прилагательные во 2 столбик Слайд 4 -Проверим по цепочке, вставляя букву. -Как определили имена сущ.? Прил.? -Какие слова не вошли в группы? -Почему? Докажите. -Чем они отличаются от других частей речи?(оценить ответы учеников) | Организует диалог с учащимися на поиск закономерностей.Крепит Организует практическую работу по повторению изученных орфограмм Создаёт условия для повторения ранее изученного включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой части речи в русском языке. | Работают с информацией, Записывают цепочки букв. Участвуют в практической работе по нахождению частей рчи. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают слова, обосновывают правильность выбора. Высказывают свои предположения по поводу оставшихся слов | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила о глаголе Б) Согласовать цель и тему урока. | - Какая возникла проблема? - Сформулируйте тему урока. Слайд 5 -Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока. , Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе , но сначала повторить всё , что мы уже знаем о глаголе. - Сформулируйте учебную задачу. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения признаков глагола Б) Закрепить алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме. | - Сегодня у вас будет необычное задание! Вам нужно будет помочь одному известному персонажу! Посмотрите внимательно на экран (Слайд 6) -Как зовут нашего персонажа? (Незнайка) -Какая у Незнайки беда приключилась? Слайд 7) -Куда отправился наш Незнайка? (Слайд 8) -Поможем ему? (да) А вот и первое задание! (Слайд 9) -Вспоминаем! Что такое глагол? (это часть речи) -Молодцы! Идем с Незнайкой дальше! (Слайд 10) -Что обозначает глагол? (действие предмета) -Молодцы! -А на какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?) -Молодцы! Посмотрите! Незнайке нужно помочь! Что нужно сделать? (дети читают задание) (Слайд 11) -Смотрим на 1 дерево с вопросом «Что делает?» Какой глагол лишний? -Почему? (отвечает на вопрос «что сделает?») -Дети, вы согласны? (да) ! Далее учитель спрашивает детей по аналогии. -Молодцы! Вы быстро справились с заданием! А кто помнит, как изменяется глагол? Например, летит и летят? (по числам) -Молодцы! Посмотрите. (Слайд 12) -Поможете Незнайке? (да) -Зададим вопрос: он что делает? (пишет) А они что делают? (пишут) -Правильно. Пойдемте дальше. По аналогии разбираются слова. (Слайд 13, 14) Как еще изменяются глаголы? Например, гуляю, гулял, буду гулять? (по временам) -Посмотрите на задание Незнайке. (слайд 11) -Что нужно сделать? (изменить по временам) -Какие времена у глагола вы знаете? (настоящее, прошедшее, будущее) -Поможем Незнайке? Читаем первое предложение (Вчера я кататься/катаюсь/катался на лыжах.) Прочитаем первый вариант. -Это верно? (нет) -Что не так? (глагол неверно стоит) -Читаем второй вариант . Подходит он? (нет) -Как же надо? (катался) -Какое это время? (прошедшее) -Читаем правильно (Вчера я катался на лыжах.) -Молодцы! Проверяют все предложения. (слайд 12, 13) А каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым) (слайд 14) -Правильно! -Как подчеркивается? (двумя чертами) -Помогаем Незнайке выбрать верный вариант! -Вы просто умницы! Помогли Незнайке! Он вас тоже благодарит! | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. . | Выполняют задание, помогают Незнайке, Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения. Формулируют правило. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
5. | Физкультминутка Цель: А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Слайд15 Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. (разминка для глаз). | . | Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6. | Первичное закрепление во внешней речи. Цель: А)Зафиксировать способ определения глагола как части речи. | -Слайд 16 1) Найди лишнее слово (работа в парах): Трещит, скрипит, воет, скулил. Прочитает, запишет, удивил, нарисует. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. 2) Индивидуальная работа: добавь глаголы Бабочка …, художник …, машина.., человек.., рыба…, птица… 3) Работа в группах. Поставь вопрос к глаголу, определи время, сделай вывод: Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
| Проверяет понимание способа действия. Даёт образец короткого доказательства . | Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. По очереди называют слова , определяют время, доказывают правильность написания. Используют алгоритм. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить умение делать синтаксический разбор предложений В) Закрепление полученных знаний Итог урока ( Рефлексия) | 1.Откроем учебник на стр.174 упр. 399 - Прочитайте задание. Выполните задание. - Проверьте правильность выполненных заданий по цепочке. Если не согласны с записью , исправьте ошибки. 2.Записать предложение с комментированием. Сделать синтаксический разбор предложения. Весной река разлилась и затопила низкие берега. Вы хорошо поработали! Теперь, чтобы обобщить наши с вами знания о глаголе – смотрим, что же узнал сам Незнайка. Он нам расскажет. Внимательно – запоминаем. Ученики смотрят продолжение презентации «Незнайка в стране глагола». (слайд 17-19) -О чем рассказал Незнайка? (о том, что ничего не знает о глаголе) -А Незнайка много узнал? (да) -А вы что узнали? (ответы учеников) Какую часть речи мы сегодня повторяли? (глагол) -Что обозначает глагол? (действие предмета) -На какие вопросы отвечает? (что делать, что сделать) -Как изменяется глагол? (по числам и временам) -Каким членом предложения является? (сказуемым) -У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его. Выставление оценок | Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп. Организует фронтальную проверку умения применять новое знание, преобразовывая информацию. | выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре, Выполняют задание, | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |